Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 22.12.2024, 16:57:33
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

"В Петербурге, самом отвлеченном и умышленном городе на всём земном шаре" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")
11.05.2009, 13:00:51

Цели и задачи:

  • актуализировать знания учащихся о Петербурге в русской литературе XIX века;
  • показать особенности города «униженных и оскорбленных» в романе «Преступление и наказание», средства его изображения, сходство и отличие образа Петербурга Достоевского с образами Петербурга в произведениях 1810-1860 – х годов;
  • подвести к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым;
  • продолжать развивать умение учащихся внимательно читать текст, комментировать и анализировать его, умение сопоставлять, размышлять, высказывать свои суждения;
  • продолжать развивать навыки учащихся воспринимать и интерпретировать художественное произведение.

Оборудование:

  • схема «Петербург в русской литературе 1-ой половины XIX века»;
  • схема «Петербург Достоевского»;
  • иллюстрации учащихся к роману на тему «Каким я увидел(а) Петербург Достоевского»

На доске запись: Санкт – латинское «святой», Петер – греческое «камень, скала», «бург» – немецкое «замок, крепость»;

Эпиграфы к уроку:

О Петербург, проклятый Петербург
Здесь, право, нельзя иметь души!
Здешняя жизнь давит меня и душит!
В.А. Жуковский

Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено–бледный,
Сказка, холод и гранит…
А.С. Пушкин

 

Ход урока

Приветствие, оргмомент.

  • Учитель зачитывает эпиграфы.
  • О каком городе мы будем сегодня говорить с вами? (О Петербурге)

Актуализация знаний учащихся

Да, сегодня на уроке мы будем говорить о Петербурге, Петербурге Достоевского. Но прежде, чем мы перейдем к теме, вспомните, каким предстает Петербург в известных вам произведениях 1-ой половины XIX века.

(Учащиеся отмечают, что тема Петербурга в русской литературе была положена еще в XVIII веке М.В. Ломоносовым, а в XIX веке продолжена К. Батюшковым в «Прогулке в Академию Художеств», где автор восхищается красотой и совершенством архитектурного ансамбля Петербурга, А.С. Пушкиным в петербургской повести «Медный всадник» и романе в стихах «Евгений Онегин». У Пушкина в «Медном всаднике» Петербург приобретает возвышенный образ, в поэме он пишет, что любит этот город, Петербург грандиозен, красив и противопоставлен Москве. Пушкин постоянно повторяет слово «люблю», он гордится этим городом. В романе в стихах «Евгений Онегин» Пушкин показывает картины петербургской жизни начала XIX века. Для него это город больших надежд, благородных стремлений. Он пытается воссоздать атмосферу, которая была присуща Петербургу тех лет. На это указывают имена, слова, связанные с конкретными ассоциациями. Но учащиеся отметят, что Петербург Пушкина двойственен. Пушкин показывает в своих произведениях противоречивый город, одиночество человека в Петербурге, город даже сводит с ума героя.

Далее учащиеся отметят, что в 30-е годы тему Петербурга вслед за Пушкиным продолжает Н.В. Гоголь в своих «Петербургских повестях» и поэме «Мертвые души». В «Петербургских повестях» Гоголь отразил свои впечатления и жизненные переживания, которые были связаны с его личной судьбой. Первое впечатление, произведенное Петербургом, было не таким, как ожидал писатель. Единственное место, которое Гоголь описывает со всей пышностью, - это Невский проспект. Он как бы противостоит городу нищих. Но автор сам же опровергает эту пышность. Гоголь показывает, что красота Невского проспекта призрачная, ложная. В то же время в «Мертвых душах» Гоголь ярко и красочно описывает столицу. Он сравнивает ее со сказочными Шехерезадой, Семирамидой, упоминает Невский проспект, Гороховую, Литейную улицы, рассказывает о висячих мостах, роскошных домах, коврах, о роскоши улиц. Но Гоголь говорит, что за всей этой пышной наглядностью, за парадным блеском тротуаров Невского проспекта, по которому движутся вереницы карет и щегольски разодетые прохожие, прячутся трущобы бедноты, несчастные простые люди.

Следующим этапом развития темы Петербурга в русской литературе стал этап 40-х годов. В это время о Петербурге начинают писать писатели так называемой «натуральной школы». Издается сборник «Физиология Петербурга», где печатаются такие повести как «Петербургские шарманщики» Д. Григоровича, «Петербургские трущобы» Вс. Крестовского и другие. У писателей появляется интерес к петербургским низам, трущобам, типам. В их произведениях тема Петербурга сближается с темой маленького человека.

В 50-60 е годы Н. Некрасов тоже создает свой образ Петербурга. Это город бедноты. На улицах мы видим горе, холод, смерть, город и его улицы становятся символичными. Некрасов показывает Петербург через уличные сцены, при этом каждая из них является эпизодом из жизни. Пейзаж у Некрасова мрачный.

Обратите внимание на схему «Эволюция образа Петербурга в русской литературе 1-ой половины XIX века». Сделайте выводы.

Петербург в русской литературе XVIII - 1-ой половины XIX века

XVIII век.

М.В. Ломоносов

К. Батюшков «Прогулка в Академию художеств»

Восхищение красотой и совершенством архитектурного ансамбля Петербурга.

XIX век.

А.С. Пушкин
Петербургская повесть «Медный всадник» Роман в стихах «Евгений Онегин»
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Прозрачный сумрак, блеск безлунный
Город пышный, город бедный
Дух неволи, стройный вид
Свод небес зелено – бледный,
Скука, холод и гранит
Город противоречив, двойственен. Человек в этом городе одинок, город сводит героя с ума.

Н.В. Гоголь

«Петербургские повести» «Мертвые души»
О, не верьте этому Невскому проспекту!» «…капитан Копейкин и очутился вдруг в столице, которой подобной, так сказать, нет в мире! Вдруг перед ним свет, так сказать, некоторое поле жизни, сказочная Шехерезада. Вдруг какой – нибудь эдакой, можете себе представить Невский проспект, или там, знаете, какая-нибудь Гороховая, черт возьми! Или там эдакая какая – нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой – нибудь в воздухе, мосты там висят эдаким чертом .можете представить себе безо всякого, то есть, прикосновения, - словом, Семирамида, сударь, да и полно!»
Почти отсутствует описание городского пейзажа, проявляется интерес к обитателям Петербурга. Великолепие города отступает перед проблемами обезличивания человека. Город холодный, равнодушный, он враждебен человеку.

Натуральная школа (Д. Григорович «Петербургские шарманщики», Н. Некрасов «Петербургские углы», Вс. Крестовский «Петербургские трущобы»)

Появляется интерес к петербургским низам, трущобам, типам. Тема Петербурга сближается с темой маленького человека.

Н.А. Некрасов

…Грязны улицы, лавки, мосты, каждый дом золотухой страдает…
…в июле пропитан ты весь смесью водки, конюшни и пыли- характерная русская смесь...

Город бедняков. Город и улицы символичны. Показывает город через уличные сцены. Пейзаж мрачен.

Мотивация учащихся

На протяжении полутора столетий образ города Петербурга менялся, менялись и чувства авторов к этому городу – от восхищения к презрению. Посмотрим сегодня на северную столицу глазами Ф.М. Достоевского. Описываемые в романе события происходят в Петербурге в 60-е годы XIX века. Писатель считал Петербург «самым фантастическим городом на земле», поэтому неслучайно «самый фантастический роман» был создан на петербургском материале. Интерес к теме Петербурга начал развиваться с самого основания города. На протяжении столетий Петербург являлся центром живого взаимодействия России с Европой и всем миром, своего рода лабораторией, где русская национальная культура разрабатывала связи и взаимодействия с иноязычными культурами. Даже в самом имени города соединились три языка: санкт – латинское слово, что в переводе означает «святой», Петер – греческое слово и в переводе означает «камень, скала», бург – слово немецкое и имеет значение «замок, крепость». Почти со времени основания Петербурга сосуществовали две противоречивые тенденции в его оценке и роли в судьбе России. С одной стороны, «Северная Пальмира», «чудотворный град», победитель стихии, с другой – проклятый город с нерусским именем, народное пророчество «Петербургу быть пусту».

Каким же увидел город Достоевский? Сегодня мы с вами совершим экскурсию по Петербургу Достоевского и постараемся понять, в чем же особенности этого города, какими средствами и приемами изображает этот город Достоевский, как Петербург влияет на жизнь героев романа «Преступление и наказание», найдем сходство и отличие Петербурга Достоевского от Петербурга, изображенного писателями в 1-й половине XIX века.

Запись темы урока и эпиграфов к нему.

Объяснение нового материала

Обратите внимание на эпиграфы. Каким видит Петербург Жуковский и каким он предстает у Пушкина?
(У Жуковского только отрицательные впечатления от города, возможно, на его восприятие Петербурга сказалось то, что он долгое время жил в Петербурге, Петербург Пушкина, как мы уже сказали, противоречив)

На каком приеме строит свое описание Петербурга Пушкин ?
(На приеме антитезы: город пышный и в то же время бедный, сказочный, т.е. волшебный, манящий к себе, и одновременно холодный и серый.)

Какие ассоциации вызывает у вас слово Петербург, когда вы слышите его? (Учащиеся высказывают противоположные точки зрения. Для одних этот город ассоциируется с серостью, грязью, для других – с праздником, ажурностью)

Начнем свою экскурсию по этому городу. Достоевский, описывая Петербург в своем романе, делает это при помощи городского пейзажа, сцен уличной жизни и интерьеров.

Что такое пейзаж? А городской пейзаж? Что такое интерьер?
(Пейзаж – от французского paysage – местность- вид изображения какой-либо местности; в живописи и графике – основной предмет изображения – природа. Часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов. Интерьер – от французского interieur - внутренний- в архитектуре внутреннее пространство здания или помещения в здании)

Начертите себе схему.

Каковы ваши первые впечатления от Петербурга, изображенного Достоевским?

Соотносятся ли ваши впечатления с вашими ассоциациями со словом Петербург?

Итак, Раскольников выходит из своей каморки на улицы города. Какая атмосфера царит на них? Подтвердите свои ответы цитатами из текста. («На улице жара стояла страшная… грустный колорит картины» ч.1 гл.1; «На улице опять жара стояла страшная…грустный колорит картины» ч.2 гл.1; «»Был уже поздний вечер… пылью, стоячей водой» ч.3 гл.6)

Выявите закономерность в этих описаниях.
(Все описания построены на одних и тех же деталях – страшная жара, пыль, дурные запахи, пестрая толпа)

Как эта атмосфера влияет на Раскольникова?
(Герою неуютно на петербургских улицах, они оказывают на него раздражающее действие. Зной, духота и зловоние используются Достоевским для того, чтобы показать психологическое состояние человека, который чувствует себя запертым в этом «каменном мешке». Именно жара и атмосфера, в которой находится Раскольников, мутят его сознание до обморока, именно в этой атмосфере у Раскольникова рождается бредовая теория и готовится убийство старухи – процентщицы)

Расскажите о внешнем облике людей, которые встречаются Раскольникову на этих улицах.
(Это пьяные, «всякого рода промышленники и лохмотники», Мармеладов с желтым отекшим, зеленоватым лицом, красноватыми глазками и «руками грязными, жирными, красными с черными ногтями», старуха –процентщица с «вострыми и злыми глазками»)

Каков сам Раскольников?
(Сам Раскольников был «замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темнорус, ростом выше среднего, тонок и строен, но он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу»)

Какие впечатления произвели на вас эти люди и почему?
(От этих встреч остается ощущение чего – то грязного, жалкого, безобразного)

Итак, одним из средств изображения Петербурга Достоевский выбирает городской пейзаж.

Какие сцены уличной жизни вас наиболее потрясли?
(Пересказ учащимися сцен: пьяный в телеге, сцена на Николаевском мосту, сцена с пьяной девушкой, сцена смерти Мармеладова, сцена с шарманщиком и толпой женщин, сцена на мосту с утопленницей, сцена смерти Катерины Ивановны)

Что отражают эти сцены?
(Эти сцены показывают, что Петербург – город униженных, оскорбленных, это город, которому не чуждо насилие над слабыми. Вся уличная жизнь отражает состояние людей, живущих в нем.)

Для чего Достоевский показывает эти сцены? Зачем он так часто выносит действие романа на улицу, площадь, в распивочные?
(Автор хочет показать одиночество Раскольникова. Но одинок не только Раскольников, одиноки и другие обитатели этого города . Мир, который показывает Достоевский, - это мир непонимания, равнодушия людей друг к другу.)

К какому выводу приводят нас сцены уличной жизни?
(От такой жизни люди отупели, они смотрят друг на друга враждебно, недоверчиво. Между всеми людьми только безразличие, звериное любопытство, злорадная насмешка)

Подведем небольшой итог. Еще одним средством изображения Петербурга являются уличные сцены.

Перейдем к интерьерам, в которых обитают жители Петербурга.Что мы в них увидим ?

Найдите описание каморки Раскольникова.
(«Это была крошечная клетушка…маленький столик» ч.1 гл.3)

Как ощущает себя герой в этом жилище?
(Словно в тюрьме, ему неуютно, все его сдавливает, он постоянно хочет выйти из этих мрачных стен)

Найдите описания комнаты Мармеладовых и Сони, а также описание номера в гостинице, в котором останавливается Свидригайлов. Зачитайте их.
(«Маленькая закоптелая кровать…комната его была проходная» ч.1 гл.2 «Это была большая комната… у кровати не было занавесок» «Это была клетушка до того маленькая…»)

Какие повторяющиеся детали обращают на себя внимание?
(Неправильные формы, бедность, желтые обои, простая мебель)

Что есть общего между обликом комнат и судьбой живших в них людей?
(Жилища их убоги и бедны, так же, как и жильцы. Они как бы продолжают петербургские улицы, герои в собственном жилище не могут дать своей душе отдых)

Обратите внимание, что у героев вообще нет дома как такового, это временное пристанище, в котором они чувствуют себя крайне дискомфортно. Но это лучше, чем вообще без крыши над головой.

Описания каких помещений помимо квартир мы наблюдаем в романе?
(Часто встречаются описания лестниц, дворов, трактиров, полицейской конторы)

Что мы видим в этих помещениях?

Какими предстают перед нами лестницы домов? Приведите примеры из текста.
(Лестницы грязные, вонючие. «Лестница была темная и узкая, черная», «Лестница чем дальше, тем становилась темнее… на верху этой лестницы было очень темно», «Лестница была узенькая, крутая и вся в помоях»)

Итак, третье средство изображения Петербурга Достоевским – это интерьеры.

Подумайте, какова символика цвета в изображении Петербурга? Какой цвет преобладает в романе? Приведите примеры.
(В романе преобладает желтый цвет. Этот цвет выбран не случайно. В романе мы находим комнату старухи- процентщицы с желтыми обоями, мебель из желтого дерева, бледно –желтое лицо героя, желтое лицо у Мармеладова, на Петровском острове – ярко – желтые домишки, в полицейской конторе герою подают «желтый стакан, наполненный желтой водой», Соня живет по желтому билету. Желтый мир внешнего мира адекватен желчному характеру героя, живущего в «желтой каморке». Таким образом, город и герой едины.)

Случайно ли это? Почему именно этот цвет?
(Не случайно. Желтый цвет – цвет болезни, болеют душевно люди, населяющие это город, от того болен и сам город)

Можем ли мы назвать город соучастником скрытых преступлений?
(Да, он подталкивает Раскольникова на преступление, давит на него)

В начале урока мы сказали, что Петербург в своих произведениях изображали многие писатели. Что же общего имеет Петербург Достоевского с изображаемым Петербургом его предшественников?
(Петербург Достоевского такой же противоречивый, как и Пушкина, Гоголя, с физиологическими очерками Петербург Достоевского роднит детальность описания быта, а с некрасовским – природные явления, беднота на улицах)

Вернем к эпиграфу урока. У Пушкина образ Петербурга строится на приеме антитезы. А есть ли у Достоевского «другой» Петербург?
(Есть. Раскольников идет к Разумихину и видит совсем другой пейзаж, отличный от того, что он видит обычно на улицах Петербурга. «Таким образом пошел он… прежде, чем они скрывались из глаз» ч.1 гл.5; «Он зажал двугривенный в руку…для него эта пышная картина» ч.2гл.2)

Как влияет этот Петербург на Раскольникова?
(И этот простор давит на него, мучит, гнетет, как и духота, теснота)

Какие еще черты говорят о противоречивости Петербурга Достоевского?
(Голодный студент и разряженные женщины, богатые особняки, широкие проспекты и распивочные, трущобные гостиницы, закоулки и глухие дворы, прекрасный, но холодный фасад города и улицы, прилегающие к Сенной площади, на которых творится зло)

Какой вывод мы можем сделать? Каким предстает Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание»?
(Мотив духоты, тесноты, толкучки, вони, грязи, который рождается пейзажем, продолжается и усиливается описанием внешнего облика людей, их жизни и каморок, в которых они живут. Человек задыхается в Петербурге. Все несет на себе печать общей неустроенности, скудности человеческого существования. Атмосфера Петербурга Достоевского – атмосфера тупика и безысходности. Сплошные картины жизни униженных и оскорбленных, страшная нищета, надругательство над человеком, невыносимые страдания обездоленных. Так, как живут эти люди, человек жить не может.)

Нужно отметить, что Достоевский считал, что «большой город –дьявольское создание цивилизации – имеет на душу пагубное влияние».

Запишите вывод в тетрадь, продолжив фразу «Петербург Достоевского – это…»

Закрепление изученного материала

Обратите внимание на ваши иллюстрации на тему «Каким я увидел (а) Петербург Достоевского?». Кратко дайте характеристику своим работам., что вы изобразили на своих иллюстрациях и почему.

Домашнее задание.

Напишите сочинение - миниатюру по одной из предложенных тем:

1.Трущобы Достоевского

2.Прогулка по Петербургу Достоевского

3.Почему Петербург Достоевского желтый?

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: Достоевский, литература в школе, скачать бесплатно, Конспект урока по русской литератур, в помощь учителю-словеснику, преступление и наказание
Просмотров: 1584 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.5/2
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0