Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 30.11.2024, 15:35:56
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Михаил Зощенко
06.04.2009, 17:13:55

Цель: дать /получить/ представление о писателе-сатирике.

План:
1. Особенности личности писателя
2. Отношение к революции
3. Стремление писать по-новому
4. Цикл "Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова"
5. Профанация революции - тема многих рассказов Зощенко
6. Своеобразие темы "маленького человека" у Зощенко
7. "Сентиментальные повести"

1. В статьях и беседах, интервью и анкетах Михаил Зощенко настойчиво повторял, что считать его короткие рассказы юмористическими - не совсем правильно. "Под юмористическими мы понимаем рассказы, написанные ради того, чтобы посмешить". Это слишком мало для рассказов Зощенко. В них едва уловимый намек на присутствие философствования о жизни, даже подспудная печаль.

Сам Зощенко о себе говорил: "Мой характер сделан так, что я человек несколько иронический, мой глаз устроен так, что я вижу некоторые недостатки человека." Таким образом, сатирический оклад личности писателя явился основой его таланта,

2. Революцию Михаил Зощенко воспринял как "гибель старого мира", "рождение новой жизни, новых людей, страны". В автобиографической повести "Перед заходом солнца" он пишет: "Вероятно нужно работать. Вероятно, нужно все свои силы отдать лодям, стране, новой жизни". И он работает: столярное и сапожное ремесло, уголовный розыск, кролиководство, куроводство, работа в конторе. Он считал, что в новой России народу нужно практическое дело. Это были годы его познания тех сторон жизни, о которых он и не подозревал.

3. В новой России, считал Зощенко, нужно писать по-новому, "перекраивать работу". Эти попытки писать по-новому были поняты не сразу. Один из первых рассказов писатель принес в журнал "Современник". Поэт М. Кузмин, редактор журнала, не принял рассказ, посчитал, что язык рассказа шаржирован, и попросил принести "обыкновенную повесть или рассказ". "Это сделать весьма легко, - вспоминает об этом эпизоде Зощенко, - но я не собираюсь писать для читателей, которых нет. У народа иное представление о литературе."
Так родилась своеобразная проза Зощенко, которую окрестили "литературой для небогатых.

4.Форма большого рассказа, по мнению Зощенко, менее пригодна для современного читателя. Он обратился к маленьким рассказам  в 100-150 строк. "Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова" стали первой блестящей победой, о которой начинается истинный Зощенко. Главный герой цикла - человек бывалый: был на германской войне и захватил начала революции. Это человек из "низов". Он оторван от мужицкого корня, но в городе чувствует себя "посторонним". Хвастается, что все может":...всё у меня в руках кипит и вертится". Это тип, характерный для взбурлившей России. Но революция не убила в нём верноподданнического восхищения перед "своим" князем, которого он спасает от отравления газами во время немецкой газовой атаки. Рабья психология "маленького человека" осталась прежней.

5. Профанация революции /искаженное представление о ней/ тема многих рассказов Зощенко. Писатель уловил и точно зафиксировал одну из сторон народного сознания в революции: для некоторых людей "народное, государственное" стало синонимом эгоистически понятого "своего". В рассказе "Тормоз Вестингауза" подвыпивший герой хвастается тем, что всё может сделать и всё сойдет ему с рук, потому что он - простого происхождения. В таком эгоцентрическом восприятии революции /какая "выгода " от революции" для себя"/. Зощенко видел большую опасность, разрушительный потенциал. "Жертва революции" - так называется рассказ о самых будничным житейских событиях, среди которых герой перечисляет и Октябрьскую революцию: "В понедельник я им полы натёр, а в субботу революция, а во вторник бежит ко мне ихний швейцар. " Революция не входит в сознание человека как решающий катаклизм времени. Писателя поражает разрыв между масштабом революционных событий и консерватизмом человеческой психики.

6. Совершенно не правильно мнение о том, что Зощенко в своих рассказах отражает мироощущение только определенной социальной группы - "мещанского болота", т.е. мелкой городской буржуазии. (Такое мнение существовало в 30-40 годы). Социальный диапазон зощенковских героев широк: это и рабочие, и крестьяне, и служащие, и интеллигенты, и нэпманы, и "бывшие". Мещанство у Зощенко особое качество сознания. К теме "маленького человека" Зощенко подходит по-своему.

Вспомним: рассказы Гоголя вызывали жалость и сострадание к "маленькому человеку". Достоевский раскрыл сложный внутренний мир, так называемого "маленького человека", симпатии,сочувствие вызывал маленький человек Толстого. У Зощенко раскрыты отрицательные стороны сознания "маленького человека". Он уже не хочет быть "маленьким". Он "средний человек", чьё мышление представляет причудливую комбинацию старых и новых взглядов. Это особый "отрицательный мир, который, как считал писатель, должен быть "осмеян и оттолкнул бы от себя".

7. В 20-30 годы Михаил Зощенко пишет "Сентиментальные повести", в которых сосредоточено внимание на гибели "человеческого в человеке". Герои "Сентиментальных повестей" ("Апполон и Тамара", "Страшная ночь", "Люди" и др.) стремятся понять "для чего человек существует или существование его червяковое и бессмысленное". В судьбах Бориса Ивановича Котофеева ("Страшная ночь"), Аполлона ("Аполлон и Тамара"), Ивана Ивановича Белокопытова ("Люди") писатель заставляет читателей искать поучительный и значительным смысл, призывает к высокой духовной ответственности` к преодолению косности и духовной ответственности, к преодолений косности и инерции.
Таким образом, произведения Зощенко носят философскую окраску, способствуют нравственному самосовершенствованию человека` В этом их сила.

Краткие выводы:
1. Основой таланта Зощенко явился сатирический оклад его личности. Его рассказы мало назвать просто юмористическими - в них едва уловимый намек на присутствие философствования о жизни.
2. Революцию Зощенко воспринял как "гибель старого мира", "рождение новой жизни, новых людей, страны". Считал необходимым приносить практическую пользу новой России.
3. Попытки Зощенко писать по-новому /для нового читателя/ были поняты не сразу. Прозу Зощенко окрестили "литературой для небогатых". Это маленькие рассказы в 100-150 отрок.
4. Цикл "Рассказы Назара Ильича, господина Синеброхова" стали первой блестящей победой, о которой начинается истинный Зощенко. Главный герой - "человек из низов", бывалый, но потерявший верноподданического настроения. Это тип, характерный для взбурлившей России.
5. В своих рассказах Зощенко зафиксировал искаженное представление о революции некоторых людей: какая "выгода" от революции "для себя"? В таком эгоцентрическом восприятии революции писатель видел большую опасность, разрушительный потенциал.
6. Мещанство у Зощенко - особое качество сознания. Писатель раскрывает отрицательные стороны сознания "маленького человека", чьё мышление представляет причудливую комбинацию старых и новых взглядов". Это особый "отрицательный мир", который должен быть "осмеян и оттолкнул бы от себя".
7. В "Сентиментальных повестях" внимание писателя сосредоточено на гибели "человеческого в человеке". Он призывает к высокой духовной ответственности, к преодолению косности и инерции.

Литература:
Г. Белая. "Михаил Зощенко - юморист, сатирик, моралист".

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: Михаил Зощенко, литература в школе, скачать бесплатно, Конспект урока по русской литератур, в помощь учителю-словеснику
Просмотров: 1752 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0