Последнее время все больше стали говорить и писать о религии, о вере в Бога. У нас в школе на уроках литературы стали появляться темы , связанные библейскими мотивами и образами в художественных произведениях. Идеями христианства пронизано творчество многих выдающихся писателей. Библейскими легендами , образами наполнены произведения Пушкина , Лермонтова , Толстого, Достоевского.
Читая произведения Достоевского , я обратил внимание на то, что они наполнены различными символами , ассоциациями . Огромное место среди них занимают мотивы и образы , заимствованные из Библии. Для Достоевского использование библейских мифов и образов –не самоцель . Они служили иллюстрациями для его размышлений о трагических судьбах мира и России как части мировой цивилизации . Видел ли писатель пути , ведущие к оздоровлению общества , к смягчению нравов , к терпимости и милосердию?. Безусловно. Залогом возрождения России он считал обращение к идее Христа. Тема духовного воскрешения личности , которую Достоевский считал главной в литературе , пронизывают все его произведения.
Романы Федора Достоевского поведали человечеству о великих битвах за сердца и души людей , о поисках и падениях, об отречениях и обретениях путей к истине , добру , красоте через муки и заблуждения лжеидей , лжепророков, через страдания душевные , через путаницу понятий , шаткость идейных устоев, к царству справедливости на земле , мечта о котором неистребимо жила в народе. Герои Достоевского обращаются к Евангелию и должны , по мысли автора, найти там ответы на мучающие их вопросы , должны постепенно переродиться , перейти в новую для них действительность . Достоевский проводит идею , что человек , совершивший грех, способен духовно воскреснуть , если уверует в Христа и примет его нравственные заповеди.
Бог и грех нераздельны .В бездне Бога открывается взгляд на бездну греха .В бездне греха рождается тоска по Богу. Именно так Достоевский ощущает жизнь. Именно про эту сочинял он «Преступление и наказание». Для верующего созерцание греха есть созерцание Бога. Ибо только Бог может уравновесить всех . Он – то , с чем не может справиться наша «плоть», то, что низко и сильнее нас. То, что унижает нас , заставляет презирать себя и, тоскуя, искать дверь в глубину , к царству Божию внутри нас.
В своем романе «Преступление и наказание» Федор Михайлович Достоевский поднимает проблему вседозволенности и, возвышения одного человека над другим . Он показывает , как эта , казалось бы , довольно логичная и хорошо выстроенная теория , разбивается на практике , принося мучения , страдания и в конце концов раскаяние главному герою.
Раскольников- каждый человек. Первое движение каждого – скрыть свой грех. Чтобы он затерялся ,как старая вещь среди других вещей. Как обычно бывает с маленькими человеческими грешками. Но внутренний голос подсказывает , что углубление в совершенный грех – это путь к Богу. И поэтому грех должен быть обнажен и омыт покаянием. Раскольников совершает преступление :убивает старуху процентщицу и ее сестру , безобидную простодушную Лизавету. Преступление страшное, но я, как, наверное другие читатели , не воспринимаю Раскольникова отрицательным героем. Своего героя Достоевский наделил прекрасными человеческими качествами :Родион был «замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами , ростом выше среднего , тонок и строен.»В его поступках , высказываниях , переживаниях мы видим высокое чувство человеческого достоинства , истинное благородство, глубочайшее бескорыстие. В нем от природы нет дурных и низких черт. Лучшие герои романа – Разумихин, Соня , Дуня – любят Родиона, восхищаются им , его преступление рождает в них боль и недоумение. Потому что муки совести , леденящий душу страх, который преследует Раскольникова на каждом шагу , мысли о том , что он не Наполеон , а «тварь дрожащая», «вошь» , сознание бессмысленности совершенного злодеяния – все это невыносимым гнетом ложится на душу Раскольникова. Герой терпит крах, как всякий человек, оказавшийся во власти ложной идеи. Раскольникову предстоит пройти долгий и трудный путь преодоления внутреннего тупика , найти в себе силы для «жизни по совести», искупить свой грех « подвигом братолюбивого общения.» Но, вопреки всему , Раскольников сумел найти выход . Сумел , потому что у него была сила. Для покаяния силы нужно не меньше , чем для убийства. Даже больше. Великие покаяния реже , чем великие убийства . И я люблю в Раскольникове его силу и решимость .Бывают случаи, когда надо взять на себя грех действия. Когда попадешь в лабиринт, из которого нет безгрешного выхода , а бездействие- тоже грех.
Нельзя жить с людьми и оставаться чистым , как стеклышко. Желание совершенной чистоты ведет назад в каморку, вынашивать там свою неподвижную идею. Жить – значит выбирать, значит растоптать какую-то часть самого себя. И всякая победа здесь становится мучением, несчастьем, и нельзя вынести ее без жгучего покаяния , без мучений совести и бессонных ночей. Только через страдания можно пробиться к Царству Божию, которое внутри нас , и к блаженству , которое оно дает после «миллиона мук».Это Достоевский повторял без счета. Духовное возрождение через сострадание и деятельность – такова философская концепция Достоевского .Он умеет искать и показывает , что нет одной дороги , что путей бесчисленное множество. И каждый из них проходит через сердце человека. |