Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 30.11.2024, 15:26:43
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Анализ эпизода "Лунная ночь в Отрадном" из романа Л.Н. Толстого "Война и мир"
06.04.2009, 16:44:21

Цели:

  1. Дать навыки литературного анализа.
  2. Обратить внимание учащихся на стилистику Л.Н. Толстого как образец литературной речи.
  3. Привитие любви к языку, умений выразительно и точно выражать мысли.

Оборудование: Роман "Война и мир”.

I. Вступительное слово учителя.

Композиция "Война и мир” запоминается как цепь ярких картин, которые забыть невозможно. Сражения, первый бал Наташи, охота и святки, лунная ночь в Отрадном…

Сегодня мы проанализируем эпизод "Лунная ночь в Отрадном”. (III том, II ч. II гл.)

Князь Андрей едет в Отрадное по делам. Перед нами разочарованный в жизни человек, решивший тихо и спокойно доживать свою жизнь, ничего более не желая.

От чего отказался князь? От любви, счастья, интересных дел…

В плохом настроении Болконский подъезжает к Отрадному. Ничто его не радует.

Толстой использует прием антитезы, которая прослеживается с начала и до конца главы, помогая ярче отобразить характеры и внутреннее состояние князя и юной Ростовой.

II. Работа с текстом

1. Противопоставление князя Андрея и Наташи.

Время, место, пространство играют огромную роль в раскрытии мировосприятия героев. Работаем по тексту.

а) Весенний день. Середина мая, но лес уже весь оделся. Все цветет, зеленеет. Жарко. Пыльно. Хочется купаться.

Вот бегут девушки смеются, кричат. Внимание князя Андрея привлекает тоненькая девушка в желтом платье с белым носовым платком на голове. Волосы у нее распустились. Она кричит, хохочет, бежит впереди всех. Ей просто хорошо! Это Наташа Ростова. Она совсем не думает о том, как она выглядит. Читаем текст.

б) Цветовая гамма (желтый и белый цвет на фоне зеленой листвы) вызывает ощущение радости.

в) Противопоставляются чувства героев. Наташе радостно – Андрею больно. Почему? Читаем его первый внутренний монолог.

2. Андрей проводит целый день в Отрадном. Вокруг него – старшее поколение. Казалось бы, все хорошо. Почему же день кажется князю скучным? Почему он несколько раз поглядывает в сторону Наташи, которая среди молодежи так весела и счастлива?

Читаем второй внутренний монолог Болконского.

Вновь мысленно князь Андрей пытается понять ее, объяснить себе причину ее веселья и радости. Риторические вопросы помогают нам понять внутреннее состояние князя Болконского. Читаем, объясняем.

Наташа притягивает внимание Андрея своей беспричинной радостью, молодостью. Там, где она, всегда смех, веселье. И Андрею хочется быть рядом с ней. Но он не может заставить себя подойти к девушке, так как не обладает открытостью характера, привык сдерживать свои чувства. Он даже несколько холодноват.

III. Поведение Андрея в комнате.

1. Почему же молодой человек остался ночевать в Отрадном? Может втайне надеялся на следующий день вновь встретить эту прелестную девушку, что завладела его мыслями? А пока он досадует. Досадует на графа Ростова, который заставил его остаться. Досадует на себя, что остался. Он не может найти себе места. Не может заснуть. Читаем текст.

Однако нам понятно, что такой решительный, волевой человек ни за что бы не остался ночевать в Отрадном, если бы сам не хотел этого… Но он даже себе не признается в этом, словно боится чего-то…

Читаем текст. Обращаем внимание на построение предложений: они короткие, но в них четко расписаны действия князя. Мы чувствуем его внутреннее беспокойство, которое мешает молодому человеку заснуть. Значит, покоя в душе его нет.

2. Толстой с глубоким мастерством передает внутреннее состояние героя.

а) Какой изобразительный прием использует автор, чтобы показать, что Андрею все-таки не спрятаться от жизни? Метафору. Лунный свет ворвался в комнату. И нет ему преграды. Какая экспрессия! Читаем предложение из текста.

б) И в этот момент князь слышит разговор девушек. И ведь слушает, не закрывает с досадой окно! Значит, ему интересно!

Читаем диалог по ролям. Сравниваем мировосприятие Сони и Наташи.

IV. Изображение лунной ночи как средство раскрытия внутреннего мира героев.

1. Наташа любуется красотой, которую создают свет и тени. Таинственная красота! В этом небольшом отрывке очень много эпитетов. Находим их.

а) Деревья черные с одной и серебристо-освещенные с другой стороны. Большое кудрявое дерево с ярко-белым стволом.

Листья и стебли серебристые.

Полная луна на светлом небе.

Под деревьями сочная, мокрая, кудрявая растительность.

Оттенки черного, белого и серебристого цветов создают романтическую красоту.

Наташа не может наглядеться. От полноты чувств в голосе ее звенят слезы. Ночь кажется ей волшебной, необыкновенной. Такой никогда ранее не было.

2. Андрей тоже любуется прекрасной ночью. Но он видит реальную картину: ночь свежая, светлая. Под окном деревья. Вдали блестит росой крыша. На небе полная луна.

Читаем текст.

Князь облокотился на окно, и глаза его остановились на небе. Андрея притягивает небо как символ непостижимости тайны жизни. А еще ему интересно слушать разговор. Он боится даже пошевелиться, чтобы не выдать своего присутствия. Значит, восторги Наташи не оставили его равнодушным. Он поглощен прежде всего ею. Его очаровала эта непосредственная девушка, такая искренняя в проявлении своих эмоций.

Читаем текст.

Наташа, восхищенная красотой лунной ночи, готова полететь. Она ощущает себя бесконечно счастливой, раскрепощенной внутренне. Девушка находится в полной гармонии с окружающим миром.

Андрей неожиданно для себя ощутил в душе "путаницу молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни”. Только недавно он был внутренне опустошенным, казалось, ничто больше не тронет его душу…И вдруг… Восторженная девушка заставила князя посмотреть на мир по-иному, Андрей уже думает о ней, боится, что она скажет что-нибудь нелестное о нем. Во внутренних монологах Андрея преобладают вопросительные предложения, которые подчеркивают его душевную тревогу, неуравновешенность. Лишь в конце главы появляются восклицательные. Читаем.

Под влиянием неиссякаемой энергии очаровательной Ростовой Болконский вновь возвращается к жизни. В нем просыпается желание жить полноценной жизнью, любить, быть нужным людям. Мы понимаем, что кризис души миновал. Поэтому князь неожиданно для себя крепко уснул. Бессонницы как не бывало! Так бывает, когда уходит долго мучившая боль.

Автор любуется искренностью Наташи, ее богатым внутренним миром. Ведь сущность Наташи – любовь. Любовь к людям, к окружающему миру. В ее речах встречается 12 восклицательных предложений. Читаем.

Они передают эмоциональность девушки, высокий накал ее чувств, настроений.

Мастерство Толстого в обрисовке характеров героев помогло нам понять, почему обновление души князя Андрея начинается именно под влиянием Наташи. Ее непосредственность растопила внутренний холод души молодого князя. Он понял, что жизнь не кончена.

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: Конспект урока по русской литератур, литература в школе, в помощь учителю-словесникуАнализ э, скачать бесплатно
Просмотров: 4943 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0