Цель: познакомить с повестью, определить тему, идею, раскрыть художественное новаторство Гоголя в развитии темы «маленького человека»
(Слайд№2,3) Эпиграфы «Он проповедовал любовь враждебным словом отрицания»
Н.А. Некрасов.
«Все мы вышли из «Шинели» Гоголя»
Ф.М. Достоевский
1. Слово учителя. Притча о человеке.
В жаркий летний день древние афиняне увидели на площади Демосфена с горящим фонарем в руках.
-Ты что ищешь?- спросили они.
-Я ищу человека, - отвечал Демосфен и продолжил свой путь. Через время афиняне опять обратились к Демосфену:
- Так что же ты ищешь, Демосфен?
-Я ищу человека...
-Кого: его, меня..?
- Я ищу Че-ло-ве-ка!
Так что же это значит – быть Человеком? Чем человек отличен от вещи? На эти и другие вопросы нам поможет ответить Николай Васильевич Гоголь и его повесть «Шинель».
В 1842г. в шт. сочинский Гоголь собрал целый цикл «петербургских повестей»: «Невский проспект», «Портрет», «Нос» и маленькая повесть «Шинель».
В своих воспоминаниях Анненский рассказывал......
- Мы можем предположить, что Гоголь взял за основу своей повести этот случай?
(Слайд №4,5) Можно ли, глядя на обложку, сказать, о чем повесть?
2. Так о чем же повесть «Шинель»?
( Иллюстраторы!!) Представьте, что Вам предложили проиллюстрировать повесть Гоголя. Какой эпизод Вам хотелось бы проиллюстрировать? (так учитель может проверить, прочитана ли повесть)
Беседа по содержанию повести, сопоставительный анализ произведений Н.В. Гоголя и А.С.Пушкина
- К какому социальному слою отнесли бы вы Акакия Акакиевича Башмачкина?
- Гоголь обратился к какой теме? Он сделал это первым?
- Кого у Пушкина мы рассмотрим как «маленького человека»?
- По какому принципу (признаку) мы отнесли Самсона Вырина к «маленьким людям»?
- Почему Евгения из «Медного всадника» мы тоже называем маленьким человеком, ведь он дворянин?
- И вот теперь гоголевский герой - как автор знакомит нас с ним («один чиновник » из одного департамента»).
(Звуковая книга: отрывок из повести читает актер Вадим Цимбалов)
- Что хотел сказать Гоголь этой фразой?: « Повесть небольшая, но многозначная». Какие проблемы поднимает автор в повести?
Первая проблема Государство и человек (у Пушкина)
- Представлено ли в повести государство? Кем или чем? (чиновниками и самим Петербургом как столицей государства)
Работа с учебником стр. 263
- Сначала о Петербурге. Найдите описание столичного города в повести.
- Вывод Петербург показан контрастно: город богатых и бедных
- Чем подчеркивается богатство и величие столицы: богатой архитектурой......... (Витринами магазинов, где выставлены вещи, одеждой прохожих-вещи)
- Это описание совпадает с пушкинским?
- Может быть власть занята важными государственными делами, и ей недосуг заниматься городом? Кто самый высокий чин в повести? Чем он занят? Чем занят Акакий Акакиевич?
- Значительное лицо – личность? Почему Гоголь его так называет, что стоит за словом «лицо»?
Вывод описание столицы подчеркивает контрастность состояние государства; рассказ о разного уровня чиновниках выражает горькую мысль писателя о никчемности и пошлости государственной власти – все заняты своими делишками, никто не думает ни о порядке, ни о гражданах. По мнению Гоголя, все на одно лицо.
- Какими приемами рисует Гоголь эту безрадостную картину? (антитеза, прямая типизация (один из всех, значительное лицо); авторская ирония, каламбур, логический абсурд
Вторая проблема – Человек
- Акакий Акакиевич – личность?
- Какое мнение у вас о нем сложилось? В тетради запишете 2-3 слова, ярко характеризующие героя
- Он понимает свое ничтожество, унизительное положение?
Просыпается ли в нем когда-нибудь личность?
- Это талантливый человек?
- Почему же талант его не востребован, не продвинул его по службе?
- Есть ли у героя заветная мечта, может, быть тайная любовь?
- С кем или чем она связана? (Вещь)
- Какой горький вывод делает автор об Акакии Акакиевиче?
- Может быть финал повести обнадеживающий: Акакий Акакиевич поднялся до протеста против власти? (Нет, он искал и нашел свою «шинель»)
- Изменилось ли что-нибудь в Петербурге, в государстве после смерти Башмачкина? В каком стиле рассказывает автор о привидении? (Иронично)
- Есть ли еще маленькие люди в повести? (Петрович)
- Если сравнить с Акакием Акакиевичем, кто из них выигрывает? Почему?
- Почему Гоголь называет его не Гришкой – по имени, а Петровичем?
(Из рода в род переходит бедность и страдания бедного чиновника, и нет просвета, и не вырваться из этого круга)
(слайд) Ребята, перед вами две записи. Как, по-вашему, нужно расположить имена героев?
1. Маленький человек: Вырин, Евгений, Акакий Акакиевич Башмачкин – все одного качества, в одном ряду
2. Маленький человек: Вырин
Евгений
Акакий Акакиевич Башмачкин– все маленькие люди, но разных видов
Вырин – внешняя бедность, но высокая духовная нравственность в христианском списке.
Евгений – внешне беден, но внутренняя цельность: мечта о человеческом счастье, которое греет душу
Акакий Акакиевич – бедность внешне, но и внутренняя нищета, духовное убожество,
не человек, а существо хуже мухи. (Таблица)
Подведите итог , соотнеся с темой урока
- Неужели все так безнадежно? Есть ли в повести положительное начало?
- Есть, повествователь (Он проповедовал.....
- Итог урока.
Какие уроки получили вы, прочитав повесть?
- Название повести говорящее? Как вы его понимаете?
Это тема или идея? (Символ, идея)
- Тест (по вариантам)
1 Вариант
1. Как звали Хлопова, Ляпкина-Тяпкина, Землянику, Шпекина? Кто они по должности?
а) Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ; Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья; Артемий Филиппович Земляника, смотритель богоугодных заведений; Иван Кузьмич Шпекин, почмейстер;
б) Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, почмейстер; Артемий Филиппович Земляника, смотритель училищ; Лука Лукич Хлопов, , смотритель богоугодных заведений Иван Кузьмич Шпекин, судья;
в) Лука Лукич Хлопов, судья; Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, почмейстер; Артемий Филиппович Земляника, смотритель училищ; Иван Кузьмич Шпекин, смотритель богоугодных заведений.
2. На кого, по словам городничего, похожи больные в богоугодном заведении:
а) на трубочистов;
б) на дворников;
в) на кузнецов.
3. Чем было положено кормить больных в богоугодном заведении и какая пища у них на самом деле:
а)...Больным велено габерсуп давать, у меня по коридорам несет такая капуста, что береги только нос;
б)... Больным велено украинский борщ давать, а у меня, у меня по коридорам несет такая свекла, что береги только нос;
в)... Больным велено окрошку давать, а у меня, у меня по коридорам несет такой запах, что береги только нос.
4. Кто первый одолжил (дал взятку) Хлестакову и сколько:
а) Бобчинский-200 рублей;
б) Добчинский-300 рублей;
в) Городничий-400 рублей.
5. Анна Андреевна: «А собой каков он: брюнет или блондин?
Добчинский: « Нет, больше...
а) шатен;
б) шантрен;
в) лысый.
6. На что жаловалась Хлестакову унтер- офицерша:
а) просил взятку;
б) мужа забрал в солдаты;
в) высек по ошибке.
7. Сколько собрали денег Бобчинский и Добчинский, чтобы дать «взаймы» Хлестакову:
а) 30 и 20 рублей;
б) 50 и 35 рублей;
в) 40 и 25 рублей.
8. Кого городничий называет другом:
а) Осипа;
б) Хлестакова;
в) свою жену.
9. Хлестаков в один вечер все написал, всех изумил, чем:
а) Женитьба Фигаро;
б) Божественная комедия;
в) Роберт-Дьявол;
г) Норма.
10. Известно, что Пушкин подсказал Гоголю два сюжета для его произведений, каких:
а) « Тарас Бульба », « Вий »;
б) «Игроки», « Ночь перед Рождеством»;
в) «Ревизор», «Мертвые души».
11. Как зовет смотрителя училищ Луку Лукича Хлопова жена в семейном кругу:
а) Тушканчик;
б) Луканчик;
в) Лучок.
Вариант-2
1.»Кривой глаз и рябизна по всему лицу»- это о ком:
а) об Акакии Акакиевиче;
б) о Петровиче;
в) о « значительном лице».
2. Имя Акакий Акакиевич получил:
а) по святцам;
б) кума настояла;
в) матушка дала.
3. Имя «значительного лица»:
а) Григорий Петрович;
б) Иван Иванович Ерошкин;
в) не то Иван Абрамович, не то Степан Варламович.
4. Акакий Акакиевич:
а) положительный герой;
б) отрицательный герой;
в) противоречивый характер.
5. Пейзаж:
а) играет важную роль;
б) не играет особой роли;
в) его здесь нет.
6. Шинель:
а) художественная деталь;
б) символ;
в) образ.
7. Повесть «Шинель»:
а) фантастическая;
б) жизнеподобная;
в) романтическая.
8. Акакий Акакиевич:
а) синонимичен пушкинскому « маленькому человеку»;
б) это другой вид;
в) его нельзя отнести к маленьким людям.
9. Главный вывод автора:
а) «маленький человек» достоин уважения;
б) он продукт бесчеловечного государства;
в) он сам виноват в своей «малости».
10. Какого цвета платье носят Ляпкина-Тяпкина и дочь Земляники:
а) голубое;
б) розовое;
в) лиловое.
11. Брал ли взятки судья Ляпкин-Тяпкин? Если да, то чем:
а) деньгами;
б) борзыми щенками;
в) дорогими подарками. |