Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 22.12.2024, 17:47:28
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Базаров перед лицом смерти
11.05.2009, 19:49:21

Цели.

   Подготовить учащихся к пониманию образа главного героя романа И.С. Тургенева "Отцы и дети” Базарова в определенной жизненной ситуации.

    Показать мужество, благородство Базарова на примере смерти героя.

    Воспитывать у учащихся умение переносить испытания достойно и ценить жизнь.

 

Оформление:  иллюстрация "Одинцова приходит к умирающему Базарову” (работа выполнена ученицей), эпиграфы: "Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на гибель, потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего”. (И.С. Тургенев – К.К. Случевскому)

"Боже мой! Что за роскошь "Отцы и дети!” Просто хоть караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова? А старички?... Это черт знает как сделано. Просто гениально” (А.П. Чехов)

 

Реквием: (латин. "покой”)

1. Богослужение по умершему,

2. Траурное музыкальное произведение. (Словарь Ожегова С.И.)

Реквием – траурная музыка, возвышенная и задушевная (А.С.Кленов)

Евгений – от греческого [eugenes] благородный.

 

                            Ход урока

Музыка В.А. Моцарта "Реквием”.  

Вступительное слово учителя: "Подходит к завершению наш разговор о романе "Отцы и дети”. Сегодняшний урок – урок-реквием.”

(На доске – значение слова)

Реквием – траурная музыка, возвышенная и задушевная. Это музыка-размышление о жизни и смерти, о душе человеческой и о Боге. А наш урок – размышление о жизни и смерти, душе главного героя романа Базарова, возвышенное и задушевное размышление, я надеюсь.

Идет уже второе столетие жизни романа. Именно жизни, потому что роман и сегодня читают, а о его герое продолжают спорить.

Спор возник и у нас. Одни на стороне Базарова, его защитники, его почитатели. Другие – его противники, не приемлющие многие черты характера Базарова (Почитатели и противники занимают места).

Пусть Базарова – "горькая, терпкая бобылья жизнь” - это сознательный личный выбор героя, выводящий его из числа обыкновенных людей, делающий его избранным.

Итак, прежде чем приступить к разговору о том, почему так бездарно, несчастливо заканчивается жизнь самого интересного и неоднозначного героя Тургенева, предоставим слово противникам и почитателям.

I. Групповая работа.

(Противникам выдана карточка с вопросом: Что не принимаете вы в образе главного героя романа? Защитникам: Чем близок вам Базаров?).

 

Обсудите вопрос.

В это время читаю эпиграф: "Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на гибель, потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего”, - пишет Тургенев своему другу Случевскому.

Итак, слово противникам.

 

II. Обсуждение вопросов.

Что не принимаете вы в образе главного героя?

Базаров становится вздорным и непоследовательным в отношении к Аркадию.

В разговоре с Фенечкой он вульгарно отзывается о женщинах и мужчинах, их отношениях.

"Черт знает, что за вздор! – признается Базаров Аркадию. – Каждый человек на ниточке висит, бездна ежеминутно под ним развернуться может, а он еще сам придумывает себе всякие неприятности, портит свою жизнь”. К чему придумывать тайны, если ты всего лишь жалкий атом, слабое биологическое существо!

Любовь, поэзию он гонит от себя, негодует, топает ногами, грозит себе кулаком, когда тайными тропами подбирается к нему "романтизм”.

Непоследователен в своих утверждениях.

Ненавидит народ.

Учитель: Ваша позиция ясна. Слово предоставляется защитникам, почитателям Базарова. Чем близок вам Базаров?

Романтик

Умеет любить.

Мы – молодые – тоже отрицаем, значит и мы нигилисты. Мы отрицаем классическую музыку, политику, утверждения родителей.

Он гордится тем, что его дед пахал; ему обидно, что такой терпеливый, талантливый русский народ так унижен, раздавлен, терпелив.

 

III. Итог.

Спорите вы, спорили в XIX веке. Роман при своем появлении вызвал такую бурю, какой не вызывала никакая книга ни до, ни после. Причина не только в том, что Тургенев затронул в своем романе такие проблемы человеческого бытия, которые приходится решать во все времена. Писатель создал образ героя, который в своих чертах вечен и возникает в жизни каждого поколения.

Базаров – человек, он живет своей жизнью. И в, его жизни, как и в нашей, возникают сложные ситуации.

- Проанализируйте, кто окружает (близок) Базарова в романе?

(Обдумывают 1 минуту).

На экране мультипроектора – Базаров.

- Давайте разберемся: остаются ли они рядом с ним до конца?

1. Аркадий. Он дорожил дружбой с Базаровым, превозносил знания и простоту Базарова! Молодость всегда выбирает себе кумира. Аркадию лестно быть приятелем такого человека. Он с удовольствием повторяет его высказывания. Притом Аркадий не во всем согласен со своим другом. Он стесняется с Базаровым говорить о красоте природы. Он не чувствует себя равным в дружбе, он только подчиняется влиянию Базарова, подражает в манере поведения, в идеях. Поэтому не удивляет его возвращение в "лоно отцов”. Сцена под стогом завершается ссорой.

2. Кукшина и Ситников – фальшивы и наигранны. Их задача – спародировать некоторые качества, присущие нигилизму высшего типа. Базаров в 19 главе говорит: "Мне нужны такие олухи”.

 

3. Фенечка – Базаров интуитивно ищет в Фенечке жизненное подтверждение своему взгляду на любовь как на простое и ясное, как дважды два чувственное влечение: "Эх, Федосья Николаевна! Поверьте мне: все умные дамы на свете не стоят вашего локотка". Но такая простота оскорбляет Фенечку, и нравственный укор слышится из её уст.

4. Народ. 1. Слуга Базаровых Тимофей – его дядька – разыскивает Базарова у Одинцовой. Пренебрежительно относится к нему Базаров.

2. В разговоре под стогом (стр.158) "А я возненавидел этого последнего мужика, Филлита или Сидора, для каждого я должен из кожи лезть и каждый мне даже спасибо не скажет. Да и на что мне его спасибо?”

(Эпизод видеофильма)

5. Одинцова. "Базаров ей понравился отсутствием кокетства и самою резкостью суждений. Она видела в нем что-то новое, с чем ей не случалось встретиться, а она была любопытна”. (гл.17) Когда Базаров объявил ей об отъезде - она побледнела "Вам хочется полюбить, - перебил Базаров, -а полюбить вы не можете: вот в чем ваше несчастье”. Ей важнее покой. (стр.132, гл.17 стр. 138)

Вывод.

Слово учителя.

Подлинных единомышленников у нигилиста Базарова нет, он одинок. Перед лицом смерти он остался один. Тургенев не просто отразил подмеченное в жизни явление, но и показал слабую сторону нигилизма! Человек, не имеющий позитивной программы, лишен будущего.

И все же настолько ли глубоко одинок Базаров? (Нет, рядом его родители).

(На экране иллюстрация "Родители Базарова”)

Прочитайте разговор отца с сыном о близкой смерти (стр.212, 213).

(Чтение по ролям: автор, Базаров В.И., Базаров Е.).

. Слова Чехова читает ученик:

"Боже мой! Что за роскошь "Отцы и дети”! Просто хоть караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова? Это черт знает, как сделано!” - писал Чехов.

- Можно ли согласиться с этим утверждением? (Да. В этот момент проявились сила и мужество Базарова. Чувствуя неотвратимость конца, он не струсил, не пытается обмануть себя.)

- Остается ли Базаров верен своим принципам?

(Слово почитателям и противникам).

ВЫВОД: Смерть Базарова героична, но привлекает не только героизм Базарова, но и человечность его поведения. Особенно трогательна поэтическая любовь к Одинцовой.

IV. Инсценирование. Базаров и Одинцова: сцена смерти.

V. Обсуждение.

- Как вы думаете, что имел в виду Писарев, написав: "Умереть так, что умер Базаров – это все равно, что сделать великий подвиг”? (В сцене смерти проявляется благородство)

Обратимся к имени героя.

На доске: Евгений – от греческого [eugenes] благородный. Значение слова "благородный” 1 ученик находит в словаре Ожегова С.И.

Благородный –

1. Высоконравственный, самоотверженно честный и открытый.

2. Исключительный по своему качеству.

 Какое художественное средство использует Тургенев в сцене смерти Базарова? (Лампада – свеча – символ жизни – метафора).

(Звучит музыка "Реквием” Моцарта).

VI. Чтение наизусть отрывка из романа "Есть небольшое сельское кладбище…” На экране иллюстрация: старички на могиле Базарова.

 

VII.. О чем говорят цветы на могиле Базарова? (Конец романа).

"Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии равнодушной природы, они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной”

Вопрос: Примирил ли нас Базаров? (На пороге смерти герой как бы подводит черту. Я нужен России? Нет… видно не нужен”. Смерть дала ему право быть таким, каким он был, возможно, всегда – сомневающимся, слабым, возвышенным, умеющим любить).

Учитель: "Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостливой сухостью и резкостью, - писал Тургенев, - если он его не полюбит, повторяю я, - я виновен и не достиг своей цели”.

(На экране иллюстрация: фамильный склеп Лутовиновых).

Заключение. Когда-то здесь было деревенское кладбище. Его давно перенесли на другое место, а мавзолей остался сам по себе на зеленой лужайке.

Возможно, здесь и была могила Базарова. Но жизнь продолжается. Все живо, зелено вокруг. Две великие любви освящают могилу Базарова – родительская и народная.

Роман читается уже почти два века. Образ Базарова вечен.

Оценки.

Домашнее задание: (на выбор)

1) Обдумайте положения статьи Антоновича "Асмодей нашего времени” и составьте тест  по творчеству Тургенева.

2) Эссе "Какие силы помогают Базарову мужественно принять смерть?”. Анализ сцены смерти Базарова.

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: отцы и дети, литература в школе, скачать бесплатно, Базаров, Тургенев, Конспект урока по русской литератур, Кирсановы, в помощь учителю-словеснику
Просмотров: 4338 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.7/3
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 19
Гостей: 19
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0