Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 23:13:05
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Вечная борьба света и мрака в природе и душе человека (по рассказу И.С. Тургенева "Бежин луг")
19.05.2009, 15:23:37
 

Цели: - раскрыть взаимосвязь человека и природы в рассказе, особенности национального самосознания;

- развивать навыки выразительного чтения, краткого и подробного пересказа, анализа художественного текста, навыки устной речи;

- воспитывать внимание к слову, патриотическое отношение и любовьк Родине.

Оборудование:портрет И.С.Тургенева, иллюстрация к рассказу "Бежин луг” "Мальчики у костра”, выставка детских рисунков, мелодия Джеймса Ласта "Одинокий пастух”, презентация к уроку - http://poznayko.at.ua/load/22-1-0-227.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы поговорим на тему вечной борьбы света и мрака в природе и душе человека.

Жизнь и смерть. Добро и зло. Бог и духи народных поверий. Вера и поверья. День и ночь. Свет и мрак. Вся жизнь, все в мире построено на контрасте. Это противостояние есть и в человеке, и в природе.

Ребята, давайте обратимся к уже прочитанному вами рассказу "Бежин луг”, пристальнее вглядимся в краски, пейзажные зарисовки, услышим звуки таинственной ночи и раннего утра, постараемся проследить вечную борьбу света и мрака, подмеченную художником слова И.С.Тургеневым. Этот рассказ входит в цикл "Записки охотника”. Повествование ведется от первого лица, и это не случайно, ведь Тургенев сам был заядлым охотником (обратить внимание на портрет писателя).

3. Аналитическая беседа по вопросам.

- Каким пейзажем открываются страницы рассказа? (Утро. День. Июль.)

Слово учителя: Тургенев – необыкновенный художник, давайте посмотрим, насколько внимательно вы прочли текст. Перед вами творческое задание "Восстановите утренний пейзаж”, где необходимо из данного ряда выбрать тургеневские эпитеты и метафоры.

Восстановите пейзаж

Творческий материал

1) Небо (каково?)... 1) Светло, ясно, чисто

2) Утренняя заря разливается(как?)... 2) Нежным румянцем, тихим

румянцем, кротким румянцем

3) Солнце (какое?)... 3) Яркое и лучистое, светлое и приветно лучезарное,

сверкающее и бесконечно

лучезарное.

(Прим. Ученики в рабочей тетради по литературе записывают правильный ответ)

Слово учителя: Молодцы, ребята, все правильно ответили. А теперь давайте прочитаем весь пейзаж, чтобы почувствовать красоту июльского утра (Был прекрасный июльский день... могучее светило”).

- Какими красками природы (эпитетами) пользуется художник слова Тургенев, чтобы нарисовать картину июльского восхода и полуденного солнцестояния? (Румяный, лиловый, серебряный, серебристый, золотисто-серый, лазурный, бледно-лиловый, голубоватый).

- Все ли краски (цвета) вы можете представить?

Лазурный, лиловый – это какие? (Лазурный – светло-синий, голубой; лиловый – сиреневый, фиолетовый).

(Прим.: обратить внимание детей на выставку рисунков, дать краткий комментарий к пейзажам, зарисованным учениками).

- Как автор показал переход от света к мраку (ото дня к вечеру, к ночи)? Найдите строки, прочитайте. (К вечеру эти облака исчезают... трогательной кротости”).

Слово учителя: Вы заметили, какой образ появился в пейзаже? (Образ свечи).

Этот образ передает гармонию (согласованность, стройность) перехода от одного начала к другому в природе. Подчеркиваю – именно в природе.

- Как вы понимаете слова "на всем лежит печать какой-то трогательной кротости”?

(Трогательный – вызывающий умиление, способный растрогать. Кротость – нежное смирение).

(Прим.: снова обратить внимание на выставку рисунков).

- Что произошло с героем-рассказчиком, оказавшимся один на один с природой, уходящей во тьму? (Заблудился).

- Ребята, как вы думаете, рассказ похож на сказку? Чем? (Герой заблудился, ночь стала преградой на пути к дому, идет наудалую, видит огоньки, идет на них).

- Кто сидит у огня? (Крестьянские ребятишки, стерегущие табун).

Слово учителя: Уставший герой прилег и стал глядеть кругом. Ему открылась "чудесная картина”, давайте ее найдем. (Учитель выразительно читает отрывок "около огне дрожало... мрак боролся со светом).

Вот она, борьба света и мрака в природе (мире).

Давайте теперь поговорим о тех, для кого находиться, по словам Тургенева, в "таинственном великолепии” вокруг огней – праздник, истинное наслаждение.

- Чем были дороги деревенским мальчишкам разговоры у костра? (Могли говорить о таинственном, загадочном, проверить себя на смелость, когда вокруг сгущалась темнота).

- О чем же они разговаривали? (О духах, нечистой силе).

Слово учителя: В душе русского человека живут два начала: вера в Бога и вера в духов, всевозможные поверья, приметы (следы языческой культуры)

Язычество – многобожие, вера в духов и разных богов, олицетворяющих силы природы. До принятия христианства древние славяне – язычники представляли мир в виде "Мирового древа”. Крона принадлежит верхнему миру, корни – подземному, ствол осуществляет связь между этими мирами, символизируя землю.

Небесный мир принадлежал высшим богам (Белбог, Перун, Сварог и др.), в подземном мире обитали бесы, черти, а Землю наряду с людьми населяли домовые

лешие, русалки, водяные и прочая нечисть. (Рассказ по таблице "Мир в представлении древних славян”).

Одни духи были враждебны по отношению к человеку, другие доброжелательны.

Теперь обратимся к историям, которые поведали деревенские ребятишки.

-Что рассказывает Илюша? О каком духе? (пересказ, близкий к тексту, о домовом).

-Как относятся слушатели к рассказу о домовом? Верят ли?

-Чем привлекательна реакция Павлуши? (Беспокойство, сочувствие: "Вишь как!..Чего ж он раскашлялся?”. Не ругают, не проклинают).

Слово учителя: У нас на уроке присутствуют религиоведы, они помогут дать нам точные сведения о духах славянской мифологии. Итак, кто же такой Домовой?

(Один из учеников)

Домовой– покровитель дома. Является в образе старика, черного человека, кошки, крысы, зайца, белки. По ночам шалит: шумит, раскачивает кровать, сбрасывает одеяло, разбрасывает муку. Чаще помогает людям: моет посуду, колет дрова, качает колыбель с ребенком. Домовой смертен. На смену старому приходит молодой. В новый дом въезжает верхом на кошке.

-А что поведал Костя? (подробный пересказ о встрече Гаврилы с русалкой).

Религиовед 2 о русалке.

Русалка– дева вод, жена водяного. Высокая красивая девушка, живущая на дне водоема в серебряном дворце или в доме водяного. Ночью плещется на поверхности воды, садится на мельничное колесо, ныряет. Она бестелесна, не отражается в воде. Прохожего может защекотать до смерти или увести за собой. Русалками становятся девушки, утопившиеся от несчастной любви.

-Какой способ спасения от нечисти был испокон веков у русских людей?

(Крестное знамение).

- Какие слова героев рассказа убеждают нас в том, что в народе всегда страх жил рядом с юмором, иронией? (О Тришке-антихристе, небесном предвиденье – краткий пересказ + выразительное чтение).

- О каком духе еще толкуют мальчишки? (Краткий пересказ о путавшем мужика лешем).

Религиовед 3 о лешем.

Леший– дух леса. Появляется в облике простого человека, реже – зеленого старика. Показывается и исчезает внезапно. Иногда шутит с людьми, старается запутать их, завести в глубь леса, а потом пугает их свистом. Он веселый, часто слышен его хохот. Летом живет в лесной чаще, ходит к людям играть в карты. С женой и детьми живет в дупле старого дерева.

Слово учителя: Ребята, обратите внимание на то, что разговоры о всякой нечисти прерываются обращением к Богу: "Гляньте-ка, ребятки,..на божьи звездочки, - что пчелки роятся!”.

- Расскажите коротко, что произошло с Павлушей, когда он пошел на реку за водой? (Водяной звал. Дурная примета).

Религиовед 4 о водяном.

Водяной – это дух рек, озер. Показывается в облике нагого человека с длинными зелеными волосами и бородой из тины. Тело покрыто чешуей, на руках перепонки. Появляется только вечером или ночью. Рыбаки приносят ему жертвы.

- Как отнесся к произошедшему Павлуша? Что сказал в ответ на слова испуганных ребятишек? ("Своей судьбы не минуешь”).

Слово учителя: Фраза Павла произвела на ребят "глубокое впечатление”. Но вот ночь на исходе, и Тургенев пишет, что "разговор мальчиков угасал вместе с огнями”.

- Каким пейзажем завершает повествование писатель? Найдем и прочитаем выразительно (Чтение отрывка "...утро зачиналось... веселой дрожью” под мелодию Джеймса Ласта "Одинокий пастух”).

Слово учителя: Посмотрите, ребята, как построен рассказ. Чем начинается и чем заканчивается? (Восходом солнца). Это построение называется кольцевой композицией. И очень важно, что завершает автор повествование утренним пейзажем, солнцем, его молодым и горячим светом.

(Прим.: Обратить внимание на таблицу "Звуки ночи и утра”, дать сравнительную характеристику).

- Какими словами Тургенев передает пробуждение природы? ("Зашевелилось, запело, зашумело”).

- Но вот пронеслись самые важные звуки. Какие? ("Принеслись звуки колокола”).

Слово учителя: Посмотрите, какие удивительные эпитеты подобрал писатель к колокольному звону – "чистые, ясные, словно обмытые утренней прохладой”.

- Как вы поняли, что же должно, по мысли Тургенева, брать верх в душе человека? (Божественное начало, очищающий колокольный звон).

4.Выводы по теме урока: Вот мы с вами увидели, что борьба света и мрака существует как в природе, так и в мире людей. В природе переход более гармоничен, а вот чего будет больше в душе человека, зависит от него самого. Конечно, человек должен стремиться к солнцу, свету, Богу.

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: литература в школе, Бежин луг, скачать бесплатно, Тургенев, Конспект урока по русской литератур, в помощь учителю-словеснику
Просмотров: 1782 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0