Цели.
Подготовить учащихся к пониманию образа главного героя романа И.С. Тургенева "Отцы и дети” Базарова в определенной жизненной ситуации.
Показать мужество, благородство Базарова на примере смерти героя.
Воспитывать у учащихся умение переносить испытания достойно и ценить жизнь.
Оформление: иллюстрация "Одинцова приходит к умирающему Базарову” (работа выполнена ученицей), эпиграфы: "Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на гибель, потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего”. (И.С. Тургенев – К.К. Случевскому)
"Боже мой! Что за роскошь "Отцы и дети!” Просто хоть караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова? А старички?... Это черт знает как сделано. Просто гениально” (А.П. Чехов)
Реквием: (латин. "покой”)
1. Богослужение по умершему,
2. Траурное музыкальное произведение. (Словарь Ожегова С.И.)
Реквием – траурная музыка, возвышенная и задушевная (А.С.Кленов)
Евгений – от греческого [eugenes] благородный.
Ход урока
Музыка В.А. Моцарта "Реквием”.
Вступительное слово учителя: "Подходит к завершению наш разговор о романе "Отцы и дети”. Сегодняшний урок – урок-реквием.”
(На доске – значение слова)
Реквием – траурная музыка, возвышенная и задушевная. Это музыка-размышление о жизни и смерти, о душе человеческой и о Боге. А наш урок – размышление о жизни и смерти, душе главного героя романа Базарова, возвышенное и задушевное размышление, я надеюсь.
Идет уже второе столетие жизни романа. Именно жизни, потому что роман и сегодня читают, а о его герое продолжают спорить.
Спор возник и у нас. Одни на стороне Базарова, его защитники, его почитатели. Другие – его противники, не приемлющие многие черты характера Базарова (Почитатели и противники занимают места).
Пусть Базарова – "горькая, терпкая бобылья жизнь” - это сознательный личный выбор героя, выводящий его из числа обыкновенных людей, делающий его избранным.
Итак, прежде чем приступить к разговору о том, почему так бездарно, несчастливо заканчивается жизнь самого интересного и неоднозначного героя Тургенева, предоставим слово противникам и почитателям.
I. Групповая работа.
(Противникам выдана карточка с вопросом: Что не принимаете вы в образе главного героя романа? Защитникам: Чем близок вам Базаров?).
Обсудите вопрос.
В это время читаю эпиграф: "Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на гибель, потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего”, - пишет Тургенев своему другу Случевскому.
Итак, слово противникам.
II. Обсуждение вопросов.
Что не принимаете вы в образе главного героя?
Базаров становится вздорным и непоследовательным в отношении к Аркадию.
В разговоре с Фенечкой он вульгарно отзывается о женщинах и мужчинах, их отношениях.
"Черт знает, что за вздор! – признается Базаров Аркадию. – Каждый человек на ниточке висит, бездна ежеминутно под ним развернуться может, а он еще сам придумывает себе всякие неприятности, портит свою жизнь”. К чему придумывать тайны, если ты всего лишь жалкий атом, слабое биологическое существо!
Любовь, поэзию он гонит от себя, негодует, топает ногами, грозит себе кулаком, когда тайными тропами подбирается к нему "романтизм”.
Непоследователен в своих утверждениях.
Ненавидит народ.
Учитель: Ваша позиция ясна. Слово предоставляется защитникам, почитателям Базарова. Чем близок вам Базаров?
Романтик
Умеет любить.
Мы – молодые – тоже отрицаем, значит и мы нигилисты. Мы отрицаем классическую музыку, политику, утверждения родителей.
Он гордится тем, что его дед пахал; ему обидно, что такой терпеливый, талантливый русский народ так унижен, раздавлен, терпелив.
III. Итог.
Спорите вы, спорили в XIX веке. Роман при своем появлении вызвал такую бурю, какой не вызывала никакая книга ни до, ни после. Причина не только в том, что Тургенев затронул в своем романе такие проблемы человеческого бытия, которые приходится решать во все времена. Писатель создал образ героя, который в своих чертах вечен и возникает в жизни каждого поколения.
Базаров – человек, он живет своей жизнью. И в, его жизни, как и в нашей, возникают сложные ситуации.
- Проанализируйте, кто окружает (близок) Базарова в романе?
(Обдумывают 1 минуту).
На экране мультипроектора – Базаров.
- Давайте разберемся: остаются ли они рядом с ним до конца?
1. Аркадий. Он дорожил дружбой с Базаровым, превозносил знания и простоту Базарова! Молодость всегда выбирает себе кумира. Аркадию лестно быть приятелем такого человека. Он с удовольствием повторяет его высказывания. Притом Аркадий не во всем согласен со своим другом. Он стесняется с Базаровым говорить о красоте природы. Он не чувствует себя равным в дружбе, он только подчиняется влиянию Базарова, подражает в манере поведения, в идеях. Поэтому не удивляет его возвращение в "лоно отцов”. Сцена под стогом завершается ссорой.
2. Кукшина и Ситников – фальшивы и наигранны. Их задача – спародировать некоторые качества, присущие нигилизму высшего типа. Базаров в 19 главе говорит: "Мне нужны такие олухи”.
3. Фенечка – Базаров интуитивно ищет в Фенечке жизненное подтверждение своему взгляду на любовь как на простое и ясное, как дважды два чувственное влечение: "Эх, Федосья Николаевна! Поверьте мне: все умные дамы на свете не стоят вашего локотка". Но такая простота оскорбляет Фенечку, и нравственный укор слышится из её уст.
4. Народ. 1. Слуга Базаровых Тимофей – его дядька – разыскивает Базарова у Одинцовой. Пренебрежительно относится к нему Базаров.
2. В разговоре под стогом (стр.158) "А я возненавидел этого последнего мужика, Филлита или Сидора, для каждого я должен из кожи лезть и каждый мне даже спасибо не скажет. Да и на что мне его спасибо?”
(Эпизод видеофильма)
5. Одинцова. "Базаров ей понравился отсутствием кокетства и самою резкостью суждений. Она видела в нем что-то новое, с чем ей не случалось встретиться, а она была любопытна”. (гл.17) Когда Базаров объявил ей об отъезде - она побледнела "Вам хочется полюбить, - перебил Базаров, -а полюбить вы не можете: вот в чем ваше несчастье”. Ей важнее покой. (стр.132, гл.17 стр. 138)
Вывод.
Слово учителя.
Подлинных единомышленников у нигилиста Базарова нет, он одинок. Перед лицом смерти он остался один. Тургенев не просто отразил подмеченное в жизни явление, но и показал слабую сторону нигилизма! Человек, не имеющий позитивной программы, лишен будущего.
И все же настолько ли глубоко одинок Базаров? (Нет, рядом его родители).
(На экране иллюстрация "Родители Базарова”)
Прочитайте разговор отца с сыном о близкой смерти (стр.212, 213).
(Чтение по ролям: автор, Базаров В.И., Базаров Е.).
. Слова Чехова читает ученик:
"Боже мой! Что за роскошь "Отцы и дети”! Просто хоть караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова? Это черт знает, как сделано!” - писал Чехов.
- Можно ли согласиться с этим утверждением? (Да. В этот момент проявились сила и мужество Базарова. Чувствуя неотвратимость конца, он не струсил, не пытается обмануть себя.)
- Остается ли Базаров верен своим принципам?
(Слово почитателям и противникам).
ВЫВОД: Смерть Базарова героична, но привлекает не только героизм Базарова, но и человечность его поведения. Особенно трогательна поэтическая любовь к Одинцовой.
IV. Инсценирование. Базаров и Одинцова: сцена смерти.
V. Обсуждение.
- Как вы думаете, что имел в виду Писарев, написав: "Умереть так, что умер Базаров – это все равно, что сделать великий подвиг”? (В сцене смерти проявляется благородство)
Обратимся к имени героя.
На доске: Евгений – от греческого [eugenes] благородный. Значение слова "благородный” 1 ученик находит в словаре Ожегова С.И.
Благородный –
1. Высоконравственный, самоотверженно честный и открытый.
2. Исключительный по своему качеству.
Какое художественное средство использует Тургенев в сцене смерти Базарова? (Лампада – свеча – символ жизни – метафора).
(Звучит музыка "Реквием” Моцарта).
VI. Чтение наизусть отрывка из романа "Есть небольшое сельское кладбище…” На экране иллюстрация: старички на могиле Базарова.
VII.. О чем говорят цветы на могиле Базарова? (Конец романа).
"Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии равнодушной природы, они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной”
Вопрос: Примирил ли нас Базаров? (На пороге смерти герой как бы подводит черту. Я нужен России? Нет… видно не нужен”. Смерть дала ему право быть таким, каким он был, возможно, всегда – сомневающимся, слабым, возвышенным, умеющим любить).
Учитель: "Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостливой сухостью и резкостью, - писал Тургенев, - если он его не полюбит, повторяю я, - я виновен и не достиг своей цели”.
(На экране иллюстрация: фамильный склеп Лутовиновых).
Заключение. Когда-то здесь было деревенское кладбище. Его давно перенесли на другое место, а мавзолей остался сам по себе на зеленой лужайке.
Возможно, здесь и была могила Базарова. Но жизнь продолжается. Все живо, зелено вокруг. Две великие любви освящают могилу Базарова – родительская и народная.
Роман читается уже почти два века. Образ Базарова вечен.
Оценки.
Домашнее задание: (на выбор)
1) Обдумайте положения статьи Антоновича "Асмодей нашего времени” и составьте тест по творчеству Тургенева.
2) Эссе "Какие силы помогают Базарову мужественно принять смерть?”. Анализ сцены смерти Базарова.
|