Цель: дать учащимся представление о том, как отразилась сложная обстановка 30х годов в повести "Котлован".
План: 1. Время действия повести 2. Мотив дороги 3. Вощев 4. Котлован - основа будущего дома для пролетариев 5. Проблемы коллективизации
Он вырос в великую эпоху электричества и перестройки земного шара.
А. Платонов. "Потомки солнца"
1. Андрей был старшим из десятерых детей в семье Платона Фирсовича Климентова, слесаря и помощника машиниста в воронежских железнодорожных мастерских. Здесь же работал юноша, когда начались исторические события 1917 года, затем он учился в воронежском политехникуме и был активным корреспондентом различных литературно-журналистских изданий. Юный Платонов революцию ассоциирует с паровозом, одна из основных тем его в это время - пробуждение в человеке сознания вместе с приходом революции, как закономерного, естественного процесса. С годами идеи ранних лет проходят перепроверку. Платонов, работавший в 1921-1926 годах губернским мелиоратором и электротехником, в конкретных ситуациях сталкивается с той вселенной, которую призывал перестраивать. И реальная жизнь заставила по-новому осмыслить происходящее.
Повесть "Котлован" рассказывает о событиях, которые происходят во второй половине 1929 года. Это время переломное, в котором переплелись и осколки прошлого, дореволюционного, и уходящий НЭП, и начало нового строительства. Сам по себе человек ничего не значил. Главное было - происхождение. От каждого приходящего на стройку требовалось пролетарское или крестьянско-бедняцкое происхождение: "лишь бы он по сословию подходил: тогда - годится". Переломное время рождает новые отношения между людьми, внося существенные корректива и в их характеры.
2. Вся Россия стронулась с места, сдвинут с привычней колеи уклад жизни, каждый ощутил себя странником. Мотив дороги, мотив движения проходит через всю повесть. Люди приходят на страницы произведения как бы из небытия, в небытие же и уходят. Идет неизвестной ему дорогой в поисках истины Вощев. Направляет хоть - куда-нибудь "действие своей тележки" инвалид Жачев. Уплывают в неизвестность насильственно посаженные на плот "кулацкие элементы".
3. Главный герой "Котлована" Вощев в день своего тридцатилетия получает расчет на небольшом механическом заводе. "В увольнительном документе ему написали, что он устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нём и задумчивости среди общего темпа труда". О чем же эта задумчивость? Вощев сомневается в смысле своей жизни как самоценного человеческого "я". .Его мучает вопрос "...полезен ли он в мире или без него всё благополучно обойдется?" Но такие "сомнения в правильности жизни" в то время становились не просто ненужными - опасными. Уже на первых страницах повести прозвучали два слова, в которых воплощён сам пафос времени - "темп" и "план". Конфликт возникает между общим темпом труда и задумчивостью. "Я задумывался на производстве - и меня сократились", - скажет потом Вощев. Сверху будет спущен план, циркуляр, предписание. Раздумья Вощева о плане общей жизни, о смысле ее, о счастье на заводе, где он работал, кажутся нелепыми, лишними. Тоска от бессмысленности жизни сорвала героя с насиженного места. Исследователи заметили в фамилии Вощева несколько разных смыслов: "воск" - т.е. человек, абсолютно чуткий к воздействиям жизни; "вотще" - напрасно, тщетно ищущий.
4. Время, описанное в повести, характеризуется исключительным энтузиазмом масс. Поиски приводят Вощева на строительство котлована для будущего дома счастливой жизни пролетариев. Строители котлована делают своё дело не для одних себя а во имя будущего - "впрок": " Скорей надо рыть землю и строить дом, а то умрёшь и не поспеешь. Пусть сейчас жизнь уходит, как теченье дыханья, но зато посредством устройства дома её можно организовать впрок - для будущего неподвижного счастья и для детства". Однако дальше рытья котлована, все расширявшегося и расширяющегося, дело со строительством не пошло.
В образе-символе котлована была зафиксирована действительность: постоянный увеличения заданий пятилетнего плана привели к их фактическому срыву, вместо "большого чугуна" - только "котлован". В итоге - недорытый котлован, ставший могилой ребенка. Достоевский говорил о невозможности счастливого будущего, если в его фундамент заложена "слезиночка ребенка". У Платонова же не просто слезиночка - тело девочки Насти в буквальном смысле заложено в фундамент будущего "здания мира". Какой страшный парадокс; общественная польза противостоит человеческой судьбе, детской жизни!
"Мимо барака проходили многие люди, но никто не пришел проведать заболевшую Настю, потому что каждый нагнул голову и непрерывно думал о сплошной коллективизации".
Проблемы"сплошной коллективизации " очень важны в повести. А. Платонов был твердо убежден в закономерности коллективизации как единственно возможного пути в преобразовании русской деревни. Он воссоздал драматическую обстановку, сложившуюся в стране в это время. Многие сцену перекликаются со страницами "Поднятой целены": убийство активистов, "мясная вакханалия" в момент обобществления скота и др. А. Платонов не мог смириться с тем, что судьбы многих и многих людей /"крепких, культурных хозяев"/ были "пущены под откос" только из принципа: "лес рубят - щепки летят". "Ликвидировали? - говорит из снега один из раскулаченных. - Глядите, нынче меня нету, а завтра вас не будет. Так и выйдет, что в социализм придет один ваш главный человек". И венчает всё плот, уносящий в безвестность погружённых на него кулаков, подкулачников, а вместе с ними - случайно забредших в деревни людей." Кулачество глядело с плота в одну сторону - на Жачева, люди хотели навсегда заметить свою родину и последнего, счастливого человека на ней! " А. Платонов в момент крутой ломки судеб миллионов людей, когда многие упивались цифрами сплошной коллективизации, призывал не к спешке, а к разумной оценке всего, что свершилось: "Человек, люди должны утверждать, отроить новую жизнь, а не разрушать ее!" "Котлован" и сегодня звучит не только как напоминание о прошлом, но и как предупреждение о будущем.
Краткие выводы: 1. Повесть "Котлован" рассказывает о событиях, которые происходят во второй половине "переломного" 1929 года. Переплелись и осколки прошлого, дореволюционного, и уходящий НЭП, и начало нового строительства. Сам по себе человек ничего не значила. Главное - происхождение. 2. Вся Россия стронулась с места, сдвинут с привычной колеи уклад жизни, каждый ощутил себя странником. 3. Главный герои "Котлована" Вощев - человек ищущий, задумывающийся над смыслом жизни, что не соответствует "темпу труда" на заводе, где он работал. Он получает поэтому расчет. 4. Поиски приводят Вощева на строительство котлована для будущего дома счастливой жизни пролетариев дальше рытья котлована всё расширяющегося и расширяющегося, дело со строительством не пошло, и образе-символе котлована бала зафиксирована действительность: постоянные увеличения заданий пятилетнего плана привели к их фактическому срыву. 5. А. Платонов был твердо убежден в закономерности коллективизации как единственного возможного пути в преобразовании русской деревни, но он не мог смириться с тем, что судьбы многим и многим людей были пущены под откос, призывая не к спешке, а к разумной оценке происходящего. "Котлован" и сегодня звучит не только как напоминание о прошлом, но и как предупреждение о будущем.
Литература: В. Акимов "Проза Андрея Платонова" А. Устижанин. "Без истины трудно жить".
|