Басня "Волк на псарне". Отражение исторических событий
06.04.2009, 17:21:48
Цель урока:
закрепление теоретических сведений о басне, её признаках, обучение выразительному чтению на примере выразительного чтения известных мастеров слова, развитие навыков инсценированного чтения;
знакомство с басней И. А. Крылова «Волк на псарне», её исторической основой;
развитие навыков анализа литературного произведения.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте, садитесь!
II. Актуализация знаний.
Сегодня мы продолжаем говорить о баснях, и в частности о баснях Крылова. А в качестве разминки послушайте басню.
В июле, в самый зной, в полуденную пору, Сыпучими песками в гору, Из дальних странствий воротясь, По улице Слона водили, Как видно, на показ — Известно, что слоны в диковинку у нас... Так за Слоном толпы зевак ходили... Какой-то Повар-грамотей С поварни убежал своей. Проказница-Мартышка, Осёл, Козёл да косолапый Мишка Затеяли сыграть квартет. Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт, И выйдет из того не дело — только мука. Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись И вместе все в него впряглись. Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу.
— Узнали ли вы эти строки? Откуда они?
— Назовите басни Крылова, которые вы узнали. («Лжец», «Муха и Дорожные», «Слон и Моська», «Кот и Повар», «Квартет», «Лебедь, Рак и Щука».)
1. Знакомство с понятием «центон».
— Юмористическое произведение, составленное из частей известного произведения, называется центон. В каком жанре написан наш центон? (Басня.)
2. Повторение литературоведческих сведений.
— Что такое басня? Дайте определение. (Басня-это краткий прозаический или стихотворный рассказ, написанный в иносказательной, аллегорической форме)
- Как вы понимаете словосочетание иносказательный, аллегорический смысл? Что такое аллегория?
— Какова композиция басни? (В басне всегда есть нравоучительный вывод, он может находиться как в начале произведения, так и в конце.) Собственно говоря, в басне мы учимся на отрицательном примере. Не зря, сам Крылов говорил « Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» Эти слова и будут эпиграфом к нашему уроку.
III.Проверка д. з.
-Послушаем инсценированное чтение басни, которую вы уже знаете давно, а в этом году вновь с ней повстречались. Отметьте те пороки, которые «щиплет» Крылов.
1. Проверка инд. домашнего задания.
(Подготовленное чтение басни «Ворона и Лисица»)
Дети говорят о пороках Лисицы и Вороны.
-Давайте еще раз вспомним, чем отличается литературный источник – басня Эзопа и басня Крылова, которую мы только что услышали в исполнении ребят.
(Называют отличия)
2. Проверка чтения наизусть басни «Свинья под дубом»
-Послушаем, насколько вы хорошо подготовили выразительное чтение наизусть басни И. А. Крылова.
3-4 ученика читают басню.
3. Проверка создания своих собственных басен.
- Было еще одно задание, наверно, самое сложное - попробовать самому написать басню. Что у вас получилось? Напоминаю, что цель басни — назвать порок, воспитать на отрицательном примере. Она состоит из собственно сюжета и нравоучительного вывода — морали.
(Чтение написанных басен).
IV. Объяснение нового материала.
1. Объявление темы урока.
- Тема нашего урока - басня И. А. Крылова «Волк на псарне». Её историческая основа.
(Запись в тетрадях темы урока)
Многие басни Крылова написаны по какому-нибудь конкретному поводу, и современникам баснописца было понятно, «в чей огород брошен камень». Вместе с тем басенные персонажи имеют широкий обобщающий смысл, который понятен и в наши дни.
2. Словарная работа.
- Прежде чем мы послушаем басню, давайте разберемся с возможно, незнакомыми словами. (Обращение к словам, записанным на доске - Ловчий, псарня, овчарня, хлев)
3. Прослушивание басни.
Прослушивание басни в исполнении А. Папанова.
4. Выявление первых читательских впечатлений.
- Понравилась басня? Чем?
5. Слово учителя.
-Басня «Волк на псарне», написанная в 1812 году, является откликом на Отечественную войну против французского нашествия. Волк — это Наполеон, потерпевший поражение на Бородинском поле; заняв Москву, он понял, что оказался в ловушке, и послал Кутузову предложение о мире, заверяя русского полководца, что желает мира. Кутузов отверг предложение завоевателя и в победоносных сражениях освободил Россию от врагов. Ловчий в басне — это Кутузов.
На доске и в тетрадях делается запись:
Волк - Наполеон; Ловчий - Кутузов
6. Работа с художественными средствами языка.
-Какими качествами наделяет Крылов Волка? (Забияка, вор, злой, хитрый). Прочитайте! (Запись под именем Наполеона)
- А почему вдруг Волк залез в овчарню ночью? (Он еще и вероломен).
-Как ведет себя Волк, когда его застали на месте преступления?
(Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом. Зубами щелкая и ощетиня шерсть)
- А что меняется в поведении Волка, когда он понимает, что выбраться ему будет невозможно без потерь?
(Пустился мой хитрец в переговоры…).
- Прочитайте строки, передающие речь Волка…
- Ловчий… Каков он?
(Он смелый, мудрый, наделен жизненным опытом)
(Запись под именем Кутузова)
- Что отвечает ему Ловчий? Вернее даже не отвечает, а прерывает?! Зачитайте!
- Говорят, что когда Крылов написал эту басню и отослал её в войска, Кутузов прочитал произведение перед солдатами, и во время заключительных строк сорвал с головы шапку, глаза его сверкали!
7. Работа по развитию речи. (Иллюстрации к басне)
- Перед вами иллюстрации к басне, опишите, что вы видите на них, какие моменты басни они запечатлели.