Цель: объяснить значение сатирических произведений В. Маяковского, основные требования, которые ставит Маяковский перед поэзией.
План: 1. Сатира - "Оружия любимейшего род" 2. Идейная направленность сатирических произведений 3. Сатирические приемы 4. Стихи о загранице 5. "Разговор с Фининспектором о поэзии" 6. Вступление к поэме "Во весь голос" 7. Новаторство Маяковского
Нам критика из года в год нужна - запомните, Как человеку кислород, Как чистый воздух - комнате.
1. Эти строчки В. Маяковского могут послужить эпиграфом к разговору о сатире поэта. У Владимира Маяковского - богатейший сатирический дар. В годы гражданской войны поэт работал в "Окнах РОСТа". В витринах пустующих магазинов выставлялись громадные плакаты, отражающие все то, что происходило на фронтах и в стране.. Картина Александра Дейнеки "Маяковский в мастерской РОСТА" хорошо передает обстановку, в которой создавались эти плакаты. Несмотря на трудности, напряженность работы, Маяковский был увлечен ею. Он был и художником и поэтом. Свыше 600 сот текстов написал поэт для плакатов. Впоследствии они заняли целый том в собрании сочинений В. Маяковского. Своим сатирическим произведениям придавал поэт очень большое значение. "Грозный смех" - так назвал он сатирический сборник 1929 года. Другой сборник называется "Маяковский улыбается, Маяковский смеется, Маяковский издевается". Об объектах его сатиры можно судить по названиям стихотворений: "Подлиза". "Сплетник", "Взяточник" и т.д.
2. Бюрократизм, мещанство, лодырничество, расхитительство -все это вызывало возмущение поэта-сатирика. Вот листок Рабоче-Крестьянской инспекции "Под контроль масс" /1928 год/. Как современно звучат стихи Маяковского, напечатанные в этом листке. "Размышление у парадного подъезда", "Дождемся ли мы жилья хорошего?" Маяковский умел бить наповал словом: "Мразь" - так называется стихотворение, призывающее "взяточников брать за шиворот", "О дряни" - стихотворение, направленное против замаскированного мещанства, "Прозаседавшиеся" - разоблачение бюрократизма, волокиты в государственных учреждениях. Сатирические пьесы "Клоп", "Баня" передают нездоровую общественную атмосферу 20-х годов, нуждающуюся в хорошей встряске.
3. В своей сатире Маяковский продолжает традиции Салтыкова-Щедрина. Он широко пользуется гиперболой - преувеличением для усиления впечатления; гротеском (сплетение реального с фантастическим, страшного со смешным); живыми интонациями разговорной речи; намеренным искажением грамматических форм; архаизмами.
4. "...Глазами жадными цапайте все то, что в нашей земле хорошо и что хорошо на западе" - это слова из стихотворения "Нашему юношеству". Бывая за границей, Маяковский видел то положительное, чему можно и нужно поучиться. Но его всегда возмущало преклонение перед иностранщиной, унижение своего достоинства. Он видел резкие социальные противоречия в странах Запада. Это нашло отражение в стихотворениях: "Парижанка", "Искажая", "Блэк анд уайт" и другие.
5. Одна из важных тем творчества В. Маяковского - назначение поэта и поэзии. В статье "Как делать стихи" он говорит о кропотливой работе поэта над словом, о большой ответственности поэта перед обществом. Поэт должен опережать события, предвидеть их ход. В стихотворении "О Молчанове Иване и о поэзии" есть строчки:
Поэт настоящий Вздувает заранее Из искры неясной Ясное знание.
В этом - продолжение пушкинских традиций, вспомним "Пророк" Пушкина. В стихотворении "Разговор о фининспектором о поэзии Маяковский ставит волнующий вопрос о "месте поэта в рабочем отрою". Свой труд он считает родственным труду рабочего, крестьянина, любого труженика. Поэзия - это могучее средство воздействия, поэт - "народа водитель и одновременно народный слуга". Поэзия - настойчивый, сложный труд ( "та же добыча радия").
6. На открытии выставки "30 лет работы" в клубе федерации писателей Маяковский читает вступление к поэме "Во весь голос". Это обращение поэта к потомкам, стремление рассказать "о времени и о себе". Маяковский верит в будущее своих стихов:
Мой стих дойдет через хребты веков` и через головы поэтов и правительств.
Маяковский неоднократно говорил о боевом характере своего творчества, поэзию воспринимал как боевое оружие, "Поверх зубов вооруженные войска". Это продолжение традиций Лермонтова. Вспомним его сравнение поэзии с боевым кинжалом.
7. Маяковский - поэт-новатор. Новые темы, которые диктовала жизнь, требовали новые формы. Маяковский возвращается к тонической системе стихосложения, основанной на определенном количестве ударений в стихотворной строке, (тон - ударние). Новшеством была так называемая "лесенка Маяковского". В статье "Как делать стихи" Маяковский говорит об интонационной целесообразности лесенки. Большое значение поэт придает рифме: "рифма - это бочка, бочка с динамитом". Самые важные слова он ставит в конец стихотворной строки и уже к ним обязательно подбирает рифму. Рифмы Маяковского всегда неожиданны, оригинальны, он часто прибегает к составным рифмам: "Лет до ста расти вам без старости".
Поэт широко использует резервы русского языка, обращается к архаизмам, славянизмам, выступает против избитых выражений, ориентируется на разговорную речь, использует пословицы и поговорки. Особое значение имеют неологизмы Маяковского. Он создает новые слова, опираясь на законы грамматики. Поэзия Маяковского неразрывно связана с жизнью нашей страны, она вобрала в себя пафос и трудности, противоречия своей эпохи, не потеряла значения и в наше время.
Краткие выводы: 1. Богатейший сатирический дар Маяковского проявился во время работы в "Окнах РОСТА", где он был и художником, и поэтом (написал свыше 600 стихов для плакатов). Большое значение имеют его сатирические сборники "Грозный смех". "Маяковский улыбается, Маяковский смеется, Маяковский издевается". 2. Бюрократизм, мещанство, лодырничество, расхитительство, взяточничество - все это вызывало возмущение поэта -сатирика. Его сатирические стихотворения: "Размышление у парадного подъезда", Дождемся ли мы жилья хорошего?", "О дряни", "Прозаседавшиеся" - звучат и сейчас очень актуально. Пьеса "Клоп" и "Баня" передают нездоровую общественную атмосферу 20-х годов. 3. Сатирические приемы Маяковского: гипербола, гротеск, использование разнообразия разговорной речи, архаизмов намеренное искажение грамматических форм. 4. Маяковский видел то положительное, чему модно и нужно поучиться на Западе. Но его всегда возмущало преклонение перед иностранщиной, унижение своего достоинства (стих. "Нашему юношеству"). 5. В вопросе о назначении поэта и поэзии Маяковский продолжает пушкинские традиции. Поэт должен опережать события, предвидеть их ход. В стихотворении "Разговор с фининспектором о поэзии" Маяковский ставит волнующий вопрос о "месте поэта в рабочем строю". Он считал труд поэта родственным труду рабочего, крестьянина, любого труженика. 6. Вступление к поэме "Во весь голос" - это обращение поэта к потомкам, стремление рассказать о времени и о себе. Маяковский воспринимает поэзию как боевое оружие (продолжение традиций Лермонтова. 7. Новые темы требовали новых форм. Маяковский возвращается к тонической системе стихосложения. Новшеством была "лесенка Маяковского". Неожиданны, оригинальны рифмы Маяковского. Поэт широко использует резервы русского языка, создает неологизмы.
|