«Волшебство в сказках» (Аксаков "Аленький цветочек")
21.04.2009, 10:48:43
Цель: познакомить с писателем С.Т. Аксаковым и его сказкой.
Задачи:
Учить работать с детской книгой, совершенствовать навыки правильного, осознанного и выразительного чтения;
Развивать умения давать полные ответы на вопросы по содержанию сказки, воображение, творческую способность детей.
Воспитывать положительные качества в процессе коллективной работы.
Оборудование:
Для учителя: портрет С.Т. Аксакова, сказка «Аленький цветочек», диапроектор, диафильм «Аленький цветочек», иллюстрации к сказкам, пословицы.
Для учащихся: сказка «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова.
Ход урока
1. Организационный момент - Ребята, проверим, как вы готовы к сегодняшнему уроку. Долгожданный дан звонок, Начинаем наш урок.
Проверка готовности к уроку
2. Сообщение темы урока - Сегодня у нас с вами не простой урок, а – волшебный. Так как мы побываем в мире, где творится добро, происходят всякие чудеса. - А где это может происходить? (в сказках) - А почему сказки называют волшебными? - Попробуйте по иллюстрации догадаться, что это за сказки:
Ш. Перо «Красная шапочка»
Русская народная сказка «По-Щучьему велению»
Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»
П.Ершов «Конек – Горбунок»
Русская народная сказка «Снегурочка»
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»
- Вот сегодня с этой сказкой мы будем знакомиться, а также учиться работать с книгой.
Ответы детей
Показ иллюстраций к волшебным сказкам.
3. Выставка книг. - Дома, читая сказку, вы побывали и почувствовали все, что происходит с главными героями. - Назовите автора этой сказки. (С.Т. Аксаков) С.Т. Аксаков - русский писатель. Он любил охоту, которая помогла для написаний его произведений. Автора в детстве увлекали сказки, которые рассказывала ему ключница Пелагея, действия которых он представлял себе на самом деле. Книги для детей С.Т. Аксаков начал писать уже будучи взрослым человеком. Сначала это были шуточные стихотворения для своей внучки. А затем он написал замечательную сказку «Аленький цветочек» по памяти, которую он слышал в детстве от Пелагеи. - Почему писатель так назвал свою сказку, как вы думаете? - Книга издавалась много раз. Поэтому в книгах разные иллюстрации, которые выполнили разные художники. - Давайте посмотрим, кто художник этой книги. - Рассмотрите внимательно иллюстрации в этой книге. Какие моменты из сказки здесь изображены?
Показ портрета
Работа над книгой
4. Размышление о прочитанном (беседа-рассуждение) - Кто из героев понравился больше всего? - Чем запомнился вам этот герой? - Как вы относитесь к младшей сестре? - Чем похожи младшие сестры во всех сказках? - Кого вам больше всего жалко в сказке? - Какие гостинцы заказали себе дочери купца? (старшая – золотой венец, средняя – тувалет хрустальный, младшая – аленький цветочек) - Все ли заказы выполнил купец сразу? - Куда он попал, ища аленький цветочек? - Кто жил во дворце? - Как поступило лесное чудище с купцом, когда он сорвал цветочек? (помиловал и велел прислать одну из дочерей) - Можно ли рвать цветы? - Когда вы читали сказку о ком вы беспокоились? - Какое чувство было у вас? - На каком месте вы хотели бы остановить сказку? - Как жилось младшей дочери в замке у чудища? - С помощью чего они общались? - Как повела себя девица, когда увидела лесное чудище? - Как превратилось чудище в прекрасного принца? (девица сказала ему, что любит) - Почему в сказке часто употребляется пословица «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»? - Подумайте другое название сказки. 5. Чтение сказки. - А сейчас у нас произойдет волшебство. Давайте хором скажем волшебные слова: «СИМ-САЛАБИМ-САМ». (тухнет свет, перед глазами детей возникают кадры сказки) - Сказку начну читать я. Помогать будете вы. Читайте вдумчиво, выразительно, соблюдая интонацию, паузы.
Ответы детей
Используются Различные приемы чтения.
Читаю описание
6. Физ. Минутка - Изобразите мимикой, жестами лесного чудища. Да и страшен был зверь лесной, чудо морское: руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди – сзади горбы великие верблюжие, весь мохнатый от верху донизу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, глаза совиные. 7. Продолжение чтения сказки
8. Подведение итога - Выберите пословицу к нашей сказке, объясните значение:
нет друга лучше, чем родная матушка.
всяк человек по делу познается.
добра желаешь – добро и делай.
- В какой сказке мы сегодня побывали? - Кто написал эту сказку?
Пословицы на доске.
9. Задание на дом. - Ребята, дома вы сами должны нарисовать иллюстрацию к любому сюжету сказки. А на следующем уроке мы составим из ваших рисунков свою сказку «Аленький цветочек».
1. Организационный момент - Ребята, проверим, как вы готовы к сегодняшнему уроку. Долгожданный дан звонок, Начинаем наш урок.
Проверка готовности к уроку
2. Сообщение темы урока - Сегодня у нас с вами не простой урок, а – волшебный. Так как мы побываем в мире, где творится добро, происходят всякие чудеса. - А где это может происходить? (в сказках) - А почему сказки называют волшебными? - Попробуйте по иллюстрации догадаться, что это за сказки:
Ш. Перо «Красная шапочка»
Русская народная сказка «По-Щучьему велению»
Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»
П.Ершов «Конек – Горбунок»
Русская народная сказка «Снегурочка»
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»
- Вот сегодня с этой сказкой мы будем знакомиться, а также учиться работать с книгой.
Ответы детей
Показ иллюстраций к волшебным сказкам.
3. Выставка книг. - Дома, читая сказку, вы побывали и почувствовали все, что происходит с главными героями. - Назовите автора этой сказки. (С.Т. Аксаков) С.Т. Аксаков - русский писатель. Он любил охоту, которая помогла для написаний его произведений. Автора в детстве увлекали сказки, которые рассказывала ему ключница Пелагея, действия которых он представлял себе на самом деле. Книги для детей С.Т. Аксаков начал писать уже будучи взрослым человеком. Сначала это были шуточные стихотворения для своей внучки. А затем он написал замечательную сказку «Аленький цветочек» по памяти, которую он слышал в детстве от Пелагеи. - Почему писатель так назвал свою сказку, как вы думаете? - Книга издавалась много раз. Поэтому в книгах разные иллюстрации, которые выполнили разные художники. - Давайте посмотрим, кто художник этой книги. - Рассмотрите внимательно иллюстрации в этой книге. Какие моменты из сказки здесь изображены?
Показ портрета
Работа над книгой
4. Размышление о прочитанном (беседа-рассуждение) - Кто из героев понравился больше всего? - Чем запомнился вам этот герой? - Как вы относитесь к младшей сестре? - Чем похожи младшие сестры во всех сказках? - Кого вам больше всего жалко в сказке? - Какие гостинцы заказали себе дочери купца? (старшая – золотой венец, средняя – тувалет хрустальный, младшая – аленький цветочек) - Все ли заказы выполнил купец сразу? - Куда он попал, ища аленький цветочек? - Кто жил во дворце? - Как поступило лесное чудище с купцом, когда он сорвал цветочек? (помиловал и велел прислать одну из дочерей) - Можно ли рвать цветы? - Когда вы читали сказку о ком вы беспокоились? - Какое чувство было у вас? - На каком месте вы хотели бы остановить сказку? - Как жилось младшей дочери в замке у чудища? - С помощью чего они общались? - Как повела себя девица, когда увидела лесное чудище? - Как превратилось чудище в прекрасного принца? (девица сказала ему, что любит) - Почему в сказке часто употребляется пословица «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»? - Подумайте другое название сказки. 5. Чтение сказки. - А сейчас у нас произойдет волшебство. Давайте хором скажем волшебные слова: «СИМ-САЛАБИМ-САМ». (тухнет свет, перед глазами детей возникают кадры сказки) - Сказку начну читать я. Помогать будете вы. Читайте вдумчиво, выразительно, соблюдая интонацию, паузы.
Ответы детей
Используются Различные приемы чтения.
Читаю описание
6. Физ. Минутка - Изобразите мимикой, жестами лесного чудища. Да и страшен был зверь лесной, чудо морское: руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди – сзади горбы великие верблюжие, весь мохнатый от верху донизу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, глаза совиные. 7. Продолжение чтения сказки
8. Подведение итога - Выберите пословицу к нашей сказке, объясните значение:
нет друга лучше, чем родная матушка.
всяк человек по делу познается.
добра желаешь – добро и делай.
- В какой сказке мы сегодня побывали? - Кто написал эту сказку?
Пословицы на доске.
9. Задание на дом. - Ребята, дома вы сами должны нарисовать иллюстрацию к любому сюжету сказки. А на следующем уроке мы составим из ваших рисунков свою сказку «Аленький цветочек».
1. Организационный момент - Ребята, проверим, как вы готовы к сегодняшнему уроку. Долгожданный дан звонок, Начинаем наш урок.
Проверка готовности к уроку
2. Сообщение темы урока - Сегодня у нас с вами не простой урок, а – волшебный. Так как мы побываем в мире, где творится добро, происходят всякие чудеса. - А где это может происходить? (в сказках) - А почему сказки называют волшебными? - Попробуйте по иллюстрации догадаться, что это за сказки:
Ш. Перо «Красная шапочка»
Русская народная сказка «По-Щучьему велению»
Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»
П.Ершов «Конек – Горбунок»
Русская народная сказка «Снегурочка»
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»
- Вот сегодня с этой сказкой мы будем знакомиться, а также учиться работать с книгой.
Ответы детей
Показ иллюстраций к волшебным сказкам.
3. Выставка книг. - Дома, читая сказку, вы побывали и почувствовали все, что происходит с главными героями. - Назовите автора этой сказки. (С.Т. Аксаков) С.Т. Аксаков - русский писатель. Он любил охоту, которая помогла для написаний его произведений. Автора в детстве увлекали сказки, которые рассказывала ему ключница Пелагея, действия которых он представлял себе на самом деле. Книги для детей С.Т. Аксаков начал писать уже будучи взрослым человеком. Сначала это были шуточные стихотворения для своей внучки. А затем он написал замечательную сказку «Аленький цветочек» по памяти, которую он слышал в детстве от Пелагеи. - Почему писатель так назвал свою сказку, как вы думаете? - Книга издавалась много раз. Поэтому в книгах разные иллюстрации, которые выполнили разные художники. - Давайте посмотрим, кто художник этой книги. - Рассмотрите внимательно иллюстрации в этой книге. Какие моменты из сказки здесь изображены?
Показ портрета
Работа над книгой
4. Размышление о прочитанном (беседа-рассуждение) - Кто из героев понравился больше всего? - Чем запомнился вам этот герой? - Как вы относитесь к младшей сестре? - Чем похожи младшие сестры во всех сказках? - Кого вам больше всего жалко в сказке? - Какие гостинцы заказали себе дочери купца? (старшая – золотой венец, средняя – тувалет хрустальный, младшая – аленький цветочек) - Все ли заказы выполнил купец сразу? - Куда он попал, ища аленький цветочек? - Кто жил во дворце? - Как поступило лесное чудище с купцом, когда он сорвал цветочек? (помиловал и велел прислать одну из дочерей) - Можно ли рвать цветы? - Когда вы читали сказку о ком вы беспокоились? - Какое чувство было у вас? - На каком месте вы хотели бы остановить сказку? - Как жилось младшей дочери в замке у чудища? - С помощью чего они общались? - Как повела себя девица, когда увидела лесное чудище? - Как превратилось чудище в прекрасного принца? (девица сказала ему, что любит) - Почему в сказке часто употребляется пословица «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»? - Подумайте другое название сказки. 5. Чтение сказки. - А сейчас у нас произойдет волшебство. Давайте хором скажем волшебные слова: «СИМ-САЛАБИМ-САМ». (тухнет свет, перед глазами детей возникают кадры сказки) - Сказку начну читать я. Помогать будете вы. Читайте вдумчиво, выразительно, соблюдая интонацию, паузы.
Ответы детей
Используются Различные приемы чтения.
Читаю описание
6. Физ. Минутка - Изобразите мимикой, жестами лесного чудища. Да и страшен был зверь лесной, чудо морское: руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди – сзади горбы великие верблюжие, весь мохнатый от верху донизу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, глаза совиные. 7. Продолжение чтения сказки
8. Подведение итога - Выберите пословицу к нашей сказке, объясните значение:
нет друга лучше, чем родная матушка.
всяк человек по делу познается.
добра желаешь – добро и делай.
- В какой сказке мы сегодня побывали? - Кто написал эту сказку?
Пословицы на доске.
9. Задание на дом. - Ребята, дома вы сами должны нарисовать иллюстрацию к любому сюжету сказки. А на следующем уроке мы составим из ваших рисунков свою сказку «Аленький цветочек».