Данный урок предлагается в системе уроков по поэзии Серебряного века, в которой творчеству непосредственно Н. С. Гумилева отводится три часа учебного времени.
Цель урока: продолжить знакомство учащихся с великим таинством поэтического текста через выявление сложных внутренних связей его содержания и формы.
Задачи:
-
обучать приемам анализа стихотворения;
-
развивать творческое мышление и навыки письменной речи;
-
формировать умение чувствовать красоту, изысканность и глубину поэтического текста.
Оборудование: портреты Н. Гумилева и А. Ахматовой, рисунки А. Модильяни, музыкальный альбом группы "Машина времени” "Место где свет”.
Структура урока.
-
Запись в тетрадях темы, эпиграфа,ознакомление учащихся с целями и задачами урока.
-
Вступительное слово учителя.
-
Проверка домашнего задания.
-
Чтение стихотворения Н. Гумилева "Жираф”, беседа по тексту.
-
Запись наблюдений в таблицу.
-
Прослушивание песни А. Макаревича "Место где свет” с одноименного диска
-
Итоги урока. Запись домашнего задания.
Эпиграф урока:
Вот рай, пропитанный звучаньем и тоской, Не рай, так подступы к нему, периферия Той дивной местности, Той почвы колдовской, Где пятая откроется стихия.
А. Кушнер.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Рассказ о приезде семьи Гумилевых в 1903 году в Царское Село, о встрече семнадцатилетнего Николая с удивительной девочкой, утверждающей, что к ней "приплывала зеленая рыба”, "прилетала белая чайка” , а она "была дерзкой, злой и веселой/ И вовсе не знала, что это-счастье. /В песок зарывала желтое платье,/ Чтоб ветер не сдул, не унес бродяга…” Она была равнодушна к влюбчивому юноше, но он привык всегда добиваться своего, пусть на это уйдут даже годы…
Потом Н. Гумилев стал поэтом, воином, путешествовал по Африке, Абиссинии, Мадагаскару. В результате появились замечательные стихотворения, некоторые из которых посвящены экзотическим животным.
Проверяем домашнее задание: учащиеся выразительно читают подготовленные дома стихотворения ("Гиена”, "Носорог” и другие), отмечают четкие и яркие описания животных, их повадок, даже внутреннего мира.
Стихотворение "Жираф” читает учитель.
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд, И руки особенно тонки, колени обняв. Послушай: далеко, далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф.
Ему грациозная стройность и нега дана, И шкуру его украшает волшебный узор, С которым равняться осмелиться только луна, Дробясь и качаясь на влаге широких озер.
Вдали он подобен цветным парусам корабля, И бег его плавен, как радостный птичий полет. Я знаю, как много чудесного видит земля, Когда на закате он прячется в мраморный грот.
Я знаю веселые сказки таинственных стран Про черную деву, про страсть молодого вождя, Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман, Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.
И как я тебе расскажу про тропический сад, Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав… Ты плачешь? Послушай…далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф.
Беседа по вопросам.
Чем стихотворение "Жираф” отличается от текстов, которые уже обсуждались на уроке?
Оно не является рассказом о животных, оно о любви.
Если оно о любви, то почему называется "Жираф”? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте понаблюдаем над текстом.
Каково настроение стихотворения?
(оно грустное, почти тревожное)
Можно ли пересказать его сюжет?
(да, легко. Слушаем рассказ ученика.
Где происходит действие? Как оно происходит?
(Маленькая комната, дождь за окном. Маленькая хрупкая девушка, обнимая колени, сидит на диване. Рядом с ней юноша. )
Когда происходит действие?
(Сегодня. Но время как будто остановлено. Сегодня равно сейчас, в любое мгновение).
Кто ведет повествование?
(Лиричекий герой. )
Каким вы представляете его себе?
Он романтичен, одновременно реален, только опечален грустным взглядом на мир своей возлюбленной. Как счастлива может быть девушка, рядом с которой такой удивительный друг!
Он нежный, терпеливый, мудрый. Любимая для него – ребенок, нуждающийся в утешении и поддержке, поэтому нужна СКАЗКА… про ЖИРАФА… про черную деву…И он рассказывает, как будто рисует яркими красками плавный и величавый бег грациозного животного, по красоте сравнимого с мерцающей лунной дорожкой на широкой глади озера.
Помогла сказка?
(Нет, любимая плачет. Может быть, это те слезы, что спасут от одиночества?)
Следующие вопросы запишем в тетрадь, оставляя место для ответов и оформив работу в виде таблицы, которая поможет при выполнении письменного домашнего задания.
Какова композиция стихотворения, сколько в нем строф, сколькопредложений в каждой строфе?
Определите виды рифм, назовите рифмующиеся слова.
Приведите примеры звукописи.
Приведите примеры эмоционально окрашенной лексики.
Как выражается художественное пространство?
(Из маленькой комнаты - в Африку, на озеро Чад! Погружение в экзотический мир помогает уйти от проблем.)
Для чего автор использует сложные языковые синтаксические конструкции?
Найдите ошибку в употреблении деепричастного оборота. Почему эта стихотворная строчка- одна из самых завораживающих в тексте?
(…и руки особенно тонки, колени обняв…)
Итоги урока.
Стало ли более понятным стихотворение после беседы на уроке? Почему оно называется "Жираф”?
Как вы понимаете эпиграф, предложенный к уроку?
А сейчас давайте послушаем песню Андрея Макаревича "Место где свет”.
Чем созвучны стихи и мелодия песни со стихотворением Гумилева?
Домашнее задание.
Выучить стихотворение "Жираф” наизусть.
Написать работу "Размышление над стихотворением Н. Гумилева” или
"Жираф” Н. Гумилева и "Место где свет” А. Макаревича. Сравнительная характеристика. |