Цели:
Обучающие:
· Познакомить с историческим материалом для более глубокого представления о предводителе крестьянской войны 1773 – 1775 гг. Емельяне Пугачеве
· Дать представление о Пугачеве как исторической личности и герое художественного произведения
· Научить определять авторское отношение к главным героям
Развивающие:
· Совершенствовать умение анализировать художественный текст и на основе анализа делать выводы
· Совершенствовать умение выразительного чтения, связного высказывания
· Отрабатывать умение сравнительного анализа исторического материала и художественного произведения
· Формировать навык работы с различными источниками информации с целью поиска и отбора необходимого материала
· Формировать самостоятельность мышления в условиях индивидуальной и групповой работы
Воспитательные:
· Воспитывать в процессе обучения такие нравственные качества: честность, доброта, справедливость, чувство долга, милосердие, верность своему слову
· Прививать любовь к литературе и истории своей Родины
· Воспитывать уважительное отношение к мнению других
Методические приемы: индивидуальные сообщения, аналитическая работа с текстом, приемы сравнения, самостоятельная работа, индивидуальная и групповая работа
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная и групповая работа
Предварительное домашнее задание:
· Перечитать главы 2, 7,8,11,12
· Заполнить таблицу (приложение 1)
· Индивидуальное задание: - подготовить сообщение на предложенную учителем тему - подготовить выразительное чтение эпизода на стр. 139-140
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, учебник-хрестоматия «Литература 8 класс» часть 1 авторы-составители: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, М. «Просвещение», 2005, карточки для работы групп
Ход урока
Слово учителя:
Сегодня, ребята, у нас необычный урок – урок литературы и истории одновременно, потому что речь пойдет об исторической личности и одном из героев романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка», а именно о Емельяне Пугачеве предводителе крестьянского восстания 1773 – 1775 гг.
Любое историческое событие имеет свои причины. Давайте посмотрим, какие причины восстания называет Петр Гринев в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина.
Выразительное чтение отрывка на стр. 139 – 140 со слов: «Прежде нежели приступлю к описанию…» до слов: «Следствием было варварское убиение Траубенберга…» (проверка домашнего задания).
Слово учителя:
Итак, сообщает ли нам Гринев истинные причины восстания? А мог ли он сам знать о них? Мятежа без причин не бывает. Почему же все-таки народ поднимается на восстание? Как нам это раскрывает история? Давайте выслушаем сообщения ваших одноклассников.
Шабанова Наталья Александровна учитель МВСОУ ОСОШ г. Инта Республика Коми
Слайд 2 - 4. Сообщения учеников (приложение 3,4) о причинах и ходе крестьянской войны 1773 – 1775 гг.
Ø Ребята, показывает военные действие Пушкин в своем произведении?
Ø Как вы думаете, почему писатель не описывает всех ужасов этой войны? (Его цель была не показать военные действия, а показать влияние исторических событий на формирование личности Петра Гринева, а Пугачева показать не только как предводителя восстания, но и как человека, как личность).
Слово учителя:
Личность Пугачева до сегодняшних дней интересует и историков, и литераторов, и художников, и государственных деятелей, но первым, кто обратился к личности Пугачева – Александр Сергеевич Пушкин. Образ Пугачева в романе занимает одно из центральных мест. Его характер раскрывается постепенно в ходе событий, о которых повествует Петр Гринев. Давайте и мы с вами шаг за шагом пойдем вслед за автором, опираясь на исторические справки, попытаемся раскрыть образ Емельяна Пугачева и выяснить отношение к нему как исторической личности и художественному образу.
Итак, кто же такой Емельян Пугачев, и почему его личность была так интересна Пушкину?
Слайд 5 – 7. Емельян Иванович Пугачев. Сообщение ученика (приложение 2).
Слово учителя:
Вот таким он был в жизни, таким представлен на страницах истории. А каким же мы видим Пугачева на страницах романа А.С.Пушкина?
(Идет проверка домашнего задания через фронтальный опрос, параллельно с этим после ответов учеников высвечивается текст на слайде и сверяются записи в тетрадях)
Фронтальный опрос по главе «Вожатый» (слайд 8):
Ø Когда и как появляется Пугачев на страницах романа?
Ø Как запечатлен образ вожатого? На что обращает внимание Гринев?
Ø Как вы думаете, о чем вожатый разговаривает с хозяином умета? Почему их разговор Гринев называет «воровским»?
Ø Ребята, а сообщаются причины восстания крестьян в произведении Пушкина? Что о них говорит Гринев?
Фронтальный опрос по главам «Приступ» и «Незваный гость» (слайд 9 – 10):
Ø В каких главах еще говорится о Пугачеве?
Ø Чем его изображение в последующих главах отличается от изображения вожатого?
Ø Давайте сравним описание внешности Пугачева и вожатого (работа с таблицей).
Ø Что изменилось, а что осталось неизменным?
Ø Как происходит вторая встреча Гринева и Пугачева?
Ø Что до этой встречи знал о Пугачеве Гринев?
Ø Какое впечатление на Гринева производит первое появление Пугачева? (анализ эпизода «Штурм Белогорской крепости»)
Ø Каким Пугачев показан во время казни после взятия крепости?
Ø Почему он помиловал Петра?
Чтение по ролям отрывка на стр. 160 – 162 со слов: «Гости выпили еще по стакану…» до слов: «Завтра приходи со мною проститься…»
Ø Как вы понимает слова Гринева: «Моя искренность поразила Пугачева»?
Ø Изменилось ли представление Петра о Пугачеве – «злодее и разбойнике»?
Слово учителя:
События вновь разводят Гринева и Пугачева в разные стороны. Гринев едет в Оренбург, где мечтает о скорейшем освобождении Белогорской крепости и о свидании с Машей Мироновой. А Пугачев продолжает разорять крепости.
Фронтальный опрос по главам «Мятежная слобода» и «Сирота» (слайд 11 – 12):
Ø Чем Гринев занимается в Оренбурге?
Ø Как и при каких обстоятельствах происходит следующая встреча героев?
Ø Почему Гринев обращается за помощью к Пугачеву? Чем он рискует?
Ø Почему Пугачев помогает Гриневу и освобождает сироту? Каким он показан в этой сцене? (работа с таблицей)
Шабанова Наталья Александровна учитель МВСОУ ОСОШ г. Инта Республика Коми
Ø Какие искренние признания по дороге в Белогорскую крепость делает Пугачев Гриневу? Почему именно ему он раскрывает свою душу?
Ø Чем растрогал Гринев «суровую душу» Пугачева?
Слово учителя:
Образ Пугачева в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина – это литературный образ, а мы с вами знаем, что Пугачев - прежде всего историческая личность. Ребята, давайте выясним, совпадает ли эти два образа. Если не совпадают, то почему. Работая в группах, мы с вами попытаемся ответить на эти вопросы.
Работа в группах (приложение 5)
Класс делится на 5 дифференцированных групп. Каждая группа получает карточку с заданием различной сложности, на выполнение которого отводится 5 – 7 минут (учитывая особенности класса, время на работу в группах можно увеличить на усмотрение учителя). По истечении времени от группы выступает один представитель, выбранный членами группы. Ответ формулирует ученик, опираясь на задания (по ходу выступления каждой группы открывается слайд (слайд 13 – 22) , на котором отражено задание данной группы и вывод).
В результате работы в группах учащиеся должны прийти к следующим выводам:
1 группа: В описании внешности Емельяна Пугачева многое совпадает, но в повести выражено еще и впечатление от внешности: «Внешность его была замечательна», про глаза сказано, что они были «живые», а лицо имело выражение «довольно приятное, но плутовское». Т.О., в описании внешности Пугачева в «Капитанской дочке» проглядывается авторская симпатия, а в «Истории Пугачева» портрет героя лишен эмоциональной окраски.
2 группа: Народ рад появлению Пугачева. Отношение к нему простых людей А.С.Пушкин показывает при помощи глагола «повалил», т.е. пошел по своей воле. Пугачева встречали колокольным звоном, хлебом и солью, как издавна встречали на Руси царей и почетных гостей.
3 группа: В этом диалоге говорится об усмирении восстания яицких казаков в 1772г.
Речь Пугачева не понятна Гриневу, так как тайный «воровской» язык, пословицы и загадки, которыми пользуются вожатый и хозяин «умета», - это специальная речь, доступная лишь членам шайки.
4 группа: В «Истории Пугачева» А.С.Пушкин показывает предводителя восстания как злодея, не щадящего своих врагов. В «Капитанской дочке», основываясь на реальные факты, писатель избегает описания кровавых сцен, т.к. для автора важна не документальная точность, а роль Пугачева в судьбе Петра Гринева.
5 группа: Орел – символ свободы и власти. Чтобы подчеркнуть величие и героизм Пугачева, Пушкин включает в свое произведение калмыцкую сказку, рассказанную Гриневу Пугачевым по дороге в Белогорскую крепость. Смысл сказки - выражение жизненной позиции Пугачева, которая заключается в том, что лучше прожить полную жизнь «всего – навсе только тридцать три года», чем существовать, «питаясь падалью», триста лет.
Выводы каждой группы можно записать в тетради (на усмотрение учителя).
Подведение итогов (слайд 23). Вывод появляется только после ответов учеников и записывается в тетради.
Ø Каким же предстает Пугачев в романе Пушкина?
Ø В чем правдив писатель, изображая его?
Ø Какие художественные приемы использует А.С.Пушкин для изображения Емельяна Пугачева? С какой целью он это делает?
Вывод: А.С.Пушкин, изображая на страницах своего произведения Пугачева, не отходит от исторической правды. Он показывает Пугачева как самозванца, беспощадного и жестокого злодея, смелого и дерзкого человека, талантливого военачальника, любимца народа. Но, используя художественный вымысел, речевую характеристику героя и детали портрета, Пушкин делает образ своего героя живым, что помогает увидеть в нем еще и человека, способного помочь нуждающемуся, способного на добро отвечать добром, умеющего отблагодарить, защитить, а также человека чуткого, милосердного, проницательного, мудрого и в то же время несчастного и одинокого.
Слайд 24. Домашнее задание.
Письменно ответьте на один из вопросов:
· Какие вы видите положительные и отрицательные стороны в Пугачеве как литературном герое и исторической личности?
С каким Пугачевым вы хотели бы побеседовать? О чем бы вы его спросили?
ВСЕ ПРИЛОЖЕНИЯ СКАЧАЙ ВВЕРХУ СТРАНИЦЫ.
|