Цель урока: заинтересовать учеников личностью поэта; основываясь на событиях жизни Ф.И. Тютчева, подвести учащихся к более глубокому осознанию его творчества.
Эпиграф:
Любовь, любовь - гласит преданье.
Союз души с душой родной –
Их съединенье, сочетание
И поединок ... роковой...
Ф.И. Тютчев
/Звучит «Ноктюрн» Ф. Шопена/
Учитель: «Два года тому назад, в тихую осеннюю ночь, стоял я в темном переходе Колизея и смотрел в одно из оконных отверстий на звездное небо. Крупные звезды пристально и лучезарно глядели мне в глаза, и, по мере того как я всматривался в тонкую синеву, другие звезды выступали передо мной и глядели на меня так же таинственно и так же красноречиво, как и первые. За ними мерцали во глубине еще тончайшие блески и мало-помалу всплывали в свою очередь. Ограниченные темными массами стен, глаза мои видели только небольшую часть неба, но я чувствовал, что оно необъятно и что нет конца его красоте. С подобными же ощущениями раскрываю стихотворения Ф. Тютчева. Можно ли в такую тесную рамку (я говорю о небольшом объеме книги) вместить столько красоты, глубины, силы, одним словом, поэзии!» - А. Фет.
Любой по-настоящему чуткий и внимательный читатель, подобно А. Фету, открыв томик стихов Ф. Тютчева, попадает в мощное силовое поле его поэзии, а ведь его стихи мы знаем с самого детства:
Люблю грозу в начале мая.
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом... Или:
Зима недаром злится.
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
(Показываются слайды с пейзажами Левитана, Шишкина, Куинджи. Ученики вспоминают стихи Ф.Тютчева о природе, соответствующие той или иной картине по настроению, чувству)
Поэзия великого лирика неисчерпаема. В ней - завораживающая чистота чувства, ясность и красота образов. Но сегодня мы обратимся лишь к одной, хотя и очень важной странице лирики Ф. Тютчева - его стихам о любви.
/Чтение эпиграфа/
Светлое, доброе чувство - любовь у поэта почему-то «поединок роковой». Почему? Попытаемся заглянуть в мир чувств поэта и увидеть за событиями драматической, сложной жизни рождение поэзии, рождение тютчевских строк о любви.
/Звучит «Прелюдия № 4» Ф. Шопена/
Выходит первая группа участников.
Ведущий: Не было ничего удивительного в том, что в 13 лет Ф.И. Тютчев был зачислен студентом в Московский университет, а через 3 года, в день своего восемнадцатилетия, он держал в руках аттестат об окончании университета «в степени кандидата отделения словесных наук». Все годы учебы Тютчев посещал Общество любителей российской словесности, где и представлял свои первые стихи.
После зачисления на службу в Государственную коллегию иностранных дел Тютчев, юный дипломат, в мае 1822 года едет в Мюнхен. Именно там, на одном из приемов Тютчев встречает свою первую любовь - пятнадцатилетнюю графиню Амалию Лерхенфельд. (слайд) Золотоволосая красавица взяла под свое покровительство русского дипломата. Они часто совершали прогулки по зеленым, полным древних памятников улицам Мюнхена. Их восхищали поездки по дышащим стариной предместьям, дальние прогулки к прекрасному Дунаю.
«Комментатор»: Чувство, внушенное молодому поэту Амалией, запечатлелось в его душе как одно из самых светлых воспоминаний «золотого» времени его жизни. И уже в середине 30-х гг. Тютчев посвящает замечательное стихотворение этим счастливым дням.
Чтец: Стихотворение «Я помню время золотое...»
«Комментатор»: Изображенный пейзаж (долина Дуная, руины замка на вершине холма, цветущие дикие яблони) реален при всей своей романтичности, хотя биографы Тютчева и затрудняются точно назвать местность, которую имел в виду поэт.
Ведущий: Федор Иванович просил руки девушки, но счастливым его соперником оказался барон Крюденер, сослуживец Тютчева, ставший мужем «прекрасной Амалии». Увлечение Тютчева юной графиней с годами переросло в дружбу, к которой, однако, всегда примешивался оттенок прежней влюбленности.
/Звучит «Вальс» Г. Свиридова/
Выходит вторая группа участников.
Ведущий: 5 марта 1826 года Тютчев женился на вдове Элеоноре Петерсон. О красоте и женственности Элеоноры Тютчевой свидетельствуют ее портреты. (Показывается репродукция с миниатюры И. Штилера с изображением Эл. Тютчевой)
Ее письма к родителям поэта рисуют ее как женщину любящую, чуткую, боготворившую мужа. Чем была для Тютчева его жена, можно судить по его собственному признанию в одном из позднейших писем к родителям:
«Мемуарист»: «... я хочу, чтобы вы знали, что никогда человек не был столь любим другим человеком, сколь я любим ею. Я могу сказать, что в течение 11 лет не было ни одного дня в ее жизни, когда, дабы упрочить мое счастье, она не согласилась бы, не колеблясь ни мгновенья, умереть за меня. Это нечто весьма возвышенное и весьма редкое, когда оно не фраза».
Ведущий: Через 30 с лишним лет, в стихотворении «В часы, когда бывает...», Тютчев сравнивал любовь к нему жены с солнечным лучом, озарившим стены комнаты:
Так мило-благодатна. Воздушна и светла.
Души моей стократно Любовь твоя была.
Но болезнь унесла любимую женщину. Смерть жены страшно потрясла поэта. В одну ночь он поседел у ее гроба. В воспоминаниях дочери поэта Анны Федоровны сохранился рассказ отца. Беседуя с дочерью, он вспоминал:
«Мемуарист»: «... А ведь я был молод! Как все было молодо тогда, и свежо и прекрасно! А теперь это лишь сон. И она так же, она, которая была для меня
жизнью - больше, чем сон! Исчезнувшая тень. А я считал ее настолько необходимой дня моего существования, что жить без нее мне казалось невозможным, все равно как жить без головы на плечах... Существо, которое любил, знал лучше себя самого, которое было твоей жизнью и твоим счастьем - женщина, которую видел молодой, прекрасной и любящей, - и вдруг мертва...»
«Комментатор»: Поэт долго не мог забыть свою Элеонору, Нести, как он ласково ее называл. Даже 10 лет спустя, в одну из грустных минут, у него вырывается выстраданное поэтическое признание.
Чтец: Стихотворение «Еще томлюсь тоской желаний...»
/Звучит «Пастораль» Г. Свиридова/
Выходит 3 группа участников.
Ведущий: Никто не мог понять полную противоречий натуру Тютчева. Поэт всю свою жизнь не был однолюбом. Страстная любовь к первой жене у него непостижимым образом уживалась с увлечением другой женщиной. То же самое, как в зеркале, повторилось у него и во втором браке. Эту мучительную раздвоенность своей «греховной» любви поэт прежде всего хорошо осознал сам, но ничего не мог с собой поделать.
Эрнестина Дюрнберг- одна из первых мюнхенских красавиц.
/Показывается репродукция с портрета И. Штилера с изображением Эрн. Тютчевой/
Первый раз Тютчев встретил ее в феврале 1835 г. и полюбил. Многое осталось скрытым в истории отношений Тютчева с Эрн. Дюрнберг. Она уничтожила переписку поэта с нею. Но и то, что уцелело в виде загадочных дат под сухими цветами альбома-гербария, постоянного спутника жизни Эрн.Дюрнберг, в виде глухих отголосков писем и дневников немногих свидетелей интимной жизни поэта, наконец, - в некоторых стихах поэта -свидетельствует о том, что это была та самая «роковая» страсть, которая, по словам Тютчева, «потрясает существование и в конце концов губит его».
Чтец: Стихотворение «С какою негою, с какой тоской влюбленной...»
«Комментатор»: Это стихотворение связано с пребыванием Тютчева и Эрн. Дюрнберг в Генуе, и много лет спустя, когда Эрнестина уже была женой поэта, он признавался ей в письме, что из всего написанного им он больше всего «ценит 2 или 3 стихотворения», некогда посвященные ей. Среди них и только что прочитанное.
Ведущий: В 1844 году Тютчевы возвращаются в Россию (с ними три дочери от первого брака, сын и дочь от второго). Живут и в Москве, и в Петербурге. Каждую разлуку с женой Тютчев болезненно переживает, пишет ей письма, стихи.
«Комментатор»: Одно из них он незаметно вложил в ее альбом-гербарий, и оно было найдено Эрнестиной Федоровной лишь четверть века спустя, через 2 года после смерти поэта. Что чувствовала пожилая одинокая женщина в этот миг, когда разбирала милые сердцу строки?
Чтец: Стихотворение «Не знаю я, коснется ль благодать...»
/Звучит «Прелюдия № 4» Ф. Шопена/
Ведущий: Во всей лирике Тютчева выделяется около 10 стихотворений, по глубине психологического раскрытия любовной темы не имеющих себе равных. Вместе взятые, они представляют как бы лирическую повесть о любви поэта к Елене Александровне Денисьевой.
Е.А. Денисьева принадлежала к старому, но обедневшему дворянскому роду. Она находилась на попечении тетки, инспектрисы Смольного института, в котором воспитывались по переезде в Петербург дочери Тютчева от первого брака, Дарья и Екатерина. Тетка Денисьевой, вообще отличавшаяся сухим и властным характером, проявляла большую снисходительность к племяннице, очень рано начала вывозить ее в свет. Рассказывая о Е.А. Денисьевой, муж ее сестры А.И. Георгиевский писал:
«Мемуарист»: «Природа одарила ее большим умом и остроумием, большой впечатлительностью и живостью, глубиной чувства и энергией характера, и когда она попала в блестящее общество, она и сама преобразилась в блестящую молодую особу, которая при своей природной веселости и очень счастливой наружности всегда собирала около себя множество блестящих поклонников».
Ведущий: К какому времени относится начало увлечения Тютчева Денисьевой, нам не известно. По свидетельству Георгиевского, увлечение поэта нарастало постепенно, пока наконец не вызвало со стороны Денисьевой «такую глубокую, такую самоотверженную, такую страстную и энергическую любовь, что она охватила и все его существо, и он остался навсегда ее пленником...»
В глазах петербургского общества любовь их приобрела характер светского скандала. При этом жестокие обвинения пали почти исключительно на Денисьеву. Перед ней навсегда закрылись двери тех домов, где прежде она была желанной гостьей. Отец от нее отрекся.
Чтец: Стихотворение «О, как убийственно мы любим?..»
Ведущий: Об отношениях Денисьевой к Тютчеву-поэту сам Федор Иванович рассказал Георгиевскому уже после смерти Елены Александровны.
«Мемуарист»: «Вы знаете, она, при всей своей поэтической натуре, или, лучше сказать благодаря ей, в грош не ставила стихов, даже и моих - ей только те из них нравились, где выражалась любовь моя к ней - выражалась гласно и во всеуслышанье. Вот чем она дорожила: чтобы целый мир знал, чем она для меня была - в этом заключалось ее высшее - не только наслаждение, но душевное требование, жизненное условие души ее».
Ведущий: Но Елена Александровна была вправе желать от него не только любви, но и его поэтического признания. Ведь любили она его страстно, беззаветно, заботясь о нем порой больше, чем об их родившихся потом детях. У Денисьевой и Тютчева было трое детей. Сын Федор Федорович оставил интересные воспоминания.
«Мемуарист»: «Ему уже было под 50 лет, но тем не менее он сохранил еще такую свежесть сердца и цельность чувств, такую способность к безрассудочной, не помнящей себя и слепой ко всему окружающему любви, что, читая его дышащие страстью письма и стихотворения, положительно отказываешься верить, что они вышли из-под пера не впервые полюбившего 25-летнего юноши, а пятидесятилетнего старца, сердце которого должно бы, казалось, давным-давно устать».
«Комментатор»: Подтверждением правоте этих слов может служить стихотворение «Последняя любовь».
Чтец: Стихотворение «Последняя любовь».
Ведущий: Елена Александровна, долго болевшая чахоткой, умерла в возрасте 38 лет. Через 2 месяца после ее смерти Тютчев пишет Георгиевскому:
«Мемуарист»: «Не живется, мой друг... Гноится рана, не заживает. Будь это малодушие, будь это бессилие, мне все равно. Только при ней и для нее я был личностью, только в ее любви, в ее беспредельной ко мне любви я осознавал себя. Теперь я что-то бессмысленное...».
Ведущий: После полугодового пребывания в Ницце Тютчев с семьей возвращается в Петербург. Возвращается к новым могилам: скончались от чахотки четырнадцатилетняя дочь Тютчева и Денисьевой Елена и их годовалый сын Николай.
/Звучит «Ноктюрн» Ф. Шопена/
Выходит первая группа участников.
Ведущий: В 1873 г. поэт тяжело заболел, он уже не вставал с постели. 31 марта произошло чудо: вдруг перед собой Федор Иванович увидел Амалию Максимилиановну. Да, ту «прекрасную Амалию, которую он так нежно любил, которая потеряла своего первого мужа, вторично вышла замуж, которая стала пожилой дамой, но все еще сохранила обаяние и привлекательность. Лицо больного просветлело, на глазах появились слезы. Он долго молчал: слова от волнения не приходили. А на следующий день Федор Иванович написал несколько слов дочери Дарье.
«Мемуарист»: «Вчера я испытан минуту жгучего волнения вследствие моего свидания с графиней Адлерберг, моей доброй Амалией, которая пожелала в последний раз повидать меня на этом свете и приезжала проститься со мной. В ее лице прошлое лучших моих лет явилось дать мне прощальный поцелуй».
Ведущий: Их предпоследняя встреча произошла тремя годами раньше, когда и Тютчев, и графиня с мужем отдыхали в Карлсбаде. Эта радостная встреча вдохновила поэта на одно из самых прекрасных его стихотворений, которое позже было положено на музыку, и родился чудесный романс.
Живет эта музыка, живет бессмертная поэзия Тютчева, живет и торжествует любовь, полная весны, тепла, надежды.
/Звучит романс М. Булахова «Я встретил вас...»/ |