Цель. Познакомить учащихся в детством В.П.Астафьева, пробудить интерес к личности, произведениям писателя, местам, которые он изображает. Совершенствовать речевые умения путем пересказа художественного произведения. Развивать умение высказывать свое мнение о прочитанном.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Мотивация учебной деятельности.
Слово учителя о В.П.Астафьеве (слайды №№ 1 – 7)
Виктор Петрович Астафьев – предельно искренний и правдивый современный писатель. Он родился 1 мая 1924 года в Сибири, на Енисее, в селе Овсянка Красноярского края в семье крестьянина. Детские и юношеские годы прошли в родном селе, в труде и недетских заботах.
Жизнь его сложилась так, что в детстве ему пришлось беспризорничать, а потом он попал в детский дом заполярного порта Игарка. Позже он окончил железнодорожное училище и работал составителем поездов.
Великая Отечественная война призвала Астафьева на фронт. Он был тяжело ранен.
После войны он работает слесарем, подсобным рабочим в Чусове Пермской области. Начинает писать небольшие заметки, которые печатались в газете «Чусовский рабочий».
В 1959–1961 Астафьев учится на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М. Горького. С этого времени в журналах Урала, Перми и Свердловска регулярно появляются остропроблемные, психологически углубленные произведения Астафьева: повести «Кража» (1966), «Где-то гремит война» (1967), цикл автобиографических рассказов и повестей о детстве «Последний поклон» (1968–1992), завершающие главы «Забубенная головушка», «Вечерние раздумья») и др.
В центре внимания писателя – жизнь современной сибирской деревни.
Ежегодные поездки Астафьева по родным местам послужили основой для написания широкого прозаического полотна «Царь-рыба» (1972–1975), одного из самых значительных произведений писателя.
В 1969–1979 Астафьев жил в Вологде, в 1980 вернулся в родное село под Красноярском. Здесь он работал над такими произведениями, как «Печальный детектив» (1986), рассказ «Людочка» (1989), публицистические – «Всему свой час» (1985), «Зрячий посох» (1988). В 1980 была написана драма «Прости меня».
Последние годы Астафьев жил и работал в Красноярске.
Реализация домашнего задания. Сообщение учащегося о детстве В.П.Астафьева.
Слово учителя. О литературном творчестве В.П.Астафьева критик А.Михайлов сказал так: «…хочется сказать, что он… много испытал и выстрадал, прежде чем попытался рассказать о пережитом, о виденном».
История «Васюткиного озера» (слайды 8 – 9)
Самостоятельное чтение статьи учебника-хрестоматии о истории рассказа (с.177).
«Самостоятельную жизнь я начал сразу безо всякой подготовки», - напишет впоследствии В.П.Астафьев.
Детству посвящены многие книги писателя. Вспоминая о детстве крестьянского мальчика автобиографичны и говорят о становлении его характера.
Автобиографичность – свойство художественного произведения отражать реальные события жизни автора. Детские воспоминания дороги Астафьеву потому, что именно в те годы, в трудных обстоятельствах, складывалась личность, начинался человек.
Тема произведения – человек и природа. Из неё следует и идея рассказа – с природой нужно жить в гармонии, находить общий язык, и тогда он оплатит сторицей.
Природа в произведении.
Мальчиком Виктор Петрович рыбачил на озере, но кончились рыбацкие дни Астафьева, он оказался в детдоме. Ему хотелось рассказать об озере, «открыть его таким, каким видел когда-то, чтобы написанное и не чувствовалось вовсе, а душа читателя таяла, знобило бы кожу у него, и от восторга, от любви захотелось бы ему перецеловать… каждое деревце в лесу, каждый лист… И был бы он счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг него и он в этом мире есть..»
Природа в произведениях писателя оживает, выступает как мера гармонии, становится активным участником повествования. Природа и человек, человек и природа – эта тема многих произведений Астафьева. Он писал6 «Землю свою люблю и не устаю удивляться красоте ее, неистощимому терпению и доброте… Рано потерявший мать – она утонула в Енисее весной 1932 года, я, естественно, тянулся ко второй моей и неизменной матери-земле. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой».
Составление и запись композиционного плана рассказа (слайд 10)
Экспозиция:
1. Рассуждение об озерах и их названиях.
2. Неудачные дни бригадира Шадрина, скучное житье Васютки.
Завязка. Поход Васютки в тайгу за орехами и потеря затесей после охоты на глухаря.
Развитие действия:
1. Страх и отчаяние Васютки.
2. Решительные действия по своему спасению.
3. Просвет в пути.
Кульминация. Появление бота и возвращение героя.
Развязка:
1. Васютка дома.
2. Путь к озеру и его освоение.
Эпилог. Пятнышко на карте – «Васюткино оз.».
Беседа:
- Что помогло Васютке спастись?
- Какими же знаниями и умениями владел Васютка?
- Откуда Васютка берет эти многочисленные знания и умения?
- Какими художественными приемами воспользовался писатель, чтобы показать богатство знаний и умений Васютки? Приведите примеры.
- Можно ли утверждать, что герой рассказа был первооткрывателем тех сведений, которые ему были нужны в тайге?
- Можно ли сказать. Что Васютка был один в тайге?
- Какие же из «затесей» спасли Васютку?
Выводы (слайд 11)
1. Память о традициях стала для Васютки спасательным кругом. Воспользовавшись им, он делает свою памятную зарубку – открывает озеро.
Пусть и для нас его уроки станут ориентиром в жизни. «С памятью – к памяти». (Запишите эту «затесь» с своих тетрадях).
2. В.П.Астафьев своим творчеством старается показать, что все животные и растения проживут без человека, но человек без природы обречен на гибель.
III. Домашнее задание.
Выбрать в тексте эпизоды, описывающие общение взрослых или Васютки с миром природы.
|