Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 22.11.2024, 02:53:56
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Взаимоотношения человека и природы в философском понимании В.П. Астафьева
06.06.2009, 12:37:21

Цель урока: обобщить философские взгляды В. П. Астафьева на взаимоотношения природы и человека; определить место человека в мире.

Задачи урока:

1. Создать эмоциональное поле и актуализировать знания, полученные учащимися на других уроках.

2. Создать условия для систематизации и обобщения уже имеющихся у учащихся знаний.

3. Смоделировать социальную ситуацию развития, эмоционального переживания.

Ход урока.

На организационном этапеурока учащиеся рассаживаются по группам для ролевой игры, каждой группе предлагаются название-роль, вопросы к тексту, бумага и фломастеры для создания модели мира (в рисунке, в схеме или в графике – как удобно или больше нравится членам группы).

Крайне важно до начала работы учащихся в группах объяснить (или напомнить) детям правила совместной деятельности:

  • Каждая группа имеет свое название, символ или эмблему.
  • Каждая группа имеет на столе полный набор вопросов, заданных для всех групп, но готовит ответы только на те, которые соответствуют названию данной группы.
  • В процессе создания коллективного интеллектуального продукта необходимо принимать любое мнение, внимательно выслушивать каждого члена группы.
  • Временные рамки: подготовка группы к ответу – 10-15 минут; ответ – 3-7 минут; вопросы «Философов» – 2-4 минуты.
  • После выступления своей группы внимательно выслушать остальных и в любой момент присоединиться к поиску ответа на вопрос "Каково место человека в мире?”.
  • Надо принять условия ролевой игры и настроиться на работу.

На доске записана тема урока, цитата из рассказа В. П. Астафьева "Капля”:

"Нам только кажется, что мы преобразовали все, и тайгу тоже. Нет, мы лишь ранили ее, повредили, истоптали, поцарапали, ожгли огнем. Но страху, смятенности своей не смогли ей передать, не привили и враждебности, как ни старались…”

В качестве эпиграфа можно также использовать следующую цитату:

"…Все течет, все изменяется – свидетельствует седая мудрость. Так было. Так есть. Так будет. Всему свой час и время всякому делу под небесами…” В. П. Астафьев.

Вступительное слово учителя:

Мы с вами, как деревья из почвы, вырастаем из XX века, сложного, бурного, яркого – очень разного. Этот век подарил нам много доброго, но не обделил и проблемами.

С творчеством В. П. Астафьева мы начали знакомиться еще с 5 класса. Какая тема проходит через все произведения писателя? Безусловно, взаимоотношения человека и природы, нарушение, разрыв их тесной связи, в результате которого происходит нравственное оскудение человека и увеличение катаклизмов в природе, - одна из основных тем в творчестве В. П. Астафьева и одна из основных проблем, оставленных нам в наследство XX веком. И сегодня, еще раз взглянув на эту проблему не только с точки зрения человека, но и с точки зрения природы, обобщив философские взгляды автора, попытаемся определить место человека в этом мире. Для этого мы будем опираться на уже знакомые вам произведения писателя и на только что прочитанные вами рассказы "Капля” и "Царь-рыба” из книги В. П. Астафьева "Царь-раба”. Однако совсем не исключено использование вами другого художественного материала и собственного опыта.

На этапе обобщения и систематизации знанийпредлагаю ученикам ответить на ряд вопросов:

  1. Что есть природа для человека?
  2. Помогает ли она людям осознать свое место в жизни?
  3. Какими путями приходит человек к пониманию своего места в мире? Всегда ли люди выбирают наиболее простой путь? От чего это зависит?

В результате беседы приходим к выводу, что есть 2 пути к осознанию человеком своего места в жизни: через причастность к красоте, к гармонии с природой, к ее высокой одухотворенности и через трагедию, страх смерти. Эти два пути проходят герои Астафьева в книге "Царь-рыба”.

Далее предлагаю учащимся поработать в группах с целью выявления противоречий, возникших между человеком и природой, и рассмотрения проблем с разных точек зрения. Деятельность в группах: ответы на предлагаемые вопросы с учетом названия группы, отношение к выступлению других, создание своей модели мира и человека в этом мире.

1 группа "Мы - чужие люди”.

  1. Представьте круг героев, чуждых природе.
  2. Как автор дает понять читателю, что тот или иной персонаж чужд природе?
  3. Как к этим людям относится природа?
  4. Какие качества характера особенно неприятны в этих людях?
  5. Почему у многих из них нет даже имен?

2 группа "Мы - свои люди”.

  1. Кем в тексте представлены "свои” люди?
  2. Какие личностные качества помогают человеку стать ближе к природе?
  3. Каково отношение природы к этим людям? Чему она их учит? Какие тайны может открыть?
  4. Можем ли мы считать Игнатьича "своим” для природы человеком?

3 группа "Я - природа”.

  1. Определите круг героев, которыми представлена природа.
  2. Проследите поведение собак в рассказе "Капля”. Как с помощью эпитетов автор помогает нам понять, что они очень похожи на людей?
  3. На чем сосредотачивает внимание автор, описывая царь-рыбу?
  4. Как относится природа к людям? Почему она, по Астафьеву, единственный судья?
  5. Покажите на примере из текста красоту и одухотворенность природы.
  6. Какие изобразительно-выразительные средства языка использует автор при создании образов рек, речушек, рыб, животных, птиц?
  7. Подготовьте Слово Природы, обращенное к человеку.

4 группа "Я - автор”.

  1. Как мы ощущаем присутствие автора в тексте (философские отступления, юмор, отношение к героям)?
  2. Кто или что является идеалом для автора?
  3. Устами какого героя говорит автор в рассказах?
  4. Как в тексте проявляется гражданская позиция автора по отношению к поднимаемой проблеме?

5 группа "Философы”.

  1. Внимательно выслушайте выступления членов каждой группы.
  2. Попытайтесь с помощью вопросов уточнить, углубить, обобщить рассматриваемую тему.

При обсуждении проблемы стоит обратить внимание учащихся на следующие моменты:

  • С чем борется Игнатьич в себе, в своей душе? Что помогает ему осознать природа?
  • На одном крючке царь-рыба и человек – царь природы…
  • При каких условиях человек становится зверем?
  • Почему человек выбирает более трагичный путь к осознанию своего места в жизни?
  • На какие общечеловеческие ценности соответствует нам опираться Астафьев, чтобы обрести и сохранить гармонию с окружающим миром?

На этапе подведения итоговучащиеся представляют созданные ими модели мира, отвечая на вопрос "Каково место человека в этом мире?” и оговаривают общечеловеческие ценности и традиции, на которые советует нам опираться в жизни В. П. Астафьев:

Память.
История.
Традиции.
Нравственность.
Культура.

В качестве домашней работыпредлагаю отрефлексировать произошедшее с каждым из детей на уроке в форме письменной работы на тему "Я и живой мир вокруг”.

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: литература в школе, скачать бесплатно, человек и природа, Конспект урока по русской литератур, Астафьев, в помощь учителю-словеснику
Просмотров: 1143 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0