Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 30.11.2024, 19:44:35
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

В поэтическом мире стихотворения Н. М. Рубцова «Видения на холме».
06.04.2009, 16:21:35

Основные установки:

  • на понимание смыслового богатства стихотворения;
  • на дальнейшее развитие читательского опыта.

Цели урока:

  • активизация опыта восприятия и истолкования лирического произведения (в соответствии с Программой по литературе для 8 класса);
  • формирование умений, связанных с анализом и интерпретацией художественного произведения;
  • приобщение учащихся к творческой деятельности.

Форма урока: литературная беседа.

Методы: сочетание методов творческого чтения, эвристического и исследовательского.

Подготовка к уроку:

  • вспомнить структуру анализа лирического произведения;
  • повторить определения следующих терминов: лирика, лирический герой, композиция, ритм, стихотворный размер, средства художественной изобразительности;

Ход урока

…стихотворение с беспредельным, самородным началом…


Слово учителя. Установки урока. Вступление к анализу произведения (данный урок проводится после изучения стихотворения Н.Рубцова «Русский огонек»):

Вопросы к классу:

Какой лейтмотив стихотворения? Основная мысль? Основной образ?

Тихий свет скромного огонька, в «предчувствии тревожном» горящего для всех «в бескрайнем мертвом поле», во мгле, рождает у лирического героя «добрую веру» в жизнь, желание за добро расплатиться добром, а за любовь – любовью.

Каков лирический герой в стихотворении «Видения на холме», что его тревожит, что он любит? Русь для Рубцова – самое дорогое, что он оставляет на этом свете. Бесприютный и неприкаянный странник, познавший холод и бездомье, поэт любил Россию так, как любят самых близких людей – мать и отца.

Выразительное чтение стихотворения Н. М. Рубцова «Видения на холме» (один из самых эмоциональных моментов урока)

Выявление и активизация опыта первичного восприятия.

Вопросы и задания для беседы:

  • Поделитесь впечатлениями от встречи со стихотворением Н. М. Рубцова. Кто является лирическим героем стихотворения «Видения на холме»?
  • Вспомните структуру анализа лирического произведения и запишите его план в левой части тетради (работа проводится коллективно).

Правую сторону тетради старшеклассники заполняют самостоятельно.

Первоначальная запись может выглядеть следующим образом:

  • Основная тема и мотивы.
  • Композиционное строение.
  • Ритмическая организация стихотворения.
  • Интонационно-синтаксические средства художественной выразительности.

Вспомнив структуру анализа лирического произведения, школьники должны придумать как можно больше вопросов к стихотворению и постараться на них ответить.
В процесс данной творческой деятельности включается и учитель. Цель педагога в данном случае связана с совершенствованием навыков анализа поэтического текста у старшеклассников. Например, на данном этапе урока формулировались вопросы:

  • Какая тема стихотворения, на ваш взгляд, главная?
  • Какой видит свою родину поэт?
  • Какие страницы истории Руси вспоминаются поэту? Как изображаются враги России? Что им противопоставляется в стихотворении?
  • Какова композиция стихотворения? Какие выразительные средства использует поэт?
  • строфического и стихового членения этого поэтического текста?
  • Как воплощается в этом стихотворении основная для лирики Р. антитеза «Свет-мгла»? Какие уже знакомые образы появляются вновь?
  • Какие картины «грозного раздора» в миг прозрения увидел лирический герой будто «наяву»? Что беспокоит поэта? Какие опасности подстерегают Русь? Кто они, «иных времен татары и монголы»?
  • На осмысление названия стихотворения: что такое видение? Связываю с картиной М.Нестерова «Видение отроку Варфоломею».

Ниже привожу примеры ответов на некоторые вопросы.

Видение у Н.Рубцова – отдых для души, опутанной житейскими цепями. Это состояние заставляет человека осознать свою связь с миром, ощутить причастность своей судьбы к судьбе родины. Душа человека во сне, в полудреме не знает пространственных и временных границ, черпает силы в том, что было давно с человеком и его отчизной, переживает боль давно минувших столетий. Чтобы уберечь родину от ошибок в настоящем, видения воскрешают картины русской старины. Будто наяву видит лирический герой «в крови и жемчугах тупой башмак скуластого Батыя». Его историческая память очень тревожна. Трагические моменты истории он переживает как непреходящую личную боль.

Рубцову было свойственно глубочайшее чувство исторического прошлого. В стихотворении оно раскрывается с наибольшей силой. Перед нами прошлое, настоящее и перспектива будущего. Перед глазами лирического героя предстает прошлое: цепь грозных событий: картины грозного раздора, татаро-монгольское нашествие, затмившее свет на звездных берегах, другие бесчисленные страданья и битвы (о них свидетельствует многоточие в конце первой строфы).

Холм – за деревенской околицей – не такая уж большая высота, но с нее видна вся Родина – не в пространственном, а в историческом временном плане. Холмы воспринимались поэтом как своеобразные следы истории народа: древность, повеет, дол. Очень удачное сочетание, точное и единственно возможное: дол – впадина, углубление. Древность – далекое прошлое, ушедшее в глубь веков. Лексический пласт подчеркивает далекое прошлое. Традиционно-поэтическое дол органично вписывается в идейно-художественный план произведения.

Обращаем внимание на тщательно продуманную композицию стихотворения. Оно состоит из четырех восьми-девятистрочных строф пятистопного ямба, обособленных не только обычными пробелами и многоточиями, завершающими каждую строфу. Важную роль играет и графическое выделение в отдельную строку эмоционально напряженного повтора кресты, кресты: лирический герой медленным взглядом охватывает бесконечный ряд крестов, этих безмолвных свидетелей людского горя. Интонационно эта строка не сливается ни с предыдущей, ни последующей строками. Возникает пауза, в течение которой в душе лирического героя окончательно созревает горькое осознание – «Я больше не могу!»

Формальное деление стихотворения на четыре строфы четко отражает ход грустных размышлений поэта и смену чувств и настроений.

Слово учителя. В. Кожинов, исследователь творчества Н. Рубцова, писал: «Первая строка стихотворения всегда очень важна; это своего рода камертон, задающий всю мелодию. Но мало того: в лирической миниатюре (а большинство стихотворений Николая Рубцова состоит из 12-24 строк) первая строка по своей весомости сравнима с прологом или начальной главой романа».
Перечитайте первую строку стихотворения «Видения на холме». Согласны ли вы с мнением ученого? Обоснуйте свой ответ.

Слово учителя. Обратите внимание, что эмоциональным настроением эта строка перекликается с последней строфой, образуя кольцевую композицию произведения, здесь несколькими штрихами поэт создает выразительную, полную гармонии, чарующую картину жизни:

Cмирно на лугу
Траву жуют стреноженные кони.
Заржут они – и где-то у осин
Подхватит эхо медленное ржанье,
И надо мной –
бессмертных звезд Руси,
Спокойных звезд безбрежное мерцанье…

Кони, пасущиеся в поле, издавна служили в народной поэзии символом мира, спокойствия, вольности.

Творчески используя этот символ, Рубцов подчеркивает его значение эпитетом стреноженный (треножить – значит связывать путами обе передние ноги животного с третьей или только передние ноги. Никому в голову не придет стреножить коней в неспокойной, тревожной обстановке. Значение «спокойный, лишенный тревог» несут в себе и наречие смирно, и несколько неожиданный на первый взгляд эпитет медленное ржанье (медленный – «неторопливый, неспешный», то есть спокойный).

Не нарушает тишины и далекое (но слышное в тишине) эхо, откликнувшееся на спокойное ржание коней.

Композиционной основой произведения служит контраст между «видениями» прошлого и реальностью. Альтернативой «грозному раздору» звучит мотив тишины и покоя, в четвертой, заключительной строфе.

Накопление эпитетов в последних строчках (бессмертных, спокойных, безбрежное) настойчиво утверждает мысль о вечном сиянии звезд в небе над Русью.

На протяжении всего стихотворения не раз меняется эмоциональная тональность речи, отражая смену чувств и настроений лирического героя.

Просветленный финал.

Проследите за звукописью стихотворения, как изменяется она с изменением настроения?

Поэт использует прием звукописи. В начальной строке повторяются гласные а, у, придающие гармонию стиху: «Взбегу на холм и упаду в траву»

Выразительна звукопись второй и третьей строк: «…древностью повеет вдруг из дола!/ И вдруг картины грозного раздора/ Я в этот миг увижу наяву». Смысловая значимость буквосочетаний др, вдр, грз, рздр нарастает постепенно, достигая полного завершения в последнем, логически ударном слове, создавая тем самым яркий слуховой образ. Сильное впечатление производит звуковое оформление второй части третьей строфы:

Они несут на флагах черный крест,
Они крестами небо закрестили,
И не леса мне видятся окрест,
А лес крестов
В окрестностях
России.

Кресты, кресты…

В каждой строке повторяется корень крест, создается ритмический рисунок, в котором мы явственно слышим мерный марш вражеских колонн. «Они крестами небо закрестили» - повторение через сотни лет летописного «И тьма землю объяла…». «лес крестов в окрестностях России» - черные кресты покрыли не только небо, но и землю, то есть земля русская усеяна могилами, отмеченными могильными крестами. Множественное число слова «окрестность» подчеркивает безграничность пространства, охваченного бедой. Создается образ необычной силы обобщения.

И звукопись, и ломаная структура последней строки третьей строфы, нагнетающий повтор кресты, кресты, многоточие как тревожное предчувствие бесконечного множества этих «знаков беды» усиливают чувство эмоционального напряжения и как взрыв отчаяния – «Я больше не могу!» Отсутствие глагола, обозначающего конкретное действие (не могу что делать?) говорит о том, что лирический герой больше не может находиться в плену нахлынувших видений. Он делает спасительный жест («Я резко отниму от глаз ладони»), который возвращает его к настоящему, к свету, солнцу, тишине и покою.

Сделайте вывод об особенности поэтического мира Рубцова.

Родина для поэта – это прежде всего сельская Россия с ее бескрайними полями, лесами, безбрежным небом. Звездное небо символизирует собой вечность, перед лицом которой даже нашествие Батыя – лишь миг. Гармоничность природы Руси противостоит здесь смерти и горю, что приносили на русскую землю враги. Однако финальная картина мирной жизни утверждает незыблемость миропорядка.

Как меняются картины в каждой из строф? Какие штрихи создают в первой строфе тягостное состояние? Грозный раздор. Пустынный свет – это лишь предчувствие, заканчивающееся разорванной строкой:

Затмит на миг
В крови и жемчугах
Тупой башмак скуластого Батыя…

Сравним последний стих со стихом, начинающим это предложение: Пустынный свет на звездных берегах.

Редкое у Рубцова нагнетание эпитетов в каждой из этих строк несет глубокую эмоциональную нагрузку.

Какое видение сменяет предыдущее? Найдите ряд однокоренных слов, помогающих передать высокий драматический момент стихотворения. (Черный крест, крестами небо закрестили, окрест, лес крестов в окрестностях России, кресты, кресты… и это фактически в четырех строках стихотворения!)

Заметим, что последняя строка «кресты, кресты…» по законам стихосложения должна была бы быть частью следующей, начинающей третью строфу: «Я больше не могу!» Почему происходит такой разрыв? Что разрывает не только строфу, но и вводит строфический пробел?

Усилием воли поэт стряхивает тяжесть мрачных видений. И высокий пафосный подъем сменяется мирной, спокойной картиной.

Неизмеримое звездное небо, бессмертные звезды Руси, безбрежное мерцанье, красота окружающего мира. Спокойствие и доброта – все это разве не может перебороть злобу и мстительность, вражду и ненависть?

Заключительный этап урока. Обращение к словам Г. Горбовского:

"Поэзия Н.Р. несет в себе мощный нравственный заряд, она, эта поэзия, способна не только воспитывать в человеке чувства добрые, но и формировать более сложные духовные начала…И спасибо ему от нас запоздалое за красоту и пронзительность этой поэзии, спасибо ему за любовь его земную, неопалимую."

Домашнее задание: используя полученные на уроке знания, дать развернутый ответ на любой вопрос, прозвучавший в классе.

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: Конспект урока по русской литератур, В поэтическом мире стихотворения Н., в помощь учителю-словеснику, литература в школе, скачать бесплатно
Просмотров: 2602 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0