Цели урока:
-
обучающая: обучение приемам анализа художественного текста;
-
развивающие: развитие речи детей, умения рассуждать, отстаивать собственное мнение;
-
воспитывающие: воспитывать чувства сострадания, сочувствия, жалости и любви к «братьям меньшим», понимания и готовности принимать участие в решении главной проблемы XX века - «Человек и окружающий мир».
Оборудование урока: портрет писателя Л.Андреева, рассказ Л. Андреева «Кусака», выставка книг о животных, рисунки детей, тексты сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», запись эпиграфа на доске.
Ход урока
«Мы в ответе за тех, кого приручили» А. де Сент-Экзюпери
Урок начинаю с чтения отрывка из произведения Антуана де Сент-Экзюкери «Маленький принц».
- Прочитайте еще раз слова Маленького принца. Они и будут являться ключом к нашему уроку.
- Какие чувства и переживания вызвал у вас рассказ?
- Обратимся к вашим рисункам. Поделитесь своими мыслями, зачитайте отрывки из рассказа, которые подходят к иллюстрациям.
- Что вы хотели выделить, подчеркнуть, отметить? (выборочное чтение, устное высказывание).
- Объясните такие слова:
«Всей своей собачьей душой расцвела Кусака»?
- Как вы их понимаете?
- А кто прочитает?
- Кто теперь дороже всех для Кусаки?
- Почему? Что смогла сделать Леля?
- Почему же не сразу откликнулась на ее ласку собака? (прошлая жизнь пса).
Выборочное чтение.
- Когда Кусаку обманули впервые?
- Осталась ли после этого капля доверия у собаки?
- Хотелось ей найти хозяина, настоящего, заботливого?
- Слово «бескорыстно» о чем-то говорит вам?
- Почему собака обидела Лелю и ВТО же время ревниво охраняла сон девочки и ее близких?
- Автор говорит, что дачники были добрыми людьми, но собирались застрелить собаку, если не уберется. А вы согласны, что они были добрыми?
- Как они назвали собаку?
- А можно было назвать ее по-другому? Физминутка.
- Итак, собака испытывает счастье и радость от приручения. Она нашла хозяев, они ей нужны, она их любит.
- Как Кусака пытается показать свою привязанность и доверие?
- Кем она является для дачников? Можно ли назвать это настоящей любовью?
- Возможно, что Леля по-настоящему привязалась к собаке, любит ее?
- Прочитайте диалог - разговор Лели с матерью.
- Какие выводы можно сделать после прослушивания? (Леля не любит, просто жалеет Кусаку. Сколько раз автор говорит об этом? 3 раза)
- Какова ее интонация?
- Заплакала она или нет? Почему?
- Что является главным для матери и Лели?
- Кем они собираются заменить Кусаку?
- Что забыла сделать девочка?
- О чем говорит вам образ дурачка Илюши? Можно ли «провести ниточку» от собаки к этому человеку?
- Что сходного в их судьбе?
- Назовите самый драматический момент в рассказе?
- Как вы понимаете крик души собаки? Как она это выражает?
- какой герой незримо и присутствует в рассказе и помогает понять переживания собаки? (природа).
- Выберите слова, характеризующие обитателей дачи, (на доске записано).
Милосердие Гуманность Понимание боли и счастья другого существа Жалость Сострадание Безразличие Предательство Черствость души, равнодушие Мягкотелость Неуважение достоинства другого
- А остальные слова нашли свое место в рассказе? А для вас что значат они?
- Можете ли вы понять слова А.Сент-Экзюпери? И как?
Заключение.
- Посмотрите на выставку книг. Все они написаны о животных, об отношении людей к ним, к окружающему миру.
- Какие книги вы уже читали?
- О каких героях-животных можно вспомнить?
Домашнее задание:
1. Напишите сочинение от имени Кусаки, о его душевных переживаниях;
2. Прочитайте одну из книг из рекомендательного списка. |