Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Понедельник, 25.11.2024, 00:10:30
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Человек, Лицо, Вещь. (По повести Н.В. Гоголя «Шинель»)
26.05.2009, 09:25:21

Цель: познакомить с повестью, определить тему, идею, раскрыть художественное новаторство Гоголя в развитии темы «маленького человека»

(Слайд№2,3)            Эпиграфы   «Он проповедовал любовь враждебным словом отрицания»

Н.А. Некрасов.

«Все мы вышли из «Шинели» Гоголя»

                                                                                                Ф.М. Достоевский

 

1. Слово учителя. Притча о человеке.

В жаркий летний день древние афиняне увидели на площади Демосфена с горящим фонарем в руках.

 -Ты что ищешь?- спросили они.

 -Я ищу человека, - отвечал Демосфен и продолжил свой путь. Через время афиняне опять обратились к Демосфену:

- Так что же ты ищешь, Демосфен?

-Я ищу человека...

-Кого: его, меня..?

- Я ищу Че-ло-ве-ка!

Так что же это значит – быть Человеком?  Чем человек отличен от вещи? На эти и другие вопросы нам поможет ответить Николай Васильевич Гоголь и его повесть «Шинель».

           В 1842г. в шт. сочинский Гоголь собрал целый цикл «петербургских повестей»: «Невский проспект», «Портрет», «Нос» и маленькая повесть «Шинель».

В своих воспоминаниях Анненский рассказывал......

- Мы можем предположить, что Гоголь взял за основу своей повести этот случай?

(Слайд №4,5) Можно ли, глядя на обложку, сказать, о чем повесть?

2. Так о чем же повесть «Шинель»?

 ( Иллюстраторы!!) Представьте, что Вам предложили проиллюстрировать повесть Гоголя.  Какой эпизод Вам хотелось бы проиллюстрировать? (так учитель может проверить, прочитана ли повесть)

Беседа по содержанию повести, сопоставительный анализ произведений Н.В. Гоголя и А.С.Пушкина       

- К какому социальному слою отнесли бы вы Акакия Акакиевича Башмачкина?

- Гоголь обратился к какой теме? Он сделал это первым?

- Кого у Пушкина мы рассмотрим как «маленького человека»?

- По какому принципу (признаку) мы отнесли Самсона Вырина к «маленьким людям»?

- Почему Евгения из «Медного всадника» мы тоже называем маленьким человеком, ведь он дворянин?

- И вот теперь гоголевский герой - как  автор знакомит нас с ним («один чиновник » из одного департамента»).

 (Звуковая книга: отрывок из повести читает актер Вадим Цимбалов)

- Что хотел сказать Гоголь этой фразой?: « Повесть небольшая, но многозначная». Какие проблемы поднимает автор в повести?

Первая проблема   Государство и человек (у Пушкина)

- Представлено ли в повести государство? Кем или чем? (чиновниками и самим Петербургом как столицей государства)

Работа с учебником  стр. 263

- Сначала о Петербурге.  Найдите описание столичного города в повести.

- Вывод Петербург показан контрастно: город богатых и бедных

- Чем подчеркивается богатство и величие столицы: богатой архитектурой......... (Витринами магазинов, где выставлены вещи, одеждой прохожих-вещи)

- Это описание совпадает с пушкинским?

- Может быть власть занята важными государственными делами, и ей недосуг заниматься городом? Кто самый высокий чин в повести? Чем он занят? Чем занят Акакий Акакиевич?

- Значительное лицо – личность? Почему Гоголь его так называет, что стоит за словом «лицо»?

Вывод описание столицы подчеркивает контрастность состояние государства; рассказ о разного уровня чиновниках выражает горькую мысль писателя о никчемности и пошлости государственной власти – все заняты своими делишками, никто не думает ни о порядке, ни о гражданах. По мнению Гоголя, все на одно лицо.

- Какими приемами рисует Гоголь эту безрадостную картину? (антитеза, прямая типизация (один из всех, значительное лицо);  авторская ирония, каламбур, логический абсурд

Вторая проблема – Человек

- Акакий Акакиевич – личность?

- Какое мнение у вас о нем сложилось? В тетради запишете 2-3 слова, ярко характеризующие героя

- Он понимает свое ничтожество, унизительное положение?

  Просыпается ли в нем когда-нибудь личность?

- Это талантливый человек?

- Почему же талант его не востребован, не продвинул его по службе?

- Есть ли у героя заветная мечта, может, быть тайная любовь?

- С кем или чем она связана? (Вещь)

- Какой горький вывод делает автор об Акакии Акакиевиче?

- Может быть финал повести обнадеживающий: Акакий Акакиевич поднялся до протеста против власти? (Нет, он искал и нашел свою «шинель»)

- Изменилось ли что-нибудь в Петербурге, в государстве после смерти Башмачкина? В каком стиле рассказывает автор о привидении? (Иронично)

- Есть ли еще маленькие люди в повести? (Петрович)

- Если сравнить с Акакием Акакиевичем, кто из них выигрывает? Почему?

- Почему Гоголь называет его не Гришкой – по имени, а Петровичем?

(Из рода в род переходит бедность и страдания бедного чиновника, и нет просвета, и не вырваться из этого круга)

(слайд) Ребята, перед вами две записи. Как, по-вашему, нужно расположить имена героев?

1.    Маленький человек: Вырин, Евгений, Акакий Акакиевич Башмачкин – все одного качества, в одном ряду

2.    Маленький человек: Вырин

                                          Евгений

                                          Акакий Акакиевич Башмачкин– все маленькие люди, но разных видов

Вырин – внешняя бедность, но высокая духовная нравственность в христианском списке.

Евгений – внешне беден, но внутренняя цельность: мечта о человеческом счастье, которое греет душу

      Акакий Акакиевич – бедность внешне, но и внутренняя нищета, духовное убожество,

      не человек, а существо хуже мухи. (Таблица)

    Подведите итог , соотнеся с темой урока

   - Неужели все так безнадежно? Есть ли в повести положительное начало?

   - Есть, повествователь (Он проповедовал.....

  - Итог урока.

 Какие уроки получили вы, прочитав повесть?

   - Название повести говорящее? Как вы его понимаете?

     Это тема или идея? (Символ, идея)

 - Тест (по вариантам)

1 Вариант

 

1.     Как звали Хлопова, Ляпкина-Тяпкина, Землянику, Шпекина? Кто они по должности?

а) Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ; Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья; Артемий Филиппович Земляника, смотритель богоугодных заведений; Иван Кузьмич Шпекин, почмейстер;

б) Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, почмейстер; Артемий Филиппович Земляника, смотритель училищ; Лука Лукич Хлопов, , смотритель богоугодных заведений Иван Кузьмич Шпекин, судья;

в) Лука Лукич Хлопов, судья; Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, почмейстер; Артемий Филиппович Земляника, смотритель училищ; Иван Кузьмич Шпекин, смотритель богоугодных заведений.

 

2.     На кого, по словам городничего, похожи больные в богоугодном заведении:

а) на трубочистов;

б) на дворников;

в) на кузнецов.

3. Чем было положено кормить больных в богоугодном  заведении и какая пища у них на самом деле:

а)...Больным велено габерсуп давать, у меня по коридорам несет такая капуста, что береги только нос;

б)... Больным велено украинский борщ давать, а у меня, у меня по коридорам несет такая свекла, что береги только нос;

в)... Больным велено окрошку давать, а у меня, у меня по коридорам несет такой запах, что береги только нос.

 

4. Кто первый одолжил (дал взятку) Хлестакову и сколько:

а) Бобчинский-200 рублей;

б) Добчинский-300 рублей;

в) Городничий-400 рублей.

 

5. Анна Андреевна: «А собой каков он: брюнет или блондин?

Добчинский: « Нет, больше...

а) шатен;

б) шантрен;

в) лысый.

 

6. На что жаловалась Хлестакову унтер- офицерша:

а) просил взятку;

б) мужа забрал в солдаты;

в) высек по ошибке.

 

7. Сколько собрали денег Бобчинский и Добчинский, чтобы дать «взаймы» Хлестакову:

а) 30 и 20 рублей;

б) 50 и 35 рублей;

в) 40 и 25 рублей.

 

8. Кого городничий называет другом:

а) Осипа;

б) Хлестакова;

в) свою жену.

 

9. Хлестаков в один вечер все написал, всех изумил, чем:

а) Женитьба Фигаро;

б) Божественная комедия;

в) Роберт-Дьявол;

г) Норма.

 

10. Известно, что Пушкин подсказал Гоголю два сюжета для его произведений, каких:

а) « Тарас Бульба », « Вий »;

б) «Игроки», « Ночь перед Рождеством»;

в) «Ревизор», «Мертвые души».

 

11. Как зовет смотрителя училищ Луку Лукича Хлопова жена в семейном кругу:

а) Тушканчик;

б) Луканчик;

в) Лучок.

 

 

Вариант-2

 

1.»Кривой глаз и рябизна по всему лицу»- это о ком:

а) об Акакии Акакиевиче;

б) о Петровиче;

в) о « значительном лице».

 

2. Имя  Акакий Акакиевич получил:

а) по святцам;

б) кума настояла;

в) матушка дала.

 

3. Имя «значительного лица»:

а) Григорий Петрович;

б) Иван Иванович Ерошкин;

в) не то Иван Абрамович, не то Степан Варламович.

 

4. Акакий Акакиевич:

а) положительный герой;

б) отрицательный герой;

в) противоречивый характер.

 

5. Пейзаж:

а) играет важную роль;

б) не играет особой роли;

в) его здесь нет.

 

6. Шинель:

а) художественная деталь;

б) символ;

в) образ.

 

7. Повесть «Шинель»:

а) фантастическая;

б) жизнеподобная;

в) романтическая.

 

8. Акакий Акакиевич:

а) синонимичен пушкинскому « маленькому человеку»;

б) это другой вид;

в) его нельзя отнести к маленьким людям.

 

9. Главный вывод автора:

а) «маленький человек» достоин уважения;

б) он продукт бесчеловечного государства;

в) он сам виноват в своей «малости».

 

10. Какого цвета платье носят Ляпкина-Тяпкина и дочь Земляники:

а) голубое;

б) розовое;

в) лиловое.

 

11. Брал ли взятки судья Ляпкин-Тяпкин? Если да, то чем:

а) деньгами;

б) борзыми щенками;

в) дорогими подарками.
Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: литература в школе, скачать бесплатно, повесть Гоголя Шинель, Человек, Конспект урока по русской литератур, вещь, в помощь учителю-словеснику, лицо
Просмотров: 2912 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0