Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 30.11.2024, 15:46:40
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Человек и природа в современной литературе
06.04.2009, 17:02:31

Цель: помочь учащимся осознать, как трудно взаимодействие человека и природы в произведениях современной литературы.

План:
1. А. Ананньев Публицистическая статья "Человек на земле"
2. Л. Леонов. "Русский лес"
3. В.Астафьев "Царь-рыба".
4. Поэзия Н. Рубцова.

Не то, что мните вы, природа
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф. И. Тютчев



1. Нас окружает большой, чудесный, очень сложный, противоречивый, такой знакомый и вместе с тем полный загадок мир природы. Земля и природа исторически связаны с жизнью народа. Всей своей сутью литература призвана вести борьбу за осознание человеком своего родства с природой.
Свою публицистическую статью писатель Анатолий Ананьев назвал "Человек на земле". Уже в названии заложена идея. Автора беспокоит, что нарушилась взаимосвязь между землей и крестьянством.
"Самым бесценным богатством, каким обладает человек, является земля. Она вскормила человека, поставила его на ноги и открыла дорогу к цивилизации и прогрессу.
Человек много веков проливал пот, работая на земли, лелеял ее. Бесхозяйственное отношение к земле нельзя допустить". Крестьянский труд обезличен. Нужно дать крестьянину настоящую власть над землей, сделать его рачительным хозяином земли.

2. "Русский лее" - это роман Леонида Леонова одно из лучших произведений, посвященных проблемам экологии. Уже на первых страницах Поля Вихрова так думает о своей родине:
"Если б каждый всерьез подзанялся ею в радиусе шажков хоть на десяток вкруг себя..., кабы приласкал землицу-то свою в полную силу, да хоть бы вишенку посадил, пускай одну за всю жизнь".
Профессор-лесовод Иван Матвеевич Вихров чувствует себя лесным солдатом, призванным ограждать лес от напрасного ветровала.
Лес - это интереснейшая метафора, вместо леса можно назвать другие природные богатства: землю, воду, воздух, недра. Профессор вовсе не считает лес только храмом, созданным для восхищения, созерцания, умиротворения. Он - за правильное лесное хозяйство, которое дает людям несметные богатства.
Также метафоричен и образ родника, несущего людям живую воду. Родничок впадает в большую реку - реку жизни. Иван Матвеевич чувствует себя частью этой великой и бессмертной реки. Нельзя от этой реки только черпать, нужно и защищать ее от дурных, ядовитых стоков. Ученый-лесовод Вихров ведет неутомимую борьбу за разумное, правильное, научное ведение лесного хозяйства, против хищнического разбазаривания народных богатств. Лес не принадлежит какому-либо одному поколению, как несводима к судьбе любого поколения история народа. Роман учит ответственности человека за то, чтобы поток жизни не оскудевал.

3. Жанр своей книги Виктор Астафьев определил так - "Повествование в рассказах". Манера этого повествования - очерковая. публицистическая /кусочки жизни/. Свои мысли писатель передает через близких ему героев, например, на многие вещи смотрит он глазами Акима. Аким проживает среди северной природы всю жизнь, не потерял способности восхищаться ее красотой. Он не противопоставляет себя природе, а чувствует себя её частью. Недаром писатель сравнивает его с цветком, выросшим в тундре. Аким понимает, что людям необходимы рыба, лес, энергия воды. Он охотник, но убивает зверей не ради убийства, а ради продолжения жизни. Браконьерство он считает страшным злом, своеобразным самоубийством (уничтожением природы внутри человека). Такие герои, как Командор, Гога Герцев, Грохотало, однозначно вызывают отрицательную реакцию читателя.
Через всю книгу проходят размышления писателя о совестливом отношении человека к природе, т.е. понимании законов природы, уважении их, бездумное, потребительское, хищническое отношение к природе оборачивается бездуховностью, алюральностью

4. Поэзия Николая Рубцова перекликается с теми произведениями, о которых мы говорили сегодня. В стихотворении "Детство" поэт говорит о пронзительном одиночестве ребенка, оставшегося сиротой. Оно напоминает страницы автобиографической трилогии В. Астафьева "Последний поклон". В его стихах - чувство связи с миром, людьми, землёю. Вот как передает свою любовь к русскому лесу:
Я так люблю осенний лес,
Над ним - сияние небес,
Что я хотел бы превратиться
Или в багряный тихий лист,
Иль в дождевой осенний свист,
Но, превратившись, возродиться
И возвратиться в отчий дом,
Чтобы однажды в доме- том
Перед дорогою большою
Сказать: - я был в лесу листом! -
Сказать: - я был в лесу дождем!
Поверьте мне: я чист душой.

Н. Рубцов - скиталец по своей сути, не его постоянно тянуло на родину, домой. "Милая родина" - точка отсчёта всего:

С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть`
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.

Поэзия Николая Рубцова проникнута светлым чувством добра, любви, мудрости.
Итак, мы проследили, как в произведениях разных жанров передается взаимосвязь человека и природы.

Краткие выводы:
1. Уже в названии статьи "Человек на земле" заложена её идея. Автора беспокоит, что нарушилась взаимосвязь между землей и крестьянином. Нужно дать крестьянину настоящую власть над землей, сделать его рачительным хозяином.
2. Учёный-лесовод Иван Матвеевич Вихров ведет неутомимую борьбу за разумное, правильное, научное ведение лесного хозяйства. Лес не принадлежит какому-либо одному поколению, как несводима к судьбе любого поколения история народа. Роман учит ответственности человека за то, чтобы поток жизни не оскудевал.
3. Через всю книгу "Царь-рыба" проходят размышления писателя о совместимом отношении человека к природе, т.е. понимании законов природе, уважении их. Бездумное, потребительское, хищническое отношение к природе оборачивается бездуховностью, аморальностью.
4. В стихах Н. Рубцова - чувство связи с миром, людьми, землёй. Н. Рубцов .- скиталец по своей сути, но "малая редина" для него - точка отсчёта всего.
Поэзия Рубцова проникнута светлым чувством добра, любви, мудрости.

Литература:
1. В. Акимов "Русский лес" Леонида Леонова,
2. Г. Аронова "Встреча с Астафьевым"
3. М. Семенюк "О публицистичности современной прозы"
4. В. Бараков. "О народности поэзии Николая Рубцова"

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: литература в школе, скачать бесплатно, Конспект урока по русской литератур, Человек и природа в современной лит, в помощь учителю-словеснику
Просмотров: 1311 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0