Наглядность:
Карта страны "Литературия”.
Стенд с книгами (выставка).
Плакаты с девизами команд.
Песочные часы.
Гонг для подачи сигналов.
Магнитофон (с мелодией Г.Свиридова к кинофильму "Метель”).
Белые листы бумаги, ручки.
Литературный ринг – это соревнование между двумя командами, которое будет состоять из трех небольших раундов – конкурсов на определенные темы. Каждый раунд включает 3 блока вопросов.
Ведущий игры находится за кафедрой:
«Не наяву и не во сне,
Без страха и без робости
Мы снова бродим по стране,
Которой нет на глобусе.
На карту не нанесена,
Но знаем ты и я,
Что есть она, что есть страна
ЛИТЕРАТУРИЯ.»
- Прежде, чем начать литературный ринг, представляю тех, кто будет принимать в нем участие. Слева от меня команда, литературный девиз которой … (ребята по просьбе ведущего произносят его: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!»).
Я думаю, вы узнали слова из клятвы Сани Григорьева – героя книги «Два капитана» В. Каверина.
Девиз следующей команды (ребята произносят его: «Один - за всех, и все - за одного!»).
Прошу капитанов подойти ко мне. Пожмите друг другу руки и пожелайте удачи. Займите свои места.
Первыми я хочу представить наших гостей – уважаемый ареопаг, поприветствуем их и поблагодарим за оказанную честь. Как известно, в любом конкурсе участвует жюри, которое оценивает работу его участников. Представление членов жюри…..
Во время литературного ринга все участники откроют для себя много нового и интересного, и никто не остается в проигрыше. Время, предоставляемое участникам литературного ринга для подготовки ответов на вопросы, будет ограничено 1 минутой. Ответственную роль «ХРАНИТЕЛЯ ВРЕМЕНИ» мы возлагаем на … (ведущий называет фамилию). У команд могут быть и досрочные ответы. Итак, церемония представления участников литературного ринга окончена, и я объявляю первый раунд.
1 РАУНД (раздается удар гонга)
Первый раунд мы посвящаем такой области страны Литературии, отношение к которой у человека в течение жизни обычно меняется. Это поэзия. Еще малышами мы слышим поэтические строчки сказок, под которые так сладко засыпаем. Став старше, мы сами разучиваем стихи и читаем их тем, кто приходит в гости к родителям. Звучат стихи и на школьных праздниках. Волшебные поэтические строчки делают нас духовно богаче, тоньше, восприимчивее к тому, что нас окружает.
В первом раунде все вопросы так или иначе будут относиться к поэзии А. С. Пушкина.
1. Обратимся к поэтическим строчкам пушкинских сказок:
«Что за прелесть эти сказки!
Каждая есть поэма!», - напишет Пушкин в письме к брату в 1824 году.
А) Через одну минуту я попрошу команды дать свой вариант ответа на вопрос:»Из какой сказки А. С. Пушкина пришло к нам это выражение: «Оказаться у разбитого корыта
Варианты ответа:
А) «Сказка о золотом петушке»;
Б) «Сказка о рыбаке и рыбке»;
В) «Руслан и Людмила»
Б) Какая сказка А. С. Пушкина заканчивается словами :
«Сказка ложь, да в ней намек –
Добрым молодцам урок!”
(Ответ : «Золотой петушок»)
2. Сейчас каждая команда получит по карточке, в которой отмечены лишь окончания стихотворных строчек А. С. Пушкина.
Задача команд – в течение 1 минуты вы должны полностью вспомнить не только пушкинские строчки, но и назвать стихотворное произведение, из которого они прозвучали.
- Капитаны, получите задания.
Чья команда скорее готова дать ответ ?
а) Прочтите нам карточку (слова в ней);
б) Затем прочтите полностью стихотворное четверостишье и скажите, из какого произведения А.С. Пушкина эти строчки?
КАРТОЧКИ
Команда №1
Вспомни строки А.С.Пушкина и назови стихотворение (произведение поэта), из которого они взяты:
"…………………….. кроет,
……………………... крутя;
……………………... завоет,
……………………... дитя.”
Команда №2
Вспомни строки А.С. Пушкина и назови, откуда они (из какого произведения) ?
"……………………. зеленый;
……………………..…… том:
…………………….. ученый
…………………….. кругом …”
ОТВЕТ
Команда №1 А.С. Пушкин, стихотворение "Зимний вечер”.
Команда №2 А.С. Пушкин, отрывок из поэмы "Руслан и Людмила” (остановимся подробнее на исторической справке).
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
интересно?
- Пушкин написал поэму "Руслан и Людмила”, когда ему было всего 16 лет;
- А "дуб зеленый”, что у лукоморья, жив и поныне. Этот великанище сохранен стараниями музейных работников в имении предков поэта – в Суйде. (Это место под Санкт-Петербургом в бывшем Царскосельском уезде).
-Усадьба Ганнибалов в Суйде не сохранилась, но сохранился старый парк у пруда, имеющий форму лука. Рядом с дубом-великаном, воспетым А.С.Пушкиным, растет маленький дубок – его потомок, выращенный сотрудниками научно-исследовательского института.
3. Стихотворения интересны еще и тем, что мы сами можем принять участие в их создании.
Задание 3 – сейчас вы получите листочки со словами:
"день” -
"футбол” -
"окунь” -
К каждому слову в течение 1 минуты постарайтесь подобрать рифму, а, может быть, кому-то удастся и сложить стихотворение – зарифмовать эти слова, тогда команде будет выделена еще одна дополнительная минута.
Листочки, на которых записаны рифмы и наброски стихотворений передаются жюри, которое оценит способности каждой команды в стихосложении, а пробы наших юных рифмоплетов зачитает тогда, когда будет оглашать итоги 1 раунда.
Объявляется конец 1 раунда литературного ринга (раздается удар гонга).
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА.
Ребятам предлагается встать со своих мест и подойти к стенду с книгами (А. Грин "Алые паруса”, Г.Троепольский "Белый Бим Черное ухо”, А.С. Пушкин "Барышня-крестьянка”, Г.Уэллс "Человек-невидимка”, А. Дюма "Три мушкетера”).
Звучит "Романс” Г.Свиридова к кинофильму по повести А.С. Пушкина " Метель”.
Жюри объявляет итоги 1 раунда.
II РАУНД
(раздается удар гонга)
Второй раунд литературного ринга посвящен области страны Литературии под названием "детектив”.
- Вам, ребята, на время придется превратиться в сыщиков. Как вы помните, у каждого уважающего себя сыщика была специальная картотека, куда он заносил сведения об интересующих его людях.
Есть такая картотека и у меня (ведущий показывает 3 конверта с карточками: 2 конверта - для команд, 1 - для себя).
На эти карточки занесены портреты персонажей знакомых вам книг. Сейчас каждая команда получит по такому конверту.
Задание №1
Вам дается 1 минута, чтобы подумать и выбрать из 2-х предложенных описаний девушек именно то, которое соответствует портрету Лизы из повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка” (рекомендованной для чтения летом после 6 класса). Выберите ее портрет и передайте его в жюри.
Портретные описания:
А) "Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо – на месте не посидит … Коса ссиза-черная, на конце ленты не то красные, не то зеленые… А одежда такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз, как шелк, хоть рукой погладь”. (Медной горы хозяйка. П.Бажов "Уральские сказы”).
Б) "Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо. …Ее резвость и поминутные проказы восхищали отца… говорила на крестьянском наречии, смеялась, закрываясь рукавом…”.
(Лиза (или Бетси) – дочь Григория Ивановича Муромского, настоящего русского барина. А.С.Пушкин "Барышня-крестьянка”).
Задание №2
Возьмите из конвертов карточки, скрепленные как задание №2 и ознакомьтесь с описанием собак.
Через 1 минуту вы сдаете в жюри листок, на котором отмечено: что за собака, в каком произведении она упоминается и у какого автора ?
Скажу только, что книги эти вам известны из рекомендованного чтения летом.
Описание собак:
А) "Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь.”
("Собака Баскервилей” А. Конан Дойл).
Б) " … выродился таким : туловище белое, но с рыженькими подпалинами и даже чуть заметным рыжим крапом, только одно ухо и одна нога черные, действительно – как вороново крыло; второе ухо мягкого желтовато-рыженького цвета. Даже удивительно подобное явление: по всем статьям – сеттер-гордон, а окрас – ну ничего похожего”.
("Белый Бим Черное ухо” Г.Троепольский).
Криминалистам и вам, мои юные сыщики, часто в работе помогает не только метод анализа, но и метод синтеза.
Сейчас вам предстоит выполнить последнее (3 задание) II раунда нашей игры.
Задание №3
"Вспомни пословицу
Сначала вы берете в руки 4 карточки, на каждой из которых по одному слову. Первое, что вы делаете, составляете из 2-х слов пару, а потом из этой пары слов у вас в памяти и родится известная пословица. Итак, (удар гонга) через одну минуту вы называете пару слов и по ней восстанавливаете пословицу (принимаем досрочный ответ – жюри это будет учитывать).
Рифмы пакета №1
КАМЕНЬ
МЕШОК
КОСА
ШИЛО
(Ответ : "Нашла коса на камень”, "Шило в мешке не утаишь”).
Рифмы пакета №2
СИНИЦА
ЖУРАВЛЬ
ДЕЛО
ПОТЕХА ("Лучше синица в руках, чем журавль в небе”, "Делу время, а потехе – час”).
- Мы заслушали устные ответы каждой команды, и я объявляю II раунд литературного ринга оконченным (раздается гонга).
- Прошу жюри подвести итоги II раунда.
- Команде, победившей во II раунде, выдается красный жетон.
- Вы можете заработать своими знаниями литературных произведений дополнительный (зеленый жетон) за индивидуальный ответ на такой вопрос :
Что за девушка, из какого она произведения, скрывалается за словесным портретом оставшейся у вас на столе карточки ?
"Лицо её показалось мне прелестнее, чем накануне : так всё в нём было тонко, умно и мило. Она сидела спиной к окну, завешенному белой шторой ; солнечный луч, пробиваясь сквозь эту штору, обливал мягким светом её пушистые волосы, её нежную, спокойную грудь.”
(Ответ: Зинаида. И. С. Тургенев " Первая любовь”)
III РАУНД
(раздается удар гонга)
- III раунд нашего ринга называется "блиц-аукцион” (3 вопроса по 20 секунд обсуждения), подготовьте чистые листы и ручки.
Если в предыдущем II раунде вы отгадали персонаж по словесному портрету, взятому непосредственно из произведения, то сейчас вы слушаете характеристику и описание поступков действующего лица книги и через 20 секунд записываете на листок его имя ; произведение, в котором он действует, и автора книги.
(Каждые 20 секунд (после обсуждения) раздается удар гонга, и ведущий зачитывает характеристики 2-го и 3-го литературных героев).
Характеристика литературных героев :
1) "Молодой человек 18 лет от роду, из обедневшей дворянской семьи, прекрасно владеющий приемами одного из самых распространенных в XVII веке видов спорта – фехтования, вступил в спор с верховным представителем церковной власти и выиграл его. Нашего гасконского дворянина отмечают особое рыцарское, галантное отношение к дамам, он не лишен юмора, остроумия, хитрости, сообразительности, а, главное, умеет дружить.”
(Ответ: Д Артаньян. А.Дюма "Три мушкетера”).
2) "Внешность этого человека была необыкновенной. Он был одет в глухой костюм, голова его покрыта несколькими слоями бинта, на глазах – черные очки, розовый нос блестел так, как будто он был сделан из папье-маше, на руках надеты плотные перчатки. Этот человек был великим изобретателем, но его открытия не принесли счастья ни ему, ни человечеству; хоть он мог творить поистине чудеса.”
(Ответ: Гриффин. Герберт Уэллс "Человек-невидимка”).
3) "Юноша, выросший в обеспеченной семье, обреченный прожить жизнь и умереть так, чтобы его портрет мог быть повешен на стене без ущерба фамильной чести. Но его страсть – море и желание стать капитаном приводят к решению на пятнадцатом году жизни покинуть отчий дом, пройти школу юнги на корабле и лишь спустя 4 года возглавить 3-х мачтовый галиот "Секрет”.
(Ответ: Грэй. А.Грин "Алые паруса”).
Листы каждой команды с ответами передаются жюри.
Индивидуальный конкурс зеленых жетонов.
"Вспомним скороговорки”.
- Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать все правильно и внятно, чтоб было всем понятно! Вспомним скороговорки. Пока жюри подводит итоги "блиц-аукциона”, мы разыграем конкурс "Кто кого переговорит ?”
(4 билета, на них скороговорки, каждая команда тянет любые 2 билета).
ЗАДАНИЕ: Прочти, запомни и повтори вслух …
СКОРОГОВОРКИ:
Три дроворуба на трех дворах дрова рубят.
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Щетина – у чушки, чешуя – у щучки.
Два дровосека, два дровокола, два дроворуба.
Кто ещё какие скороговорки знает? (Можно заработать дополнительно зелёные жетоны).
ИТОГИ ЛИТЕРАТУРНОГО РИНГА:
Пока жюри подводит итог III раунда и литературного ринга в целом, подведем и мы итоги – что дал нам этот литературный ринг. Вы проверили себя на смекалку и сообразительность, проверили свои знания в области внеклассного чтения – как потрудились летом и что прочитали, может быть, какая-то книга привлекла ваше внимание после наших конкурсов, и если вы ее еще не прочли, то обязательно вернетесь к ней и прочтете. Вспомним благородный девиз греческих олимпиад: "Главное – не победить, а участвовать !”. Надеюсь, что такое путешествие в страну Литературию у нас – не последнее.
Жюри оглашает итоги литературного ринга.
|