ЦЕЛИ: осмыслить основной конфликт пьесы, понять причину одиночества Чацкого в среде Фамусовых, раскрыть сюжетно-композиционное значение приема калейдоскопа лиц и реплик.
ЗАДАЧИ: совершенствование работы с текстом, привитие умения вчитываться в произведение, сравнивать, анализировать, отбирать главное, делать выводы.
МЕТОДЫ: анализ текста методом "вслед за автором", использование обобщающей таблицы, подача тезисов для обсуждения смысла, заложенного в них.
ХОД УРОКА.
На доске: тема урока, главные вопросы ( Почему московский свет так ненавидит Чацкого? Одинок ли Чацкий? Как можно охарактеризовать поединок Чацкого и московского общества?).
На второй половине доски (закрытой): калейдоскоп - быстрая смена чего-нибудь
- Оргмомент
- Вступительное слово учителя.
А.С. Грибоедов привел нас с вами на бал, на котором происходит своеобразный поединок главного героя А.А. Чацкого с московским светом. В чем же смысл этого поединка, кто победил в нем, что представляет собой светское общество и выясним мы, анализируя 3 действие комедии.
- Работа с таблицей по материалам домашнего задания.
Итак, если мы на прошлых уроках довольно подробно останавливались на характеристике А.А. Чацкого, отмечали его честность, справедливость, патриотизм, горячность, доверчивость, то какими же предстают перед нами гости Фамусова, цвет общества? Каков круг их интересов? (...)
- Анализ монолога Чацкого "В той комнате незначащая встреча..."
- чтение наизусть:
- вопросы и задания: что заботит, волнует, расстраивает Чацкого? Что вы думаете о схожести интересов героя и общества?
- Беседа по теме урока:
- Мы выяснили, что круг интересов, жизненные идеалы Чацкого и фамусовского общества диаметрально противоположны. Они враги, и поединок неизбежен. Но поединок предполагает обмен ударами. Каково оружие Чацкого? Чем он сражается? (словом, обличает пороки).
- А чем сражается фамусовское общество? (общественным мнением, слухами, клеветой, сплетнями)
- Расскажите подробней, как каждый из героев-гостей отнесся к версии сумасшествия Чацкого? (...)
- Столько людей ненавидят Чацкого: от Софьи, раздраженной его язвительными замечаниями в адрес Молчалина, до всех гостей Фамусова! Может, они правы - ведь их большинство? (...)
- Одинок ли Чацкий? (...)
- Так кто же вышел победителем из поединка? ( читатель за Чацкого!)
- Как вы думаете, какие моральные понятия сражаются в этой словесной баталии? ( низость - благородство...)
- Работа над сюжетно-композиционной ролью приема калейдоскопа.
Литературоведы считают, что в 3 действии А.С. Грибоедов применил так называемый прием калейдоскопа.
- Что такое калейдоскоп? (...) /После ответа открыть доску/
- Докажите, что это действительно так. (...)
- Давайте подумаем, зачем этот прием был нужен. Если взять сюжет комедии, то Грибоедов нам так подробно описал жизненные идеалы Фамусова, что был ли смысл обрисовывать и все общество? (...)
- А с точки зрения композиции: это какой момент пьесы - объявление Чацкого сумасшедшим?
- Итак, прием калейдоскопа необходим был и для развития сюжета, и для подведения к кульминации - нагнетание напряженности в действии и для сатирического изображения героев: в той легкости, с которой одна реплика сменяет другую, один герой другого сквозит насмешка над пустой, несерьезной, неумной жизнью московского света.
- Итог по уроку.
Задание на дом:
- выписать высказывания об уме персонажей комедии, составить мнение о том, что подразумевают под словом "ум" герои пьесы
- инд. задания: наизусть "Пророк" М.Ю. Лермонтова, сообщения о П.Я. Чаадаеве, А.И. Солженицыне.
|