Цель: развитие любви к поэзии, навыков выразительного и внимательного чтения, устного словесного рисования.
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя.
Тема природы – это вечная тема в творчестве поэтов и музыкантов. Ещё древний человек ощущал себя частью природы, а с течением времени, с развитием цивилизации эта связь разрушилась, но человек начал мучительно размышлять о том, в каких отношениях с природой он находится. Тема природы по-разному проявлялась в стихах поэтов разных периодов, направлений. В учебнике-хрестоматии подобраны в основном стихотворения поэтов-реалистов, как и репродукции известнейших художников.
Сегодня необычный урок, который будет посвящен музыке, литературе и живописи. Почему мы их объединили вместе?
Ученики. Это виды искусства.
- Мы не всегда умеем увидеть и услышать красоту родной природы. И часто художники помогают нам в этом, учат нас всматриваться и вслушиваться в окружающий мир. Причем, они не только передают собственное настроение, чувства в произведении искусства, но и доносят до зрителя или слушателя звуки, краски, ароматы, красоту и гармонию. В течение этого урока вы будете и писателями, и художниками. Попытаетесь передать в рисунках свое отношение к услышанным стихам и музыке. Хочется, чтобы вы поняли, как непросто создать произведение искусства.
III. Усвоение новых знаний.
Слайд 2
Задача искусства – волновать сердца.
Гельвеций
- Обратите внимание на эпиграф урока. Все виды искусства волнуют сердца людей, пробуждают в них самые лучшие чувства. И каждый вид искусства делает это своим языком. Живопись рисует образ линией и красками, музыка – звуком, литература – словом.
- А что такое пейзаж? Какие виды пейзажей вы знаете?
Слайд 3
- Пейзаж – описание природы. Пейзаж – французское слово, дословный перевод – "местность”. Пейзажи бывают литературные, живописные, музыкальные.
- Всякое время года интересно. Великолепно весеннее пробуждение природы, любимо всеми солнечное лето, очаровательна пестрая осень, прекрасен сон природы зимой...
- В какое время года мы начинаем учиться? (Осенью.)
- Да, жители средней полосы России в полной мере наслаждаются красотой и прелестью осенней природы.
- Каким же приходит к людям это удивительное время года? Вот какой её увидел фотограф.
Слайд 4
Слайд 5
"Поэт - тот, кто в предмете видит то, чего без его помощи другой не увидит" - эти слова принадлежат замечательному русскому поэту А. А. Фету.
Слайд 6
Вместе с тем он подчеркивал, что ''художнику дорога только одна сторона предметов: их красота…''. Поэзия соткана из красоты: в ней нет места тусклому, невыразительному, обыденному. Это качество поэзии нашло яркое выражение в пейзажных стихотворениях, посвященных самому красивому времени года - осени. У каждого из поэтов свое видение окружающего мира и осенней природы. Каждый из поэтов находит свои неповторимые образы для передачи впечатлений и чувств.
Слайд 7
Осень приходит незаметно, вкрадчиво. Ей еще не нравится холодное имя, и вначале она зовется ''бабьим летом'', но кусты уже пожелтели, на березках появились желтые прядки. И вот уже лес становится ярким и пестрым, приходит золотая осень. Фёдор Иванович Тютчев не скрывает своего восхищения ''дивной порой'' ''первоначальной осени''.
ученик читает стихотворение Ф.И. Тютчева "Есть в осени первоначальной…”(стр. 295)
Слайд 8
- Какие неуловимые черты и оттенки надвигающейся осени сумел запечатлеть Тютчев в своем стихотворении?
- Какие цвета и оттенки пронизывают картину природы?
- Укажите значение эпитета "лучезарный”. (Полный света, сияния, блеска.)
- Какое настроение создают другие эпитеты?
Слайд 9
Посмотрите картину И.Левитана, которая запечатлела красоту родной осенней природы. "Все красочное богатство русского пейзажа передано в полотне Левитана ''Золотая осень''. Глубочайшая синева реки и золото падающих листьев берез одухотворено незримым присутствием человека. В картине запечатлена красота русского леса, захватывающий размах необозримых российских просторов и далей, печальное движение реки, тихая грусть осеннего дня. Художник создал радостный, жизнеутверждающий образ природы".
Слайд 11
Задумчива, печальна, полна таинственности природа в картине Ивана Ивановича Шишкина ''Осенний пейзаж. Парк в Павловске». В тихом опустевшем парке качаются от ветра верхушки деревьев, за которыми начинается лес. А над ними раскинулось низкое осеннее небо, затянутое тучами.
Слайд 12
- Какие краски преобладают в репродукциях?
- Какое настроение возникает, когда вы всматриваетесь в изображенные пейзажи?
Слайд 13
Живописец создает картину посредством линии, цвета, светотени. Материалом писателя являются слова, способствующие созданию неповторимого образа, и у каждого из поэтов, как и художников, он свой, потому что осень вызывает у них разные чувства. "После знойного лета, после теплых августовских дней наступает золотая осень. На освещенных солнцем полянах краснеют гроздья рябины. Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчетливо разносятся голоса".
Слайд 14
Аполлон Николаевич Майков. Это замечательный певец природы, мастер чистого и трогательного среднерусского пейзажа. Его стихи очень пластичны, гармонически закончены. Майков создаёт в своих стихотворениях конкретные картины и образы, проявляя глубокое чувство и большую живописную зоркость.
Много стихотворений Майкова было положено на музыку Чайковским, Римским-Корсаковым и другими композиторами.
- Недолго задерживается золотая осень в наших краях. Послушаете, пожалуйста, стихотворение Аполлона Николаевича Майкова «Ласточки». (стр. 297)
Слайд 15
- Какие картины осени предстают перед нами?
- Назовите эпитеты. С какой целью использует их поэт?
- Это стихотворение "цветное” или "черно-белое”? Почему вы так думаете? Найдите подтверждение в стихах.
Слайд 16
Осень своей красотой вдохновляет не только поэтов и художников, но и музыкантов. Музыкальное произведение выражает душевное настроение композитора, надеющегося, что найдутся души, которые чутко отзовутся на его музыку. П. И. Чайковский в 1876 году написал «Времена года» - альбом, состоящий из 12 музыкальных пьес, одну из которых вы услышите. Мы послушаем пьесу П.И.Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь»
- А вы попробуете нарисовать то, что видите при прослушивании этой музыки.
Зима.
Слайд 17
- Сейчас в природе мы наблюдаем начало зимы. Но мы с вами в теплом классе и зимний пейзаж видим лишь из окна. Поэтому сейчас нам помогут настроиться на зимний лад, почувствовать дыхание зимы фотографии.
Слайд 18
- А теперь послушайте стихотворение И. З. Сурикова «Зима» и композицию Чайковского «Ноябрь. На тройке».
Затем звучит в исполнении учителя стихотворение Ивана Захаровича Сурикова «Зима». (стр. 298) на фоне музыки Чайковского «Ноябрь. На тройке»
- Мы внимательно прослушали музыку и стихотворение. Поэт и композитор передали характер зимы. Какой он? (Тихая, мягкая, спокойная, ласковая зима…)
- Но зима бывает разной: не только тихой и ласковой, но и злой, вьюжной, капризной, коварной. И сейчас я предлагаю вам написать мини-сочинение о зиме, погоде, снежинках… (5 – 7 минут)
Слайд 19
- Художник Левитан говорил: "Надо понимать разговор воды и деревьев. Иначе хорошую картину не напишешь”.
Слайд 20
- Какие мотивы стихотворений нашли отражения на картине Каменева «Зимняя дорога»? (стр. 296)
- Но только ли художнику надо понимать язык природы?
(Конечно, писателю, музыканту, художнику. Но не только им – всем людям. Чтобы любить природу, надо понимать ее. Надо беречь природу, быть внимательным, чутким.)
- Действительно, не только служители искусства должны понимать язык природы, но и мы с вами. И вы сейчас показали, что умеете увидеть тайны природы, услышать песню снежинок, разговор деревьев... Теперь вам понятно, каким талантом должен обладать художник, писатель и композитор, чтобы передать свои тонкие наблюдения и открытия через музыку, слова, краски.
Слайд 21
Чтение стихотворения Ивана Саввича Никитина «Зимняя ночь в деревне» (стр. 298)
- Какими словами и звуками передаёт поэт характер зимы? Отметьте эпитеты. Что они передают? (Они помогают изобразить прекрасный волшебный сон природы, ведь она скоро проснется, обновится весной.)
Слайд 22
Звучит стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева «Зима недаром злится» (стр. 290)
- Какие впечатления оставило у вас это стихотворение? (Доброе, радостное впечатление)
Слайд 23
Сейчас говорить мы будем о весне – времени года, приносящем обновление природе.
• Что связано для вас со словом весна? Можно закрыть глаза, произнести это слово отчётливо, выразительно и попробовать уловить, что слышится в этом слове, что видится.
• Слово весна записать в левом углу листа, а под ним те слова, которые возникают у вас в памяти в связи с ним.
• Предлагаю первую фразу: при слове весна я вижу…., представляю…
Слайд 24
А вот какой увидел весну фотограф.
Слайд 25
Весна неспешно украшает природу. Каждый день в природе неповторим. Но далеко не каждому своему почитателю природа раскрывает свои тайны. Она доверяет их редким, удивительным, обладающим особым талантом людям.
Слайд 26
- Послушайте стихотворение Тютчева «Весенние воды». Какие чувства у вас вызывает это стихотворение? (Это стихотворение задумчивое, нежное)
Слайд 27
- А вот Алексей Николаевич Плещеев в стихотворении «Весна» видит это время года таким…(стр. 292)
Слайд 28
Художники-пейзажисты всегда были особенно чувствительны к поэтической прелести весенней природы.
Они отразили весну во всём её многообразии: это и приближение весны, когда ещё лежит снег, деревья стоят голые, но дыхание весны чувствуется во всём: в солнечном освещении, набухших почках, темнеющем и оседающем снеге; или это время, когда всё затоплено водой, воздух влажен и прозрачен.
Другая картина весны – когда деревья и поля покрыты дымкой зелени, зацветают сады, появляются в лугах первые цветы.
Но больше всего художники любили раннюю весну – состояние пробуждающейся к жизни природы.
Слайд 29
- Весна – это образ праздничный, молодой, нежный и радостный. Обратите внимание на репродукцию картины Левитана «Март».
«Равнина вод на горизонте млеет..» Бунин
…всё запело, зазвучало, прониклось музыкальным строем, и хочется воскликнуть: «Как удивительно природа подражает «Марту» Левитана!»
- Какому стихотворению эта картина более созвучна? (Стихотворение Тютчева «Зима недаром злиться»)
- Пейзаж часто созвучен настроению поэта, художника, музыканта. Он находит отклик в природе своему состоянию души...
Перед вами живописные пейзажи, которые передают прекрасный волшебный сон природы, ведь она скоро проснется, обновится весной.
Слайд 30
«Грачи…» Саврасова – вершина его творчества и всей русской пейзажной живописи второй половины 19в.
«Окраина захолустного городка, старая церковь, покосившийся забор, тающий снег и на первом плане несколько берёзок, на которых уселись прилетевшие грачи,- и только, какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую хорошую душу художника, которому всё дорого и близко его душе». И.Левитан
Слайд 31
Посмотрите на картину Бялыницкого-Бирули «Голубая весна». Почему она голубая?
Слайд 32
Богатством красок весна привлекла и великого композитора Антонио Вивальди. Его цикл тоже называется «Времена года». Прислушайтесь, и вы обязательно услышите голос весны, весеннюю песню.
Слайд 33.
• Какие чувства вызвала эта мелодия?
• Что представляете, когда слышите эту музыку, какие картины возникают в вашем воображении?
• При ответе используйте конструкции:
• Когда я слушаю музыку Вивальди, то ясно представляю, как….
• Возникает такое чувство, будто…
• Я будто ощущаю….
• Неожиданно открыл для себя…
• Поразился и был удивлён тем, как….
Слайд 34
Учись наблюдать, проверь, правильны ли народные приметы:
• Птица рада весне, а младенец - матери.
• Март – с водой, апрель – с травой, а май – с цветами.
• Март сухой да мокрый май – будет каша и каравай.
• Много снега – много хлеба, много воды – много травы.
• Кукушка стала куковать – мороза больше не видать.
• Дружная весна – жди большой воды.
• Коли перелетная птица течет стаями – к дружной весне.
• Птицы вьют гнезда на солнечной стороне – лето будет холодное, на теневой – теплое
• Длинные сосульки – к долгой весне.
• Снег скоро тает, и вода бежит дружно – к мокрому лету
Слайд 35
Оказывается, об одном явлении можно рассказать по-разному: художник передаёт свежесть и великолепие весны красками, поэт пользуется выразительными средствами языка, композитор передаёт весеннее настроение человека , его восхищение красотой природы звуками. И эти картинки, как мозаика, складываются в большую и яркую картину жизни природы, где можно увидеть не просто весну, а Весну света,
Весну воды,
Весну первой зелени,
Весну человека!
Лето
Слайд 36
Лето – это самое любимое время года. Вот как выглядит лето.
Слайд 37
В стихотворении И. С. Никитина «Утро» мы чувствуем спокойное любование красотой тихого утра, а затем вместе с автором приветствуем солнце.
• Какая мелодия звучит в стихотворении?
• Отметьте эпитеты.
Слайд 38
Рассмотрите картину Поленова «Заросший пруд». Какими строчками из стихотворения можно сказать о картине? ( Дремлет чуткий камыш. Тишь - безлюдье вокруг. Чуть приметна тропинка росистая)
Слайд 39
Художник, поэт, композитор должен всё заметить в природе и открыть нам красоту мгновений.
Сегодня вы немного приблизились к тяжёлому творческому труду людей искусства и поняли, как непросто передавать язык природы.
- А теперь давайте прочитаем раздел «Духовное родство со своей землёй» на стр. 299. Попробуйте ответить на поставленные вопросы.
Домашнее задание: (творческое): попробуйте сочинить четверостишие о ваших наблюдениях и открытиях, о разговоре деревьев и травы, о танце снежинок.
|