Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 23:01:21
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Фантастика в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита"
21.04.2009, 16:04:55

Задачи:

  • Познакомить учащихся с одним из этапов творческой деятельности М.А.Булгакова.
  • Выявить стержневую идею романа, проблематику через анализ текста.
  • Научить учащихся размышлять, логически мыслить, читать «между строк».
  • Проанализировать образ писателя, проникнуться его мыслями и чувствами через просмотр фильма, слайдов.

Цели:

  • Приобщение учащихся к чтению литературы философского содержания.
  • Работа по развитию культуры речи, памяти и кругозора учащихся.
  • Развивать у учащихся навыки работы в коллективе.

Дидактическое пространство урока: портрет М.А.Булгакова; газета, выполненная учащимися, выставка книг писателя, тексты романа «Мастер и Маргарита», проектор, экран, тетради, ручки.

Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствие гостей и учащихся.

Слайд №1:

  •  Не так давно невозможно было представить себе, что произведения Михаила Афанасьевича Булгакова будут внесены в школьную программу по литературе XX века. (просмотр)

Слово учителя: «Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор о романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Тема урока звучит так: «Фантастика в романе  М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Ведь именно фантастические моменты и сатира сделали этот роман таким читаемым, завораживающим и неповторимым. Сейчас, я знаю, вы с удовольствием  смотрите фильм с одноименным названием. Скажите, а какова история создания этого уникального произведения?»

Ответ учащегося:  «Булгаков работал над романом 12 лет (с 1928-по1940). Вначале он хотел написать произведение о Москве 20-30 годов, «обнажить» все пороки того времени. Одновременно он работал над романом об Иисусе Христе. Его волновал вопрос: почему люди более 2 тыс. лет назад обрекли Христа на гибель? В какой-то момент он решил соединить эти произведения. Так начал создаваться роман «Мастер и Маргарита». Хотя первые названия были таковы: «Инженер с копытом», «Черный маг». Работа шла трудно, напряженно. Булгаков несколько раз переписывал роман, пытался сжечь одну из последних рукописей, но его жена- Елена Сергеевна - успела выхватить тетрадь из печки. Именно эта женщина послужила прототипом главной героини романа-Маргариты (в романе есть сцена, где Маргарита, обжигая руки, достает из печки рукопись Мастера). Это роман являлся смыслом всей жизни Михаила Афанасьевича. Он был очень болен, почти ослеп (возможно, это проделки Сатаны?). И лишь благодаря стараниям жены роман был напечатан и увидел свет».
 Слово учителя: «Спасибо, ребята.  А теперь все внимание на экран».
(На экране появляются слайды с вопросами, отрывки из фильма. Учащиеся отвечают на вопросы, размышляют, спорят.)

Слайд №2:
«Ваш роман вам принесет еще сюрпризы».

  • Булгаковский герой Воланд, обращаясь в Мастеру, заметил: «Ваш роман вам принесет еще сюрпризы». Это произошло и с книгами самого Булгакова. Теперь, говоря о произведениях, созданных в 20—30-е годы, мы не сможем обойтись без «Белой гвардии», «Собачьего сердца», «Мастера и Маргариты».
  • Какие сюрпризы обещаны Булгакову?

Ответ учащегося: «Сталин, посетив театр и увидев пьесы Булгакова, понял, что этот человек высмеивает и критикует советскую власть. По распоряжению вождя творчество писателя было объявлено вредным, антисоветским. Писатель знал, что время для его произведений еще не пришло. Самое интересное заключается в том, что все предсказания Булгакова сбылись. Как известно, истина (правда) рано или поздно восторжествует».

Слайд №3:
Встреча На Патриарших прудах

  • Председатель МАССОЛИТ Берлиоз и поэт Иван Бездомный разговаривают о написанном Иваном произведении об Иисусе Христе, и тут появляется Воланд.
  • Каково мнение Воланда о роли человека?

Ответы и размышления учащихся

Слайд №4:
Мастер

  • Кто такой Мастер и почему он так себя называет?

Ответ учащегося:
Историк по образованию, получив сто тысяч по облигации, ушел с работы в музее и стал писать роман о Понтии Пилате.

Слайд №5:
Встреча Мастера и Маргариты

  • Что произошло на Арбате?

Ответ учащегося:

"Она несла в руках отвратительные тревожные жёлтые цветы..."
Ее фигурка в черном пальто с желтым пятном на груди бросалась в глаза. И такой одинокой она казалась…"

Слайд №6:
Спасти рукопись

  • Зачем Мастер сжег роман?

Ответ учащегося:
Мастер был задавлен критикой в адрес своего романа, сжег его в огне.
Маргарита успела вытащить из огня обгоревшие листы последней части романа.
"Тихо вскрикнув, она голыми руками выбросила из печки на пол последнее, что там осталось, пачку, которая занялась снизу".

Слайд №7 (просмотр отрывка)
Воланд в Варьете

  • Вопрос Воланда Коровьеву об изменении москвичей, причем внешне и внутренне.
  • В чем же они изменились?

Ответы и размышления учащихся

Слайд №8:
Встреча с Азазелло

  • На что идет Маргарита ради любимого?

Ответ учащегося:
Маргарита идет на все, чтобы вернуть рукопись любимому человеку.
Она дает согласие Азазелло быть на балу у Сатаны в роли королевы, лишь бы вернуть роман Мастера.
"Рыжий огляделся и сказал таинственно: - Меня прислали, чтобы вас сегодня вечером пригласить в гости".

Слайд №9:
Фантастика в романе. «Нечистая сила» в романе.

  • -     Кого из героев романа, написанного Мастером, напоминает Маргарита в своем стремлении спасти возлюбленного? Как вернет она свою любовь?

Ответ учащегося:
Маргарита сейчас так же бескорыстна, отважна, как и Левий Матвей, пытавшийся спасти Иешуа. Люди сделали все, чтобы разлучить возлюбленных, а вернуть Мастера поможет Маргарите нечистая сила.

 
Слайд №10:
Воланд и Маргарита

  • -Чего вы хотите за то, что сегодня вы были у меня хозяйкой? Во что цените ваше колено?

Ответ учащегося:
Я знаю, что с вами можно разговаривать только откровенно, и откровенно вам скажу: я легкомысленный человек. Я попросила вас за Фриду только потому, что имела неосторожность подать ей твердую надежду. Она ждет, мессир, она верит в мою мощь.

 
Слайд №11:
Бал Сатаны

  • На балу у Сатаны Маргарита в качестве хозяйки встречает гостей (давно умерших личностей). (просмотр)
  • Кто помогает Маргарите выполнить эту нелегкую миссию?

Ответ учащегося:
Гелла, Коровьев и кот Бегемот.

Слайд №12:
Воланд

  • Наверное, человек воспользовался бы сейчас промахом Маргариты, но не дьявол.

Ответ учащегося:
Он не может не вернуть Маргарите ее возлюбленного.
Поэтому прощать Фриду будет сама Маргарита. В этом есть символический смысл: человек будет прощать человека. А ее желание видеть Мастера выполнит Воланд.

Слово учителя:
«Воланд-это необычный дьявол. Его образ списан с Мефистофеля Гете. Но, в отличие от злого Мефистофеля, Воланд наказывает зло и несправедливость, помогает восторжествовать правде и добру».

Слайд №13:
«Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

  • «Воланд — дьявол и, кажется, как злой дух, должен только разрушать и наказывать, а он еще и награждает — и это одна из загадок романа».
  •  Страшна сама по себе мысль, что добро невозможно без зла, они всегда рядом. Но в романе именно благодаря Воланду возрождается правда, честность. Его справедливость бывает порой очень жестока, но без этого у людей никогда не открылись бы глаза на правду».(чтение и комментарии учителя)

Слайд №14:
Рукописи не горят

  • И вот Мастер здесь, перед Маргаритой и Воландом. Чудесным образом окажется возрожденным сожженный роман: «Рукописи не горят».
  • Одна из коренных идей романа Булгакова — бессмертие искусства. Но Мастер сломлен. Он скажет Воланду, что роман, который еще недавно был смыслом его существования, ему ненавистен. Воланд отзывается на это словами: «Ваш роман вам принесет еще сюрпризы».(чтение и комментарии учителя)

Слайд №15:
Левий Матвей

  • - С какой просьбой к Воланду приходит Левий Матвей?

Ответ учащегося:
«— Он прочитал сочинение Мастера, — заговорил Левий Матвей, — и просит тебя, чтобы ты взял с собою Мастера и наградил его покоем. Неужели это трудно тебе сделать, дух зла?»

Слайд №16:
Почему Мастер не заслужил света?

  • — Мне ничего не трудно сделать, — ответил Воланд, — и тебе это хорошо известно. — Он помолчал и добавил: — А что же вы не берете его к себе, в свет?
  • — Он не заслужил света, он заслужил покой, — печальным голосом проговорил Левий.
    — Передай, что будет сделано, — ответил Воланд».
  • Мастер сделал свое дело на земле: он создал роман об Иешуа и Пилате и показал, что жизнь человека может определиться одним его поступком — тем, который возвысит и обессмертит его или заставит потерять покой на всю жизнь и страдать от обретенного бессмертия. Но в какой-то момент Мастер отступил, сломался, не сумел бороться за свое детище до конца. Может быть, поэтому не заслужил света? (чтение и комментарии учителя)

Слайд №17:
Не заслужил света

  • Мастер не заслужил света, он достоин покоя.
  • "Мастер и Маргарита увидели обещанный рассвет.
    Он начинался тут же, непосредственно после полной луны..." (чтение и комментарии учителя)

Слайд №18:
Понтий Пилат  (просмотр отрывка)

  • Кто такой Понтий Пилат?

Ответ учащегося:
Понтий Пилат – это пятый прокуратор Иудеи, сын королевского звездочета. Очень богат и наделен огромной властью, но подчиняется императору Тиверию.

Слайд №19:
Первая ступень истины — справедливость, высшая — милосердие».

  • «Маргарита борется за свою любовь. В ее душе поселилась ненависть к гонителям Мастера, желание отомстить им, но не исчезло милосердие. Она, став «ведьмой», разгромила квартиру Латунского, но тут же успокоила проснувшегося в соседней квартире малыша. Милосердие же заставит несчастную женщину подавить в себе жгучее желание вернуть Мастера и попросить пощады для Фриды… И как это ни странно, именно силы зла были Булгаковым наделены правом вершить справедливость, то есть жестоко наказывать за зло и щедро награждать за добро». (чтение и комментарии учителя)

Слайд №20:
Покаяние

  • «Покаяние — это начало прощения.
  • В жизни надо уметь прощать, потому что нельзя вечно носить в сердце горечь обиды. Иешуа, следуя идее милосердия, может солгать ради Пилата (не было казни!), но не солжет ради своего спасения. Будучи казнен, он сам простил всех». (чтение и комментарии учителя)

Слайд №21:
Какова же стержневая идея романа?

  • Это идея внутренней свободы человека, который при любых внешних обстоятельствах может поступать так, как находит для себя единственно возможным.
  • Он творит добро — его не понимают, швыряют в него камни, распинают его, но свобода, истина, добро превыше всего, они бессмертны. (чтение и комментарии учителя)

Слайд №22:
«Все будет правильно, на этом построен мир»

  • Представляется, что Воланд, произнесший фразу: «Все будет правильно, на этом построен мир», достоин того, чтобы строки о нем и его спутниках — «темно-фиолетовом рыцаре с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом» (бывшем Коровьеве-Фаготе), «худеньком юноше, демоне-паже, лучшем шуте, какой существовал когда-либо в мире» (бывшем коте Бегемоте), о бывшем Азазелло, теперь «с пустыми и черными глазами… белым и холодным лицом», — чтобы строки эти закончили разговор в классе о романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». (чтение и комментарии учителя)

Слайд №23:
Доброта — это красота души

  • «Доброта — это красота души. Зло душит человеческие души, губит красоту.
  •  Добрый человек не тот, который не делает зла, а тот, который творит добро. Добро порождает милосердие… Иешуа проповедует свою истину. Истина его заключается в торжестве добра, милосердия, всепрощения. Эти три качества, зависящие друг от друга, делают человека красивым. Эти три качества и есть красота…»

(Звучит мелодия из песни Стефана Николаи «Я всегда буду любить тебя»)

Слово учителя:
«На этих грустных строках мы заканчиваем наш урок. Сегодня мы с вами обхватили лишь часть булгаковского необъятного мира. Я очень надеюсь, что вы полюбили это произведение и открыли для себя много нового и интересного. Спасибо всем за урок. Те, кто работал, получат хорошие оценки».

3. Заключительная часть: Провожаем гостей.

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: Фантастика в романе .Булгакова «Мас, в помощь словеснику, литература в школе, скачать бесплатно, Конспект урока по русской литератур
Просмотров: 2443 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0