Тема урока: «В тени алых парусов».
Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, вызвать читательский интерес к его произведению романтического направления, а также с помощью языкового анализа помочь в постижении авторского замысла, понять мысли и чувства писателя, научиться верить в человеческие возможности и осуществление мечты.
Оборудование: магнитофон, запись песни; репродукции картин Айвазовского; иллюстрации к книге «Алые паруса», нарисованные ребятами; портрет А.С. Грина; книжная выставка.
Ход урока.
Урок начинается с прослушивания песни «Алые паруса» и чтения стихотворения В. Некипелова «Памяти Грина».
Слово учителя (используется статья К.Паустовского об А.Грине).
Имя Грина по сей день окружено пёстрым венком причудливых и достаточно нелепых легенд. О нём не расскажешь одним словом. Жизнь его похожа на феерию, на увлекательный приключенческий роман с трагическим концом. Это был человек со своим, ни на кого не похожим умением видеть и понимать мир; хорошее и дурное переплелось в нем причудливо, своеобычно. Больше всего он любил и ценил в человеке живую душу, в людях – умение до отказа заполнить жизнь мечтами, тревогой, яростью. Романы Грина дают великолепную канву для мечтателей.
Давайте обратим внимание на портрет Грина. Внешность Грина говорила лучше слов о характере его жизни: это был необычайно худой, высокий и сутулый человек, с лицом, иссеченным тысячами морщин и шрамов, с усталыми глазами, загоравшимися прекрасным блеском только в минуты чтения или выдумывания необычайных рассказов, и все-таки эти глаза смотрят грустно, но далеко куда-то мимо.
Мечтами о неожиданном счастье и радости полны все рассказы Грина, но больше всего повесть «Алые паруса». Эту сказочную книгу Грин обдумывал и начал писать в Петрограде в 1920 году.
«Алые паруса» - поэма, утверждающая силу человеческого духа, просвеченная насквозь, как утренним солнцем, любовью к жизни, к душевной юности и верой в то, что человек в порыве к счастью способен своими руками совершать чудеса. Недаром сам автор определил ее жанр как феерия. У этого слова два значения: 1. театральное представление или цирковое сказочное содержание, отличающееся пышной постановкой и сценическими эффектами; 2. переносное значение - волшебное, сказочное зрелище.
- Как вы думаете, в каком из этих двух значений Грин употребил это слово в применении к своей книги?
Необыкновенность творчества Грина в том, что он создал волнующее, романтическое фантазерство – страну отроческого воображения – описал эту страну и узаконил как естественное и необычное все то, что простые люди полагают оторванным от жизни, чуждым реальному и несбыточным. Многое прекрасное и пленительное из богатств и радостей мира собранно Грином на страницах его поэтической книги.
У Блока есть стихи:
Случайно на ноже карманном
Найди пылинку дальних стран –
И мир опять предстанет странным,
Закутанным в цветной туман!
Это чувство охватывает нас и тогда, когда мы раскрываем эту романтическую книгу.
«Александр Грин - писатель солнечный и, несмотря на трудную судьбу, счастливый, потому что через все его произведения победно проходит глубокая и светлая вера в человека, в добрые начала человеческой души, вера в любовь, дружбу, верность и осуществимость мечты…и каждый почитавший его становится чем то богаче и чище» (В.Кетлинская).
Беседа по повести:
1. Какие эпизоды из повести «Алые паруса» проиллюстрированы на доске? Найдите и зачитайте.
- Первая встреча Ассоль и Грэя на берегу моря; Ассоль провожает отца в море; появление алого «Секрета».
2. Прочитайте понравившиеся вам страницы.
3. Прочитайте описания моря и корабля. Какие слова использует автор для точного и выразительного описания? Какие чувства вызывают эти картины?
-«Она видела в стране далёких пучин подводный холм; от поверхности его струились вверх вьющиеся водоросли; но море тем временем ещё спало, обведённое по горизонту золотой нитью». Использование эпитетов, метафор. Описание вызывает ощущение чего-то необычного, предвестие чего-то красивого и нежного.
4. Можно сказать, прочитав несколько эпизодов, что у Грина свой не на кого не похожий язык, свой стиль.
А какое средство художественной выразительности особенно точно и ярко использует Грин? Что оно придаёт повествованию? Понаблюдайте и прокомментируйте, а какие слова – образы включает автор в описание «Алых парусов», их роль в произведении.
-«Красный, алый, пунцовый огонь, алый бархат, уста, кровь, роза, вино». Автор использует чаще метафоры и эпитеты, которые усиливают, подчёркивают, выражают полнее и ярче цвет парусов и чувства героев.
А раньше в эпоху Ренессанса парус являлся атрибутом фортуны, переменчивой, как морской ветер.
Чтобы вы увидели насколько важны языковые средства в тексте, найдите описание выбора ткани, выделите художественные средства, какова их роль.
-цветопись;
-«игра тени и света» - относится к романтизму.
5. Стиль повествования меняется с появлением Ассоль: фраза сложнее; экспрессия; стилистические тропы – особое дыхание, музыкальность, цвет.
Сколько в тексте дано портретов Ассоль?
-6 портретов, в которых чувствуется лиричность и душевность.
Благодаря произведению Грина, его героям, метафора «алые паруса» становится метафорой XX века.
Какие ассоциации вызывает у вас это произведение, подберите ассоциации в виде эпитетов.
-чудесная неизвестность;
-ожидание чуда;
-жажда приключений;
-безмерное разнообразие жизни.
Язык Грина звонкий, прозрачный, как капельки росы, в которых отражается целый мир.
6. А встречали ли вы людей, похожих на героев повести?
-Да.
А заметили ли вы сходство автора и героя: во-первых, Александр Грин и Артур Грэй, совпадение букв имени; во-вторых, душевная схожесть.
7.Что вам даёт знакомство с произведениями Грина?
-Становишься чище и богаче нравственно, духовнее.
Обзор книжной выставки.
Наш урок мы заканчиваем песней В. Ланцберг «Алые паруса». |