Цели:
-
Повторить виды изобразительных средств в художественном тексте, совершенствовать навыки анализа и интерпретации литературного произведения.
-
Развивать способности учащихся воспринимать текст на третьем уровне (читать между строк), их языковое и литературное чутье, аналтическое и творческое мышление.
-
Воспитывать интерес к чтению и любовь к слову.
Эпиграф на доске: Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать. (Р.Декорт)
Оборудование: Портрет А.С. Пушкина, словарь С.И.Ожегова, иллюстрации к стихам Пушкина, тексты лирических произведений А.С.Пушкина, плакаты, портреты Л.Керн, А.Олениной.
Ход урока.
I. Слово учителя.
Сегодня мы продолжим работу над анализом поэтического текста, попробуем разобраться в некоторых стихотворениях Пушкина, дать свою интерпретацию, поработаем над словарем, ведь для того, чтоб совершенствовать ум, надо больше размышлять. И чтобы включиться в эту работу, давайте уточним некоторые факты и понятия.
Викторина.
1. О каком событии говорил А.С.Пушкин, вспоминая годы учения в лицее:
И свет ее улыбкой встретил; Успех нас первый окрылил; Старик Державин нас заметил И, в гроб сходя, благословил.
(4 января 1815 года, на экзамен по русскому языку и литературе в Лицей приехал Г.Р.Державин, в присутствии которого Пушкин прочел свое стихотворение "Воспоминание о Царском Селе". Державин был в восхищении. По свидетельству очевидцев, он сказал: "Вот кто заменит Державина".)
Вывешиваю иллюстрацию "Пушкин на экзамене".
2. Какое событие нашло отражение в следующих строках:
Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье. Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье?
(События декабря 1825 года, когда его друзей осудили на каторжные работы в Сибири. Он шлет им свое "Послание в Сибирь")
Вывешиваю иллюстрацию "Сенатская площадь 25 декабря 1825 г."
3. Кому было адресовано стихотворение, которое начиналось так:
Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. Что вы об этом знаете?
(А.П.Керн. Пушкин познакомился с ней, когда отбывал ссылку в Михайловском. В с.Тригорское, недалеко от Михайловского, она гостила у своих родственников Осиповых).
Вывешиваю портрет А.П.Керн.
-
Какие темы прослеживаются в этих стихах Пушкина? (Свободолюбивая лирика, тема дружбы, тема любви).
-
А какие темы еще мы видели в творчестве поэта? На доске начерчен круг с именем Пушкина внутри, учащиеся должны заполнить схему.
-
Подтвердите строчками тематику:
-
Во глубине сибирских руд
-
Нас было много на челне
-
Поэта дом опальный, о Пущин мой...
-
Я вас любил
-
Унылая пора! Очей очарованье!
-
Какие изобразительные средства использует автор в стихотворении: Мы вольные птицы: Пора, брат, пора, Туда, где за тучей беелет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер да я.
На обратной стороне доски - ответ для выбора.
а) метафора б) анафора в) ирония г) градация
II. Анализ.
Ну, а теперь приступим к анализу.
Это сложный процесс, поэтому нужно не просто прочитать стихотворение, а творчески осмыслить его, т.е. прочитать то, что спрятано между строк. Понять, что именно нам рассказывают или показывают, обычно не сложно, а вот догадаться, зачем это написано, поведано нам, часто нужны усилия. Попробуем приложить такие усилия и поразмышлять.
Обращаюсь к эпиграфу: Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать (Р.Декорт)
Давайте сегодня поработаем над стихотворением А.С.Пушкина "Пророк".
-
Что означает эта картинка? ( Библейский мотив).
-
Посмотрите по словарю, какое толкование дает слову С.И.Ожегов. Кто такой пророк? (В словаре стр. 537. Пророк - истолкователь воли божества, богов, предсказатель будущего.)
-
Уже само название несет в себе идею к изменению мировоззрения.
Чтение стихотворения "Пророк".
-
Какое чувство вы испытали, прослушав стихотворение?
-
Зачем Пушкину понадобилось показать библейские персонажи в 1826 г., когда в России не происходило никаких крупных событий?
-
О чем это стихотворение? (Наверное, об очень серьезном событии в жизни поэта.)
-
Да, "Пророк" был написан после казни декабристов, которую поэт глубоко переживал, он был потрясен.
Кюхельбекер, Пущин - в ссылке.
Пестель, Рылеев - повешены за участие в восстановлении 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади.
А ведь первоначальный вариант концовки стихотворения был такой:
Вывешиваю плакат:
Восстань, восстань, пророк России, Позорной ризой облекись, Иди и с вервием вкруг выи К убийце гнусному явись.
-
Что такое вервие, выя? (Веревка, шея)
-
Как вы думаете, почему Пушкин изменил концовку?
В 4 главе библейской книги пророка Исайи говорится о том, что древнегреческие пророки бывали зачастую смелыми и бесстрашными обличателями.
-
Если поэт заговорил на языке пророков, кукую лексику мы тут наблюдаем? Приведите примеры. (Церковнославянскую, высокий стиль).
-
А ведь церковнославянсике слова - это слова "священного писания", текстов молитв - значит речь идет не о рядовом, а о чудовищном потрясении.
-
Какой литературный прием указывает на это потрясение? (Анафора. Строки "Пророка" 16 раз начинаются с союза "и").
-
Эта одна из особенностей библейского синтаксиса.
-
Какие изменения в восприятиии мира происходят с лирическим героем стихотворения? (Он обрел новый слух, новое зрение, новое сердце. "И угль, пылающий огнем...")
Вывод: Значит он преобразился...
-
Что значит слово преобразился? Посмотрите в словари. (Работа со словарем Ожегова стр. 504. Четвертое слово снизу. Преобразить - изменить форму, образ, вид, сделать лучшим).
В.И. Даль дает более позднее толкование.
Вывешиваю плакат: В.И. Даль. Преобразиться - значит преставиться, скончаться, изменить плотский облик на духовный.
Пророк, обретший новые органы чувств, новое сердце, до поры до времени находится между жизнью и смертью.
И только "Бога глас" пробуждает лирического героя стихотворения к жизни, именно Бог вдыхает в него жизнь и дух.
-
Что нужно для того, чтобы "плотский облик" обычного человека изменился на духовный? (Прежний, грешный и обессиленный должен умереть, чтобы дать возможность родиться другому, исполняющему волю Бога).
Стихотворение начинается: Духовной жаждою томим...
Шестикрылый серафим явился к лирическому герою, томимый жаждой очищения чувств, мыслей от скверны. Отсюда и мощная концовка.
Читает учитель:
Восстань, пророк, и вождь, и внемли. Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей.
-
Какова же миссия пророка? (Он видит тайное и скрытое, что не увидит простой человек. Пророк несет людям слово Божье).
-
К какому жанру вы отнесете это стихотворение? (Легенда).
-
Что лежит в основе этой легенды? (Аллегория: поэт-пророк).
-
Значит, у поэта и пророка есть что-то общее. Что? (Они оба обращаются к людям, открывая им правду о земле и небе).
-
Какие средства художественной выразительности использует Пушкин в "Пророке"? (Эпитеты высокого стиля: язык празднословный, лукавый, грешный и др. Метафоры - неба содроганье, глаголом жги и др. Сравнения - перстами легкими, как сон, и др.)
-
Каким размером написано стихотворение? (Четырехстопным ямбом).
-
Что вы теперь думаете по поводу этого стихотворения?
Повторное чтение стихотворения.
Среди бессмертных творений поэта мы находим произведения самых различных жанров и форм. Среди них одно из первых мест по праву занимает стихотворение "Я вас любил".
Да, в ней поэт просто и удивительно выразительно говорит о своем большом и высоком человеческом чувстве к любимой им, но не любящей его женщине.
Историческая справка. Говорит заранее подготовленный ученик.
Знаете ли вы, кому было посвящено это стихотворение?
Слова стихотворения были обращены к дочери Президента Академии художеств и директора Публичной библиотеки А.А.Олениной. К ней Пушкин в 1828 г. испытывал самые глубокие чувства, хотел жениться на ней, делал ей предложение, но получил отказ. Оленина совершенно искренне считала Пушкина "самым интересным человеком своего времени и выдающимся на поприще литературы", была к нему, несомненно, неравнодушна, но планов своего замужества с ним не связывала. Этой умной и красивой 19-летней девушке Пушкин посвящает в 1828 г. целый цикл стихотворений: "Ее глаза", "Предчувствие", "Ты и Вы" и др.
-
Что вы можете сказать о языке стихотворения? (В нем все удивительно ясно и легко, нет никакого напряжения).
-
Но давайте попробуем разобраться кое в каких мелочах.
Чтение стихотворения "Я вас любил" (наизусть).
Вы обратили внимание на произношение слова безнадежно. А орфоэпическая норма современного языка требует от нас произношения д твердого.
-
Для чего автор нарушает норму языка? (Для рифмовки слов безнадежно - нежно, иначе разрушается рифма, а значит, и стих в целом).
Нужно отметить высокое умение поэта сказать о самом сокровенном естественно и просто и в то же время в высшей степени волнующе и трогательно.
-
Как же он достигает этого? Может быть, это какие-то художественные средства или что иное? (Автор использует один-единственный раз инверсию: "Любовь еще, быть может, в душе моей угасла не совсем" и один раз - фразеологизм: "Как, дай вам Бог, любимой быть другим", использует повторы (анафору): Я вас любил - 1, 5, 7 строчки).
Так как это стихотворение элегического характера, оно не содержит ни одного слова конкретного значения.
-
В какой роли здесь выступают слова душа, бог? (Здесь они не имеют собственного значения (как в "Пророке"), в душе моей - во мне; дай вам бог - желаю вам).
-
Какие слова являются ключевыми? (Любить и его производные: любовь, любимая; и местоимения я и вы).
Именно вокруг этого словесного треугольника группируются все остальные уточняющие лексические единицы, образующие единое смысловое целое. (В стихотворении можно выделить 2 части, 1 - любовное повествование - 7 строк; 2 - выступает как лирическое повествование - 1 строка).
Да, стихотворение могло бы закончиться строчкой: я вас любил так искренно, так нежно, но тогда бы без последней строчки-пожелания оно потеряло бы привлекательность и значимость. К тому же есть еще одна синтаксическая единица, которая позволяет соединить 2-ую часть с первой.
Хотя возможно было и оставить: Я вас любил так искренно, так нежно, так в значении очень: Я очень ее любил.
Художественная ценность стихотворения образуется не только поэтикой языка, но и техникой стихотворения.
Именно поэтому мы бесконечно повторяем и нежно любим вечные строки: Я вас любил.
III. Самостоятельный анализ стихотворения.
А теперь сами попробуйте проанализировать отрывок из стихотворения А.С.Пушкина.
Даю учащимся, разделенным на 3 группы, одинаоквый текст отрывка из стихотворения "Элегия". Ребята об этом не догадываются. Интересно проследить интерпретацию. Она может быть разной.
Безумных лет угасшее веселье Мне тяжело, как смутное похмелье. Но, как вино-печаль минувших дней В моей душе чем старее, тем сильней. Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море. Но не хочу, о други, умирать; Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать; И ведаю, мне будут наслажденья Меж горестей забот и треволненья: Порой опять гармонией упьюсь, Над вымослом слезами обольюсь, И, может быть, на мой закат печальный Блеснет любовь улыбкою прощальной. 1930 год.
Вопросы для анализа.
-
Озаглавьте.
-
Определите тему, идею.
-
Определите изобразительно-выразительные средства.
-
Ваше понимание художественной идеи и его значимости в творчестве Пушкина.
Помните три условия.
-
Прочитал - понял не все.
-
Прочитал и понял все, что написано.
-
Прочитал - понял даже то, что написано между строк.
IV. Проверка и анализ творческих работ учащихся.
VI. Подведение итогов. Оценки.
Домашнее задание:
-
Выучить стихотворение "Пророк" наизусть.
-
Подготовить историю создания романа "Евгений Онегин" (индивидуально, по желанию).
-
Выразительное чтение 1 главы "Евгений Онегин" (индивидуально, по желанию).
-
Подготовить рисунок-иллюстрацию к стихотворению "Пророк". |