Цель: доказать /понять/, как отразились сложные 30-е годы в романе А. Рыбакова.
План: 1. Время действия романа 2. Дом на Арбате 3. Судьба Саши Панкратова 4. Сталин 5. Процесс мужания молодого человека
1. Роман Анатолия Рыбакова "Дети Арбата" был задуман более четверти века тому назад как широкое повествование о судьбе первого поколения советских людей, чья сознательная жизнь началась уже после революции и гражданской войны, юность проходила в атмосфере культа личности. Временные рамки романа: ноябрь 1933 года - декабрь 1934. Это время богато событиями, о которых можно прочитать в подшивках газет 1934 года. То, о чем писали газеты, чем в тот год жил народ, - в подавляющем большинстве правда истории. Всего десять лет прошло после смерти Ленина. Еще жива атмосфера ожесточенной борьбы с оппозициями, развернувшейся сразу после смерти вождя, борьбы в которой так вырос авторитет генерального секретаря ЦК Сталина. На смену "ленинской гвардии" приходят новые руководители "сталинской школы". В январе 1934 года собирается ХYII съезд ВКП/б/, названный "съездом победителей", а годы спустя об этом съезде будут говорить как о "съезде расстрелянных". В такое сложное время развертывается действие романа.
2. Место действия - "самый большом дом на Арбате между Никольским и Денежным переулками". В доме живут, учатся в одной школе очень разные молодые люди и по происхождению, и по взглядам на жизнь: Саша Панкратов из интеллигентной семьи, Юра Шарок - сын портного /по анкете - рабочего/, профессорские дети Вика и Вадим Моралевичи, сестры-сироты Ника и Варя Ивановы, сын истопника Максим Костин. С ними дружит соученица по школе Лена Будягина. Её отец - член ЦК, крупный дипломат, а ныне замнаркома, друг Сталина еще по ссылке. В судьбах этих молодых людей отразилась судьба страны.
На выбор места действия немалое влияние оказал личный жизненный опыт автора: он неоднократно упоминал о том, что его детстве и юность прошли на этой самой улице, на этом самом дворе.
3. Автор ставит перед собой задачу: разобраться в истоках и следствиях: трагедии 30х годов. Суть происходящего раскрывается прежде всего в судьбе Саши Панкратова. В одной из первых глав романа речь идет о заседании партийного бюро института, где должно обсуждаться дело студента Панкратова, выразившего публичное недовольство преподаванием бухгалтерского учета. Но главный вопрос на заседании - о заместителе директора института Криворучко, члене партии с 1914 года, человеке с легендарной военной биографией, ему вменяется в вину незавершение в срок строительства студенческого общежития, но это только повод. С Криворучко нужно расправиться, в сущности, не за общежитие, а за то, что он когда-то состоял в оппозиции. Судьба Саши Панкратова полностью зависит от того. какую позицию он займет по отношению к Криворучко, поддержит или не поддержит обвинение. Саша Панкратов - юноша о прямолинейными взглядами на жизнь, чуждый компромиссов. Он не поддержал обвинения и был осужден на три года административной ссылки в восточную Сибирь - статья 58, пункт 10. В приговоре даже не было написано, за что же конкретно ему дали три года.
4. Складывающаяся на рубеже 20-30 годов система политических расправ завязывает в один узел вдохновителей и исполнителей всех рангов. Чтобы насаждать и подогревать всеобщей "бдительности", необходимо "выявлять" новые и новые факты саботажа, вредительства, идеологических диверсий, и "выявленные" факты, в свою очередь, подогревают подозрительность Сталина, его недоверие самому ближайшему окружению. Одна из самых выразительных сцен романа - внутренний монолог Сталина, в котором он дает оценку своим сподвижникам. Он отыскивает в каждом или темное пятно в биографии, или хоть какую-то слабинку, которая может обернуться прямой виной перед Сталиным, а, следовательно, и перед партией.
5. Всем своим поведением Саша Панкратов противостоит насаждаемой Сталиным системе страха и расчета, подавления самостоятельности не только в делах, но и в помыслах. "Честность, искренность, любовь, - говорит Сталин Кирову, - Это не политические категории. В политике есть только одно: политический расчет". Однако именно эти отвергаемые Сталиным категории определяют самое существо Сашиной натуры и помогают ему одержать моральную победу, не сломиться. В сцене прибывания Саши в тюрьме раскрывается процесс мужания молодого человека, рушится слепая, безоговорочная вера в мудрость политики вождя. Сопротивление страху и расчету руководит всем поведением Саши в ссылке. Саша Панкратов - дитя времени, но не дитя складывающейся в 20-30 годы системы. Он и попал в её жернова, потому что "выламывается" из ее нивелирующего порядка. Роман "Дети Арбата" оказался первопроходцем в освоении необычайной сложной области исторических знаний.
Краткие выводы: 1. Временные рамки романа "Дети Арба та: январь 1933 года - декабрь 1934. Всего десять лет прошло после смерти Ленина. На смену "ленинской гвардии" приходят новые руководители "Сталинской школы". В январе 1934 г ода собирается XYII съезд ВКП/б/, названный "съездом победителей": а годы спустя об этом съезде будут говорить как о съезде "расстрелянных". 2. Действие происходит в самом большом доме на Арбате, где живут герои романа, - очень разные молодые люди и по происхождение, и по взглядам на жизнь. На этом самом дворе прошли детство и юность автора. 3. Трагедия 30х годов раскрывается прежде всего в судьбе Саши Панкратова, это юноша с прямолинейными взглядами на жизнь, чуждый компромиссов. Он был осужден на три года административной ссылки в Восточную Сибирь, статья 58, пункт 10. В приговоре даже не было сказано, за что же конкретно ему дали три года. 4. В романе передается сложившаяся на рубеже 20-30 годов система политических расправ, которая идет от Сталина. Чтобы насаждать и подогревать атмосферу всеобщей "бдительности" необходимо постоянно выявлять факты саботажа, вредительства, идеологических диверсий. Сталин не доверяет даже самому ближайшему своему окружению. 5. В сценах пребывания Саши в тюрьме раскрывается процесс мужания молодого человека, рушится безоговорочная вера я мудрость политики вождя. Сопротивление страху и руководит всем поведением Саши в Ссылке. Саша Панкратов - дитя времени, но не дитя складывающейся в 20-30 годы системы. |