Цель урока – раскрыть образ Родины и художественные средства его воплощения в лирике С.А. Есенина.
Задачи:
образовательные:
-
рассказать о судьбе С. Есенина, о зарождении и формировании его творческого таланта;
-
показать народность творчества поэта;
развивающие:
-
развитие интереса к личности и творчеству С. Есенина;
-
развитие навыков творческого восприятия и выразительного чтения произведений поэта;
-
развитие образного мышления, творческих способностей и познавательной активности студентов;
-
совершенствование навыков самостоятельной работы в ходе исследовательско-поисковой деятельности;
воспитательные:
-
воспитание почтения и уважения к матери, любви к Родине;
-
воспитание чувства восхищения родной природой;
-
воспитание духовно-нравственной культуры студентов.
Оборудование:портрет, фотографии С.А. Есенина, сборники стихотворений поэта, компьютер, мультимедиа, магнитофон, диск и аудиокассета с записями песен на стихи С. Есенина, слайды с изображением картин русской природы, высказывания поэтов и писателей о творчестве С. Есенина; выставка творческих работ «Поэзия С. Есенина в рисунках».
Методические приёмы:лекция преподавателя, сообщения студентов, выразительное чтение стихотворений.
Подготовка к уроку.В ходе подготовки к уроку была проведена следующая работа: предварительное прочтение, выбор и заучивание наизусть стихотворений Есенина; подготовка студентами сообщений о жизни и творчестве поэта; создание сочинений-миниатюр; подготовка рисунков, основанных на восприятии стихотворений поэта; создание студентами мультимедийной презентации «Картины родной природы».
Ход урока
I. Вступительное слово
Преподаватель: Добрый день! Сегодня на уроке мы обратимся к творчеству замечательного русского поэта Сергея Александровича Есенина, в частности, к изучению одной из основных тем его творчества – теме Родины. Хотя Есенин едва ли не единственный среди великих русских лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел: всё, написанное им, проникнуто «чувством Родины». Не тема, а «чувство Родины», как писал сам поэт, было «основным» в его творчестве.
(Студенты записывают в тетрадях тему, делают необходимые записи на протяжении урока).
II. Основная часть
Преподаватель: Сергей Есенин – поэт народный, но не только потому, что родился он в самой что ни на есть российской деревне, и не потому, что писал о родной природе, что язык его стихотворений прост и понятен, а потому, наверное, что боль и радость, разочарования и мечты, сомнения и надежды, старательно вплетённые в есенинские строки, близки каждой русской душе.
Любовь к родине и своему народу неразрывно связана у Есенина с любовью к песне, которую он пронёс от первых детских воспоминаний до последних дней жизни. Песенность в поэзии Есенина подобна певучей крестьянской речи, то звонкой и весёлой, то горестной и безысходной, то ласковой и тихой. Неудивительно, что его произведения сразу привлекли внимание таких известных композиторов, как Г.А. Свиридов, Т.Н. Хренников, В.П. Соловьёв-Седой, Г.Ф. Пономаренко, воссоздающих в музыке облик поэта, его непостижимую страсть к жизни и безграничную любовь к России.
Звучит песня«Отговорила роща золотая»
Преподаватель: «Откуда берутся таланты? От щедрот народных. Живут на земле русские люди – и вот избирают одного. Он за всех будет говорить – он памятлив народной памятью, мудр народной мудростью…». Эти слова, принадлежащие В.М. Шукшину, как нельзя точнее характеризуют Сергея Есенина – человека и поэта.
Чтец 1:Всенародное признание этого художника есть нечто большее, чем просто популярность. Его поэзия словно мы сами. Как до него Пушкин, и, может быть, Лермонтов, он обладал исключительно редким, единственным свойством - выражать не только отдельные стороны народной души, но открывать и постигать её всю, в бесконечной сложности и многообразии. Это был национальный гений.
Чтец 2:Удивительной была его судьба. За 30 лет, отпущенных ему на земле, Есенин успел так много, словно прожил огромную жизнь. Оставаясь полностью самим собой, этот художник вместил в себе одном словно бы несколько поэтов. Есенину-поэту дано было видеть глубже, сильнее, иначе, чем Есенину-юноше, едва узнавшему большой свет.
Чтец 1:Исключительная широта внутреннего мира, столкновение несходящихся крайностей, стремительные переходы от святости к безбожию, от кротости к буйству… Таким он был – Сергей Есенин.
Чтец 2:Тема Родины – одна из главных в творчестве Есенина. Этого поэта принято связывать прежде всего с деревней, с родной для него Рязанщиной. Но из рязанской деревни Константиново поэт уехал совсем молодым. Жил и в Москве, и в Петербурге, и за границей, а в родную деревню приезжал время от времени как гость. Именно разлука с родной землёй придала его стихам ту теплоту воспоминаний, которая их отличает.
Чтец 1:Весной 1915 года совсем юный Сергей Есенин приезжает в Петроград. Это явление поразило многих, но самые проницательные наблюдатели увидели здесь начало поистине дивной будущей судьбы.
Чтец 2:Успех молодого поэта был поистине стремительным и громким. Невысокого роста, светловолосый, удивительно подвижный, с голубыми, постоянно меняющими свой оттенок ясными глазами, этот уроженец глубинной России привлёк к себе всеобщее внимание.
Чтец 1:Облик его на редкость соединялся с духовным строем привезённых им стихов. Он обладал удивительным дарованием. Литературный Петроград то с неподдельным восторгом, то снисходительно улыбаясь, приветствовал явление самобытного таланта.
Преподаватель:Творческий путь Сергея Есенина начался в 1915 году, когда на петербургскую квартиру А. Блока пришёл юноша и, не застав хозяина дома, оставил записку: «Александр Александрович! Я бы хотел поговорить с Вами. Дело для меня очень важное. Вы меня не знаете, а может быть, где и встречали по журналам мою фамилию. Хотел бы зайти часа в четыре. С почтением С. Есенин».
Чтец 2:Встреча состоялась 9 марта 1915 года. Известно, что Александр Блок отнёсся к молодому поэту вполне благосклонно. На обороте написанной Есениным записки осталась помета Блока: «Днём у меня рязанский парень со стихами… Стихи свежие, чистые, голосистые, многословный язык…».
Чтец 3:Чтение наизусть стихотворения «Я последний поэт деревни»
Преподаватель:Буквально в несколько недель дотоле никому неизвестный молодой человек завоевал шумную славу в самых изысканных и блистательных петербургский литературных кругах. Очень скоро о нём заговорили, как о чуде. Его наперебой приглашали в различные салоны, а стихи печатали лучшие журналы того времени.
Кто-то воспринимал Есенина лишь как будоражащего воображение паренька из деревни (зачастую он сознательно притворялся таким). Однако стихи молодого таланта многих поразили новизной, трогательностью, настоящим поэтическим чувством. Читал он их гораздо громче, чем говорил. Простые строки рубились упрямо и крепко, без всякой приторности…
Чтец 4:Чтение наизусть стихотворения «Устал я жить в родном краю…»
Чтец 1:Он удивлял завсегдатаев литературных салонов не только смелостью, пленительной красотой своего стиха, но и подчёркнуто-крестьянскими манерами. Он мог часами на публике или в дружеском кругу петь под гармонику родные рязанские частушки. Между тем за этим очевидным «местным колоритом» скрывалась напряжённая внутренняя жизнь, лишь великому поэту свойственная полнота видения мира, редкая способность находить прямые пути к тайнам русского бытия.
Преподаватель:Всё творчество Сергея Есенина – это одно цельное произведение, все его стихи – одна большая цельная поэма, поэма о родине, о России… Мы видим мир его глазами. В этой поэтической стране всё – есенинское…
Чтец 2:Уже в ранних стихах поэта звучат признания в любви к России. С самого начала на страницах его стихотворений Русь предстаёт как нечто святое: крестьянские хаты с иконами, образами в ризах, голубое небо и бескрайнее раздолье полей… Мир деревни – словно храм с его гармонией земли и неба, человека и природы. Мир Руси для Есенина – это мир убогих, бедных, горьких крестьянских домов, край заброшенный, «деревня в ухабинах», где радость коротка, а печаль бесконечна…
Чтец 5: Чтение наизусть стихотворения «Село»
Чтец 1:В рязанском селе Константиново, где 3 октября 1895 года родился поэт поражает наше воображение необычайной красоты картина, что открывается с высокого берега Оки. Огромное, на километры вдаль уходящее пространство земли: излучина луга, река, дальше – лес до самого горизонта. Над всем этим безграничное небо, которое сходится с землёй почти незаметно, словно переходя в неё…
Чтец 2:Русская, родная природа зазвенела в есенинских стихах голосами птиц, разговорилась журчанием ручьёв и шелестом листьев, разлилась синью и золотом и засияла радугой!
Чтец 6:Чтение наизусть стихотворения «Край ты мой заброшенный»
Преподаватель:На речном откосе, напротив дома Есениных, словно духовный мост, соединяющий временное пристанище человека с миром вечной жизни, стоит церковь иконы Казанской Божьей Матери. В её стенах венчались родители поэта Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна, в ней их сын был крещён именем Сергей.
Чтец 7: Чтение наизусть стихотворения «Гляну в поле…»
Чтец 1:Бабушка сумела передать любимому внуку всю прелесть народной устной и письменной речи. «Омут розовых туманов», «осеннее золото лип», «малиновое поле» Руси – всю эту поэтическую живописную азбуку Сергей Есенин постигал среди рязанского раздолья, в шуме тростников над речными заводями, в семье деда-книжника, знатока житий святых и Евангелия, и бабушки-песенницы.
Чтец 2:Неотделимая от веры отцов народная культура: духовные стихи, обрядовые песни, в которых веками являла себя православная Русь, – во многом влияла на становление таланта будущего художника слова. Отсюда и редкая поэтическая искренность, и особая мелодичность, неповторимая напевность, и сочные, яркие краски его лирики:
Чтец 8: Чтение наизусть стихотворения «Гой ты, Русь моя родная...»
Чтец 1:Творчество Есенина с самой ранней поры впитало в себя целую «радугу» народного мироощущения: и незыблемое признание святости земледельческого труда, и радость весеннего обновления жизни, и врачующее чувство единения с русской природой.
Преподаватель:Поэзия С. Есенина удивительно проникновенно и ярко выражает главное в характере национального гения нашего народа – огромную душевную широту и любовь к родной земле. Он поистине любил эту «страну берёзового ситца». Любовь к Родине никогда не была для Есенина просто темой. Она – основа, начало его лирического миропонимания, источник всей его поэзии, начало всех начал!
Чтец 9: Чтение наизусть стихотворения «Край любимый! Сердцу снятся…»
Преподаватель: Великий сын своего отечества, Есенин обладал единственным в своём роде умением «собирать» в едином звуке Россию, земную и небесную, открывать словом ту потаённую связь, что определила на века судьбу России, каждого русского человека.
Чтец 10: Чтение наизусть стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…»
Чтец 2:До последнего вздоха поэт любил свою малую родину, но с первых своих шагов принадлежал России вечной.
Чтец 11: Чтение наизусть стихотворения «Запели тёсаные дроги…»
Чтец 1:Есенинская Русь начинается от родительской избы, от обвитого крапивой плетня, от тех самых «капустных грядок». И вот уже песня уходит за околицу села, а дальше – «не видать конца и края…»
Преподаватель: Читать стихи Есенина – значит каждый раз возвращаться в родные края, по только тебе известной тропинке спешить к порогу родного дома. Поэт мог увидеть необычное в обычном, умел одушевлять природу, а значит, постоянно преображать, любить её и растворяться в ней.
В высшей степени необычна образность видения, почерпнутая из бессмертного эпоса, из русских былин и сказов, обычаев и преданий. Они определили становление Есенина как глубокого национального поэта, сумевшего воплотить в поэтическом слоге и радость, и грусть бытия, прикоснуться к самым сложным вопросам жизни, которые тревожат душу.
Чтец 1:«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моём творчестве», – признавался поэт.
Чтец 2:«Россия! Какое хорошее слово. И «роса», и «сила», и «синее» что-то!»
Чтец 1:«Есенину я обязан многим. – Писал Константин Паустовский. – Он научил меня видеть небогатую и просторную рязанскую землю – её синеющие речные дали, обнажённые ракиты, в которых посвистывал октябрьский ветерок, пожухлую крапиву, перепадающие дожди, молочный дым над сёлами, мокрых телят с удивлёнными глазами, пустынные, неведомо куда ведущие дороги».
Чтец 12: Чтение наизусть стихотворения «Русь»
Преподаватель:Есенин учит нас беззаветной любви к Родине, любви, в которой нет громких слов. Она нежна, целомудренна и самозабвенна. Родина для него и невеста, и жена и мать.
Чтец 2:Есенинская поэзия дышит запахом родных просторов. Она светится народными радостями, напоена беспредельной привязанностью к той земле, на которой родился поэт, к тому народу, из которого он вышел.
Преподаватель:Искренний, покоряющий интимностью талант Сергея Есенина, навсегда облачился в яркий сарафан славянской речевой стихии, тонко вытканной и красочно расшитой самим народом-языкотворцем.
Звучит песня «Черёмуха душистая»
Чтец 1:Есенинские строки высоко поэтичны, они рождены глубинным, органическим чувством родной земли. Это им сказано: «Нет поэта без родины». Он ею жил, для неё берёг самые заветные слова, в служении ей он видел своё поэтическое и человеческое предназначение.
Чтец 13: Чтение наизусть стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями…»
Преподаватель:Есенинский образ Руси многогранный, многоликий, многоголосый.
Чтец 2:Стихам и поэмам Есенина предстояло многие годы волновать сердца людей, рождать раздумья о подлинной любви к миру, к человеку, к женщине, к матери, к родине.
Чтец 1:«Поэзия Есенина – это трудный путь полной страстей людской души через время, полное страстями и переменами», – писал Константин Симонов. На этом трудном пути Есенин знал взлёты и падения, любовь и ненависть, тепло дружеских рук и знобящий холод завистливого недоброжелательства.
Чтец 2:Когда иные критики порочили Есенина-человека, народ услышал своим чутким сердцем Есенина-поэта, услышал его звонкие песни, уловил в них искренность и задушевность, неподдельную любовь к родине и человеку, потянулся к поэту с доверием и надеждой. А если случалось ему слышать от Есенина стихи с надрывом, с жалобой и слезою, он понимал, что написал их человек с изболевшейся нежной душою, что стихи эти исторгнуты из его сердца болью и смятением.
Чтец 14: Чтение наизусть стихотворения «Разбуди меня завтра рано…»
Преподаватель:«Есенин – самый русский поэт, потому что никто, кроме него, не умел так, «по-русски рубаху рванув на груди», вывернуть, выпотрошить всю душу и даже сам себя обвинить так, как и худшему его врагу в голову не приходило. Это – чисто русская черта.
Если Есенин не «дотягивает» до Блока и Пастернака – в их культуре, а до Маяковского – в его ораторской мощи, то своей исповедальностью он «перетянул» их всех, вместе взятых» (Е. Евтушенко). Поэтому Есенин и стал народным поэтом.III. Заключительное слово преподавателя
IV. Объяснение выполнения домашнего задания
Домашнее задание для 1 группы (I уровень сложности):
Исследователь А.А. Козловский пишет: «Ранние стихи Есенина полны звуков, запахов и красок… Звенит девичий смех, раздаётся «белый перезвон» берёз, вызванивают ивы, звенят удила, «со звонами плачут глухари, заливаются бубенцы, слышится «дрёмная песня» рыбаков, шумят тростники, играет то тальянка, то ливенка. Спас пахнет яблоком и мёдом, ели льют запах ладана. Кругом – мягкая зелень полей, алый свет зари, голубеет небесный песок, кадит черёмуховый дым».
1. Согласны ли вы с тем, что известные вам ранние произведения Есенина полны «звуков, запахов и красок»?
2. Какие цвета, запахи и звуки преобладают в стихотворениях поэта?
3. Какие явления природы чаще всего изображает Есенин?
Ответы подтверждайте примерами из произведений поэта.
Домашнее задание для 2 группы (II уровень сложности): перечитайте стихотворения «Берёза» (1913), «Гой ты, Русь, моя родная…» (1914), «Неуютная жидкая лунность…» (1925); проанализируйте произведения, отвечая на следующие вопросы:
1. Выпишите из стихотворений ключевые слова, создающие картину природы.
2. Сравните описание природы в этих произведениях.
3. Определите художественные средства, с помощью которого поэт создаёт образ природы.
4. Изменилось ли отношение лирического героя к природе в данных стихотворениях? Докажите.
Домашнее задание для 3 группы (III уровень сложности): подготовить исследовательский проект (возможно с использованием Интернета) на одну из предложенных тем:
1. Есенинские традиции в русской поэзии XX века.
2. Символика цвета в поэтическом мире С. Есенина.
3. Любовь к женщине в творчестве С. Есенина.
4. Основные мотивы лирики С. Есенина.
5. Лирическое «я» есенинских стихотворений.
6. Образ Родины и художественные средства его воплощения в лирике С. Есенина.
7. Психологизм есенинской лирики.
8. Деревня и город («живое» и «железное») в поэзии С. Есенина. |