Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 23:15:32
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Библейские мотивы в поэзии Серебряного века
30.04.2009, 14:07:43

Цели урока:

  1. Введение в тему: «Поэты Серебряного века».
  2. Знакомство с шедеврами русской поэзии на библейские темы.
  3. Воспитание духовно-нравственного потенциала учащихся.
  4. Закрепление навыков самостоятельной работы с книжными источниками и поэтическими произведениями.

Задачи:

Формирование мировоззренческих идей на материале общечеловеческих нравственных библейских мотивов.

Ход урока.

1. Организационный момент.
2. Вступительное слово.

Андреев А., ученик 11-ого кл. (псаломщик, пономарь храма св. Екатерины): «Библия – это Свет Света. Как сформулировал А. С. Пушкин: «Библия - Книга Книг». Библия хранит вековую мудрость человечества. Верующие считают, что эта книга – «слово Божие», а ученые находят в ней сведения по истории, географии, философии, этике, этнографии…Библия - это неисчерпаемый источник сведений для миссионеров, священнослужителей – проповедников, а также и писателей. Читая Библию, каждый из нас постигает великую Истину Спасителя: «Царство Божие внутри вас есть.»

«Библия делится на две части: Ветхий и Новый Заветы. Образ Нового Завета есть образ Иисуса Христа, центральный образ Библии. Христос – это, во-первых, наш Спаситель и Искупитель грехов всего рода человеческого (учение Православной веры). Он также является нашим Богом. Образ его как Бога и Человека удивляет любого человека. Его жизнь – образец жизни для верующего. Мы – верующие – должны нести на себе Благое Иго Христово, ибо он сам засвидетельствовал: «Иго бо мое благо, и бремя Мое легко есть.» Неся свой земной крест, мы должны подражать Христу, Его жизни, любить Его и Его заповеди, ведь мы, как сказал апостол Павел: «Раби неключими есми…» Мы не можем быть как Бог, но через веру в Иисуса Христа – Бога нашего, мы можем соединиться с Ним через Таинства Православной Веры. Христос сказал: «И научимся от мене, ясно кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим.» Эти слова относятся ко всякому верующему человеку. Мы должны научиться первым христианским добродетелям – это смирению и кротости. Без них, по учению святых Отцов, невозможно спасти человеческое.»

Учитель: « «Писатели и поэты XIX – начала XX веков в большинстве своем были людьми верующими, на высоком уровне владели учением Православной веры и создавали на этой тематике литературные произведения».

3. Выступления учащихся, анализ стихотворений на библейские темы (индивидуальные задания):

Ольга Т. : «Анна Ахматова, «русская Сафо». Ее стихотворение «Лотова жена» основано на библейской легенде об уничтожении двух городов – Гоморре и Содоме, где царил разврат, жители предавались порокам. Разгневанный Господь решил стереть с лица земли города, населенные грешниками. Но перед этим послал туда двух ангелов в образе прекрасных юношей спасти семью праведника Лота. Поздней ночью вошли гости в дом Лота, но тотчас собралась толпа мужчин, требуя выдать им красивых юношей. Но Лот по законам гостеприимства не мог этого сделать, он предпочел бы отдать на растерзание толпе своих дочерей…

Тогда Юноши вошли на крыльцо и поразили людей, осаждавших дом Лота, слепотой. А юноши велел уходить праведнику из города, забрав семью. Лот с семьей вышел из родного города, направляясь в Сигору. А города Содом и Гоморра тотчас были испепелены. Однако, жена Лота, отойдя от Содома, оглянулась и сразу превратилась в соляной столб.

Взглянула – и, скованы смертною болью,
Глаза ее больше смотреть не могли;
И сделалось тело прозрачною солью,
И быстрые ноги к земле приросли.

В стихотворении Анны Ахматовой «Лотова жена» выражена глубокая скорбь и боль жены Лота, вынужденной покинуть стены родного дома, где она была счастлива. Она оглянулась

На красные башни родного Содома,
На площадь, где пела, на дом, где пряла,
На окна пустые высокого дома,
Где Милому мужу детей родила.

Лучшие мгновения ее жизни остались там, за стенами города. И она отдала свою жизнь за единственный взгляд.

Кто женщину эту оплакивать будет?
Не меньше ли мнится она из утрат?
Лишь сердце мое никогда не забудет
Отдавшую жизнь за единственный взгляд.

Учитель: « В 30-е гг. А. Ахматова, стремясь осмыслить народную трагедию тоталитарного века, вновь прибегает к библейской теме. Она пишет похожее на псалом «Распятие».

М. М. (чтение и анализ стихотворения): «Стихотворению предпослан эпиграф из церковного песнопения: « Не рыдай Мене, Мать, во гробе зрящи». «Распятие» создавалось сначала как самостоятельное произведение, затем вошло в «Реквием» X главой. В 1 строфе на торжественной ноте повествуется о распятии Христа:

Хор ангелов великий час восславил,
И небеса расплавились в огне.
Отцу сказал: «Почто Мене оставил!»
А Матери: «О, не рыдай Мене…»

Казнь Иисуса Ахматова называет «великим часом», потому что своей смертью Иисус искупил грехи людей и стало возможным (свершилось) духовное возрождение человечества.

А. Ахматова не изображает глумление толпы над Спасителем (праведность выше порока). Она передает сострадание тех, кто может взять эти муки на себя: «Магдалина билась и рыдала», «ученик любимый каменел» от горя, а скорбящая мать стояла молча, ведь страдание ее было велико…

Учитель: «Н. С. Гумилев, поэт Серебряного века. Романтик, конкистадор, путешественник. Им создан удивительный поэтический мир. Поэтическая страна Н. С. Гумилева населена рыцарями, золотыми драконами. Там сверкают серебряные водопады, благоухает голубая лилия…

Все стихи Гумилева пронизаны глубоким философским смыслом.»

Г. Н.: «Философское осмысление библейского сюжета мы видим в его стихотворении «Выбор». В 1 строфе поэт напоминает нам о строительстве Вавилонской башни: «Созидающий башню сорвется…» Гордыня – один из пороков человеческих. Возомнивший себя равным Богу будет наказан.

Во 2 строфе Гумилев обращается к истокам библейского псалма о полководце Аврилехе. Он приказал разрушить город до основания, но был раздавлен обломками плит и молил своего оруженосца избавить его от страшных мук.

Сеющий смерть ее и пожнет…

Не так давно мы отреклись от старого мира, от веры, от Гумилева и Шаляпина, от Бунина и Ахматовой, от Чаянова и Вавилова, от Бердяева и Розанова, разрушили храмы и монастыри. Шли вперед «без имени святого» Мы, внуки и правнуки тех, кто разрушал, и Каинова печать лежит и на нас.»

Учитель: «Ал. Блок – гениальный русский поэт Серебряного века. Философская концепция его поэзии заключается в отображении русского национального мировосприятия. Душа русского человека раскрывается в стихотворении Ал. Блока «Вот он – Христос - в цепях и розах». Поэт показывает как образ Спасителя сливается с нравственной стихией русской души:

В простом окладе синего неба
Его икона смотрит в окно.
Убогий художник создал небо,
Но лик и синее небо одно.

И если в пейзажи Есенина «всегда вкраплен человек», то в пейзажах Ал. Блока незримо присутствует Спаситель. Перед нами неброский, неяркий, до боли знакомый русский пейзаж:

……………………………..
…………….немного грустный.
За ним восходит хлебный злак.
На пригорке лежит огород капустный,
Березки и елки бегут в овраг.

Эти строчки напоминают нам нестеровский пейзаж с картины «Видение отроку Варфоломею». Здесь выражена сокровенная красота стародавней Руси. И пейзажная лирика Блока, и пейзажи Нестерова вызывают в нас чувства любви к родной земле.

Учитель: «Поэт Игорь Северянин, осмыслив произошедшие в России исторические события – революцию и Гражданскую войну – пишет стихотворение «Народный суд», используя вопросно-ответную форму стиха, поэт обращает внимание читателей на нравственную проблему:

Зачем православные Бога забыли?
Зачем шли на брата, рубя и разя?
И скажут они: «Мы обмануты были,
Мы верили в то, во что верить нельзя!»

(Обсуждение проблемы).

М. Н.: «Я думаю, нельзя верить в идею, если она торжествует через кровопролитие».

Б. А.: «Никакая идея не стоит человеческих жертв, какой бы великой она не казалась».

Учитель: «Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» предупредил читателей, что нельзя преступать Завет Христа «Не убий!» во имя идеи. Но кто слышит «пророков в своем Отечестве»? Ведь «столбовая дорога человечества уставлена столбами, на которых распяты его пророки…»

4. Выводы:

  1. «Библия – это Книга Книг», жизнеописание народов, история, путь к спасению.
  2. Библейские мотивы в русской литературе XIX – начале XX веков содержит в себе богатейшее нравственное начало.
  3. Библейские мотивы в искусстве вообще получили широкое развитие в эпоху Возрождения, а также в произведениях русских писателей и поэтов… Библия – источник вдохновения.
  4. Библейские мотивы в произведениях русских писателей и поэтов – сложное многоплановое явление.

Литература:

  1. А. И. Павловский «Ночь в Гефсиманском саду», Лениздат, 1991
  2. А. И. Павловский «Жизнь и творчество Анны Ахматовой», М., «Просвещение», 1991
Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: библейские мотивы в поэзии серебрян, литература в школе, скачать бесплатно, Конспект урока по русской литератур, в помощь учителю-словеснику
Просмотров: 1690 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0