Цели урока:
- расширить знания учащихся о жизни и творчестве поэта во время ссылки на Кавказ;
- показать связь между историческими событиями и литературным творчеством поэта;
- вызвать интерес к изучению истории и культуры родного края, прививать чувство гордости и патриотизма к Родине.
Оборудование:
- книжная выставка;
- мультимедийный проектор, экран;
- творческие работы учащихся.
Эпиграф к уроку:
Живут в горах его душа и разум…
Ход урока
Звучит лёгкая музыка.
1. Вступительное слово учителя.
М.Ю. Лермонтов – известнейший русский поэт XIX века. Ему пришлось объехать весь Кавказ. Он путешествовал в тележке, двигался с военным отрядом, ездил верхом… Лермонтов побывал в терских станицах: Червлёной, Шелковской, Старогладовской, связанные с именами Александра Грибоедова и Льва Толстого, в городе Грозном. Принял боевое крещение при реке Валерик, объехал территорию Северной Осетии. По Военно-Грузинской дороге попал в Тбилиси. Как видите, карта его путешествий довольно разнообразная. Поэт хорошо знал Кавказ и традиции горцев. Первая ссылка поэта на Кавказ была вызвана стихотворением поэта «Смерть поэта».
2. Вопросы классу:
- Скажите, почему это стихотворение называется именно так, и на какое событие откликнулся поэт?
- Почему правительство приняло решение сослать поэта на Кавказ?
- Какие события происходили в то время на Кавказе?
3. Чтение стихотворения «Смерть поэта» наизусть учащимися.
Выступление двух учащихся с презентацией «М.Ю. Лермонтов на Кавказе». (сценарий готовили учитель русского языка и литературы, библиотекарь).
4. Выступление учащейся с научной работой «Сопоставление патриотических чувств поэта в стихотворении «Бородино» и «Валерик» (работа готовилась в течение предыдущего года и была защищена на заседании НОУ).
5. Вопросы классу:
- Почему для сопоставления выбраны эти два стихотворения?
- В чём вы видите актуальность поднятой проблемы?
5. Слово учителя.
В сражении при реке Валерик Лермонтов проявил необыкновенное мужество. Генерал Голофеев подал прошение на высочайшее имя о награждении поэта за мужество и храбрость. Но Лермонтова не отпустили даже в отпуск, хотя его героизм отмечали даже враги. Валерик в переводе с чеченского языка означает «река смерти». Это было, действительно, так. Много солдат погибло с обеих сторон. М.Ю.Лермонтов заговорил о бессмысленном смертоубийстве на войне. И так как он открыто ратовал за мир и спокойствие между народами в те неспокойные времена, которые очень похожи на сегодняшние дни, в Чечне восстановлен памятник (его восстановили одним из первых) русскому поэту. На Кавказе хорошо знают творчество великого русского поэта и чтят память о нём.
6. Чтение стихотворений современных поэтов о Лермонтове.
(Например: Георгий Кайтуков (с осетинского) «Лермонтов»; Алим Кешоков (с кабардино-черкесского) «Лермонтову»)
Лермонтов.
Там, где на скалах облака уснули,
Где горный кряж в седой туман одет,
Летел орёл. Но старикам в ауле
Известно с давних пор: то был поэт…
То был поэт, и дух его орлиный
Постигнув, поднял пламенный Кавказ
Орла-поэта, чтобы он с вершины
Увидел мир, увидел вас и нас.
Живут в горах его душа и разум,
Вольнолюбивых горцев он потряс:
Царь устрашить хотел его Кавказом,
Но сам над миром поднял он Кавказ.
Георгий Кайтуков (с осетинского).
7. Подведение итогов урока.
|