Цели:
Образовательные: познакомить детей с былинным сказом "Добрыня Никитич", с картиной В.М.Васнецова "Богатыри".
Воспитательные: воспитывать любовь к родине, прививать любовь к русской словесности.
Оборудование: компьютер, диск "Шедевры русской живописи"; репродукция картины В.М.Васнецова "Богатыри".
Тип урока: изучение нового материала.
Методы урока: словесные, наглядные, работа на компьютере.
Формы работы: фронтальные, индивидуальные.
План урока.
- Организационный момент - 2 мин.;
- Проверка домашнего задания - 10 мин.;
- Изучение нового материала - 25 мин.:
- Актуализация знаний.
- Индукция.
- Чтение былины "Добрыня Никитич".
- Рефлексия.
- Интерактивная экскурсия по картине В.М.Васнецова "Богатыри" - 10 мин.;
- Подведение итогов урока - 5 мин.;
- Домашнее задание - 3 мин.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение и подробный пересказ сказки "Никита Кожемяка".
III. Изучение нового материала.
На этом уроке дети начинают знакомиться с былинным сказом "Добрыня Никитич".
1. Вступительное слово учителя:
- Раньше не было слова "былина" (с ударением на 2-м слоге), а богатырские песни, рассказывающие о делах давно минувших дней, "преданья старины глубокой", назывались "старинами старинками". Позднее появилось слово "былина" (с ударением на последнем слоге), что означало "быль", т.е. правдивое повествование.
Былины раньше пелись. Сказатели обычно владели одной-двумя мелодиями, в соровождении которых они исполняли все известные им былины.
2. Перед слушанием былины устно можно нарисовать такую картину:
- Представьте себе седовласого старца, который, сидит в окружении внимательно слушающих его людей. Его пальцы слегка касаются струн гуслей, лежащих у него на коленях. Льется неторопливая, плавная, спокойная мелодия. Певец-сказитель начинает свой рассказ про древнюю Русь, про старину стародавнюю.
3. Текст былины читает учитель, а после прослушивания дети должны поделиться своими впечатлениями.
IV. Интерактивная экскурсия с использованием CD-диска "Шедевры русской живописи" по картине В.М. Васнецова "Богатыри".
Многие картины художника созданы на сюжеты русских народных сказок и былин.
Прослушивание лекции по компьютеру.
Фронтальный опрос после просмотра.
Вопросы:
- Назовите имена богатырей?
- Какими их изобразил художник?
- Что их объединяет?
- Подумайте, кто старший на заставе. Как выглядит Илья?
- Каков должен быть характер у этого богатыря?
- Так ли спокоен Добрыня Никитич? Обратите внимакние на копье Ильи Муромца, которое как бы преграждает путь белому длинногривому коню. Каким изобразил художник Добрыню Никитича?
- Как выглядит Алеша Попович - третий богатырь? Что его объединяетс другими богатырями? Отличается ли он от них по характеру? Рассмотрите его лицо, одежду. Как ведет себя его конь?
- Каково вооружение Алеши?
V. Итог беседы.
- Какие мысли и чувства вызывает у вас картина?
VI. Домашнее задание:
|