Цели урока:
- Сделать понятным творчество символистов современным школьникам.
- Повторить основные положения теории символического искусства.
- Развивать творческие способности школьников через различные формы их реализации.
- Развивать толерантность учащихся.
Ход урока.
Все мы живём в вечности. В. Брюсов.
Проверочная работа.
1. В поэзии то, что не сказано и мерцает сквозь красоту, действует на сердце сильнее, чем выраженное словами. О каком литературном направлении идёт речь? (Символизм) 2. Слова определяют, ограничивают мысль, а они выражают безграничную сторону мысли. Кто они? (Символы) 3. Он говорит исполненным намёков и недомолвок нежным голосом, вызывающим предчувствия. Он имеет самостоятельное существование, богатое оттенками. Кто он? (Символ) 4. Они мыслители, отрешены от реальной действительности, видят в ней только мечту, они ушли в сферу идеальности. Кто они? (Символисты) 5. Назовите 5 представителей символизма.
- Сегодня мы поговорим о символизме. Для многих из вас их поэзия не совсем понятна, поэтому сегодня мы попытаемся приблизить к себе их творчество, понять их самих и самим творчески отнестись к их литературному наследию. Мы составим сборник. Один из представителей символизма утверждал: "…Куда бы мы ни уходили, как бы мы ни прятались за плотину научной критики, всем существом мы чувствуем близость тайны. Близость океана! Никаких преград! Мы свободны и одиноки!.. с этим ужасом не может сравниться никакой порабощённый мистицизм прошлых веков. Никогда ещё люди так не чувствовали сердцем необходимости верить и не понимали разумом невозможности верить. В этом болезненном, неразрешимом диссонансе, в этом трагическом противоречии, так же как в небывалой умственной свободе, в смелости отрицания, заключается наиболее характерная черта мистической потребности XIX века”. - Это великое противоречие ума и сердца пытается преодолеть каждый человек. Как это делали символисты? - В чём, по мнению символистов, состоит цель и смысл жизни человека-творца? - Назовите символы идеального мира. Каким образом человек может воспринимать его "знаки”?
Стихотворение К. Бальмонта БЕЛЫЙ ЛЕБЕДЬ
Белый лебедь, лебедь чистый, Сны твои всегда безмолвны, Безмятежно-серебристый, Ты скользишь, рождая волны.
Под тобою – глубь немая, Без привета, без ответа, Но скользишь ты, утопая В бездне воздуха и света.
Над тобой – эфир бездонный С яркой Утренней Звездою, Ты скользишь, преображённый Отражённой красотою.
Ласка нежности бесстрастной, Недосказанной, несмелой, Призрак женственно-прекрасный, Лебедь чистый, лебедь белый!
1897
- Проанализировав стихотворение, докажите, что его написал символист. - Давайте ещё раз подчеркнём характерные особенности поэзии символизма. - Как вы себе представляете поэта-символиста? Как, по-вашему, насколько личности поэта похожа на лирического героя? - Каждый из вас откроет символистов по-своему. Моё видение их выражает следующий сборник (стихи из хрестоматии Агеносова)
- Двойная бездна.
- Я мечтою ловил уходящие тени.
- Побледневшие звёзды дрожали.
- Скитания.
- Близким.
- Определите тему и основную мысль каждого стихотворения. - Идея моего сборника - каждое стихотворение отражает этапы духовного пути поэта-символиста:
- Осознание существования другого мира, мира идей.
- Стремление попасть в этот мир.
- Восхождение.
- Общение с сущностями иного мира.
- Возвращение, общение с людьми, осознание своей миссии в земном мире.
Задача – составить сборник, примерные темы:
- "Золотой сборник” (отразить символику цвета)
- Высшие миры.
- Земной мир.
- Поэт и природа.
- Роль поэта-символиста в мире.
В предисловии отразить:
1. Цель. На какого читателя ориентирован сборник. 2. Части сборника, их темы. 3. Главные герои сборника. 4. Художественное своеобразие сборника (основные символы). 5. Идея сборника.
Оформить сборник как книгу. В конце указать:
- Автор идеи.
- Авторы предисловия (по разделам)
- Технический дизайнер
- Дизайнер.
|