Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 22.11.2024, 03:00:19
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Интегрированный урок (технология + русская литература) "Особенности русской кухни"
25.05.2009, 11:58:27

Цели: - приобщить детей к национальной русской культуре, познакомить учащихся с традициями русского застолья;

          - способствовать формированию национального самосознания, развивать творческие способности;

          - воспитывать любовь к Родине, научить уважительно относится к нашим древним корням, чтить память предков;

          - пробудить интерес и родовую память при чтении произведений художественной литературы.

 

Оформление:

Класс украшен вышитыми полотенцами, вязаными салфетками, прихватками, передниками, самоваром ,расписными ложками. Музыкальное сопровождение.

.

 

Ход урока:

1.     Оргмомент . Выходит ведущая в народном костюме, звучит народная музыка.

Внимание, внимание!

Открываем веселое гуляние!

Торопись, честной народ,

Ярмарка идей зовет!

 

Все на ярмарку спешите

И друзей с собой ведите!

Не толпитесь у дверей

Проходите поскорей!

 

2. Слово учителя.

Мы на праздник поспешаем,

За столы вас приглашаем.

 

Застолье – древнейший ритуал в жизни русского человека. В нем воплотились языческий обряд и христианская трапеза. С незапамятных времен существовали в русском мире так называемые «братчины». Они были столь важны, что древний обычай и закон наших предков дал им право на самосудность: «братчина судить как судьи». Во время застолий решались семейные и частные дела, прекращались навсегда раздоры, водворялось дружество, миролюбие, братство. Братчины устраивали в складчину, и все «братья» на пиршестве были равны. После принятия христианства братчины стали подчиняться христианским идеям, сохраняя свои праотеческие обычаи.

         Традиционный общинный характер носили и застолья, связанные с поминовением предков, - «кануны».

         Застольный этикет наших предков был очень строг. В 17-18 веках на него оказало большое влияние популярная житийная литература того времени. Например, «Слово о ядении» из жития Святого Нифонта. К столу относились как к святой вещи.

Русское застолье изменялось и обновлялось на протяжении веков.

         На сегодняшнем уроке  вы выступите как историографы и литературоведы. Нас интересуют описания застолий в произведениях русских писателей и поэтов, а также исторические сведения о традициях в кулинарии.

         Ведущая.

                   Нужны нам товары сладки.

                   А какие именно – отгадай загадки.

                  

                   Он бывает с толокном,

                   С рисом, мясом и пшеном,

                   С вишней сладкою бывает.

                   В печь сперва его сажают,

                   А как выйдет он оттуда,

                   То кладут его на блюдо.

 

                                               (пирог)

 

1.     Сообщения учащихся.

Шпакова Марина.

         «Мы люди не гордые: нету хлеба, подавай пироги».

                                                                           ( русская поговорка)

         Удивительно мало мы знаем о бытовой культуре наших предков, о их еде и приготовлении блюд. Обычно считают, что они были примитивны, ссылаясь на «Домострой»: «По все дни хлеб решотной, щти да каша с ветчиной житкая; а иногда густая с салом переменяя часто мяса (т.е. либо с салом, либо с мясом), как случится дадут к беду, а в неделю и в праздники иногда пироги, а иногда кисель, а иногда блины или иная какая яства, а оу бужины (т.е. на ужин) шти да молоко или каша житкая, иногда с соком маковым, конопляным, иногда сушь мелкая (мелкая сушеная рыба), иногда репня а оу бужины иногда щти, капуста, толокно, иногда рассол, иногда ботвинья, по неделям и праздникам к обеду пироги какие, или гуща, или яглы и селедовая  каша и, что бог лучит..»

         Однако с давних пор были на Руси и профессиональные повара, которые достигали высокого мастерства в приготовлении пищи. Так, Феодосий Печерский умел готовить заварной, долго не черствеющий хлеб. Наши предки знали соусы-взвары, научились делать изумительные меды и квасы. Они изготовляли не только пресное и дрожжевое тесто, но и слоеное, правда, делали его не так, как мы делаем его сегодня, и было оно высокого качества.

         Так в меню кремлевской кухни были пироги «колобовые» из слоеного теста. Вот как их готовили: «Замесить тесто на яичных желтках и горячей воде круто, после чего натирать оное свежим говяжьим почечным салом, т.е. раскатывая скалкою, класть на тесто сало и втирать оное, продолжая раскатывать и складывать раскатанный лист. Когда тесто будет довольно натерто, сделать из оного круглый пирог…»

         Вот рецепт колобового пирога с мясом: мякоть баранины нарезают кусочками кусочками, посыпают солью, перцем и обжаривают с луком и салом. Когда мясо хорошо обжарится, подливают воды итушат. Затем мясо мелко рубят. Сковороду смазывают салом, кладут на нее лист теста, заполняют мясной начинкой, края заворачивают так, чтобы в середине пирога осталось небольшое отверстие. Это отверстие закрывают крышкой и выпекают пирог, смазав его яйцом.

         На столе московских государей были не только круглые, но и «кривые» пироги (в виде полумесяца).

         Не стыдились наши повара перенимать хорошее у других народов, но основу кремлевской кухни тех времен составляли народные русские блюда: щи, разные каши, ухи, пироги и др.

         Ведущая угощает пирогами.

 

                   Это все для вас, детишки!

                   Калачи, ватрушки, пышки.

                   Налетайте, разбирайте,

                   Сладкими чаем запивайте!

 

         А теперь созываю детвору,

         Предлагаю вам игру!

        

         Игра «Каравай».

 

         А теперь перенесемся во времена Пушкина, познакомимся с традициями дворянских обедов.

 

         Шекснинска стерлядь золотая,

         Каймак и борщ уже стоят;

         В крафинах вина, пунш, блистая

         То льдом, то искрами манят;

         С курильниц благовоньи льются,

         Не смеют слуги и дохнуть,

         Тебя стола вкруг ожидая;

         Хозяйка статная, младая

         Готова руку протянуть.

 

        

         Шахназарян Карина: Мое сообщение о традициях русской кухни, о которых рассказывает в своих произведениях А.С.Пушкин. В доме Пушкиных блюда исконно русские подавались часто и были любимы. Воспетая Александром Сергеевичем фрейлина Смирнова-Россет вспоминала обеды в доме поэта: «Хотя летом у нас бывал придворный обед, довольно хороший, я все же любила обедать у Пушкиных. У них подавали зеленый суп с крутыми яйцами, рубленые большие котлеты со шпинатом или щавелем и на десерт варенье из белого крыжовника.»

Сам А.С.Пушкин пишет в апреле 1834 года жене из Петербурга в Москву: «…подают славную ботвинью: Лев Сергеевич хлебает две тарелки…»

Ботвинья – национально русское блюдо, наподобие окрошки: щавель переберите, промойте, измельчите, разведите водой, прокипятите, охладите. Заправьте по вкусу солью и сахаром. Добавьте сюда набор продуктов, используемый обычно для окрошки: огурцы, вареные яйца, отварное мясо, зелень укропа, шинкованный зеленый лук. Этому блюду посвящена и народная поговорка: «Какова Аксинья – такова и ботвинья.»

В «Евгении Онегине» мы тоже находим описание некоторых обычаев русской кухни. Все мы знаем, что в России существует традиция чаепития. Именно русскими был изобретен самовар, позволяющий приготовить очень вкусный чай. Вот как описывается чаепитие Пушкин:

«Смеркалось; на столе, блистая,

Шипел вечерний самовар,

Китайский чайник нагревая;

Под ним клубился легкий пар.

Разлитый Ольгиной рукою,

По чашкам темною струею

Уже душистый чай бежал.»

 

 

 

Сохранился рецепт медового чая с лимоном: заварить крепкий чай, соединить с кипятком. Развести в нем полстакана меда, добавить лимонный сок. Подавать горячим.

  Практическое задание.( Техника безопасности при работе с кипятком).

В романе мы находим и описание жизненного уклада русских помещиков:

«Они хранили в жизни мирной

Обычай древней старины:

У них на Масленице жирной

Водились круглые блины…»

Блины тоже являются традиционным блюдом русской кухни с языческих времен. «Без блина  - не Масленица, без пирога – не именины.»

        

Ведущая:Из пушкинских времен перенесемся в XVIII век. Поговорим о знаменитом русском полководце А.В.Суворове. Он знал толк не только в военном искусстве, но и в кулинарном.

Кондрашова Анастасия: На Украине под городом Тульчин есть село Тимоновка. До сих пор передают из уст в уста рассказы о Суворове. Он в 1796 году командовал русской юго-западной армией.

Как-то раз главнокомандующий ошарашил местного гренадера Петра Нагорянского, с которым штурмовал Измаил: «Накажи жинке, пусть обед приготовит – наш солдатский: щи да кащу. Закончу учение, приду к тебе. Жди гостей!» Александр Васильевич не только пожаловал в хату гренадера, но и похвалил хозяйку за щи и кащу. И позвал их к себе на обед. Обед у фельдмаршала был простой: те же щи и каша, пирог воскресный и по чарочке горилки. После обеда гренадерша сказала: «Не буду гневить Бога, а щи у меня, не обессудьте, наваристей.» Кашу одобрила: «Рассыпчата, зерно к зерну. У меня и то не каждый раз такая получается.» На прощанье Суворов подарил гренадеру серебряный рубль.

Солдаты разбили близ села лагерь, нарыли землянок, поставили палатки, насыпали валы, готовились к ученьям. Все шло хорошо, да стали солдаты болеть. Что ни день – больных все больше.

Пригласил к себе Суворов проживавшего в Тимоновке отставного фанагорийского полка унтер-офицера с женой Марфой Сидоровной. За обедом разговорились: «Нужна ваша помощь, Марфа Сидоровна, - сказал фельдмаршал. – Мы с лекарем с ног сбились без лекарств. Когда их подвезут, не знаю: дорога непролазная. Решили прибегнуть к зеленой аптеке. Вы, сказывают, в травах разбираетесь гораздо.» Растерялась сначала старушка. Но потом согласилась. С утра вышли в поле женщины, девушки – собирать нужные травы. Так и собрали вдоволь. Вовремя поспели. Суворов похвалил женщин за помощь, дал Марфе Сидоровне полтину, всем другим – по серебряному четвертаку.

Недалеко от этого села жил еще один интересный человек А.Ф.Турчанович – изобретатель полевой кухни. «Патент на привилегию» он получил еще в 1904 году. В поэме А.Твардовского «Василий Теркин» есть такие строки:

«Дельный, что и говорить,

Был старик тот самый,

Что придумал суп варить

На колесах прямо.

Суп – во-первых, во-вторых,

Кашу, в норме прочной.

Нет, старик он был старик

Чуткий – это точно.»

 

 

3.Слово учителя. Подведение итогов урока.

                   Вы за урок не уморились?

                   Говорили, веселились.

                   Знаниями поделились.

                   Что вы нового узнали,

                   Что друзья вам рассказали?

      Мы услышали много интересного из истории русской кухни. Народ тоже

создал множество загадок, пословиц и поговорок о кушаньях, кухонной утвари.

Предлагаю вам разгадать загадки:

                   То она печет блины,

                   То показывает сны.

                                      (русская печь)

 

                   Белая водица

                   Всем нам пригодится.

                   Из водицы белой

                   Все, что хочешь, делай:

                   Сливки, простоквашу,

                   Масло в нашу кашу,

                   Творожок на пирожок.

                   Кушай, Ванечка-дружок!

                   Ешь да пей,

                   Гостям налей

                   И коту не пожалей!

                                      (молоко)

 

                   Пшеничные кафтанчики,

                   В кафтанчиках – кабанчики.

                                      (пельмени)

 

4.     Выставление оценок.

5.     Чаепитие.

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: литература в школе, скачать бесплатно, Конспект урока по русской литератур, интегрированный, в помощь учителю-словеснику, особенности русской кухни
Просмотров: 1754 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0