Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 22.12.2024, 18:54:25
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Символика «стекла» в творчестве Цветаевой
28.08.2009, 12:35:58
Чтобы узнать, как устроен художественный мир писателя, и разобраться, почему он так устроен, можно проанализировать символику произведения.
Отображаемые нами предметы затрагивают потребности и интересы, выражают нашу связь с миром, нашу привязанность к нему. Художественное произведение направлено на то, чтобы эмоционально воздействовать на читателя. Язык художественного текста – это особая знаковая система, которая характеризуется неоднозначностью семантики и множественностью интерпретаций. Словесные знаки здесь используются в их вторичном значении.
Автора данной работы заинтересовала символика «стекла» в художественном мире Марины Цветаевой.
Тема исследовательской работы - «Символика «стекла» в творчестве М. Цветаевой».
Цель – исследовать символику «стекла» для понимания художественного мира Цветаевой.
Автор работы ставит перед собой следующие задачи:
·        Рассмотреть роль символов в искусстве и литературе
·        Выявить стихотворные и прозаические тексты, в которых используются символы «стекла»
·        Исследовать тематические группы, связанные с образами «стекла»
·        Определить роль символики «стекла» в художественном мире поэтессы
Объектом исследования является творчество Марины Цветаевой.
Предмет исследования – символика «стекла».
Автор работы выдвигает следующую гипотезу: если удастся определить роль символики «стекла» в творчестве Цветаевой, то можно будет проникнуть в природу души поэтессы, узнать, как устроен ее художественный мир.
Новизна работы заключается в том, что «стекло» в творчестве Цветаевой - мало исследованная область в литературоведении.
Работа актуальна. Всплеск интереса к литературным символам в современном мире считают показателем возрождения духовных потребностей людей. Символы служат указателями и помогают лучше понять художественный мир писателей.
Методы работы:
1.     Историко-культурный
2.     Структурно-семантический
Этапы выполнения работы:
Подготовка к исследованию
Проведение исследования
Оформление исследовательской работы
Подготовка и защита работы
Символы в искусстве и литературе
 
С древних времен люди искали всеобщий знак, который сумел бы выразить связь вещей и явлений в окружающем таинственном мире. Эти поиски привели к открытию сначала обобщенных образов, а затем, по мере эволюционного развития, и абстрактных понятий. Такие образы и понятия называются символами (от греч. symbolon – опознавательная примета).
Природа формирования символов состоит в том, чтобы отыскать предмет или образ, как правило, конкретный, который содержит в себе значение чего-либо другого, как правило, абстрактного или обобщенного, охватывающего разные качества этого другого.
Мир символов – это мир жизни. Жизнь работает символами и проявляется через них, каждый предмет – символ, содержащий жизнь.[1]
Во всех известных культурах мы находим следы знания, зашифрованного в символах: встречаются символы выбитыми на камнях древних храмов, в ритуалах всех Посвящений, во всех Священных Писаниях, в старинных эмблемах алхимических книг, они запечатлены в таинственных формах сфинксов Ассирии, Египта. Всюду они тождественны, хотя и несут на себе отпечатки особенностей, свойственных тому или иному народу.
Символический знак – язык универсальный. Символика выражает отношения между вещами, явлениями и идеями. Однако большинство людей не владеют языком символов, не умеют расшифровать его, в то время как символы чрезвычайно важны для понимания путей развития человеческой мысли, искусства литературы, религии, мифологии.
Символ в литературе имеет множество противоречивых значений и может быть понят лишь в контексте.
В русской литературе в поэзии «серебряного века» существовало литературное направление – символизм, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Объединяющим началом такого единства явилось искусство.
Марина Цветаева не входила в литературное направление «символизм», но в ее творчестве прослеживается множество образов и символов. Марина Цветаева творчески и индивидуально своеобразно использует языковые средства. Подбирая и соединяя особым образом, известным только ей, для выражения своего замысла слова, она наделяет их тем смыслом и содержанием, которые не лежат на поверхности. Для понимания авторской идеи необходимо «вжиться» в художественный образ. Эту задачу и решает символика.
Процесс расшифровки символов в художественном тексте способствует разгадке устроенности художественного мира писателя.
 
 
 
Тематические группы, связанные с образом «стекла»
 
Рассмотрев стихотворения и некоторые прозаические произведения, автор работы выделяет следующие тематические группы, связанные с образом «стекла»:
 

 

Шкаф
 
 
 
Хрусталь
 
 
Стеклярус
 
Окно
 
Старое, дремучее
 
Глаза
 
 
Фонарь
Лампа
 
 
Очки
 
 
Посуда
 
 
Стекло

 

 
Схема №1
 
 
         ДОМ     
 
Вокзал
 

 

 

Окно

 
Слуховое
 Под крышей
Завешанное
 
Высокое
С огнем, факел
К окнам
Выбитое
Глаза дома
Левое
За окном
Под окном

  

 
Схема №2
 

Бокалы

Битые
Звон
Чоканье
 
 
Рюмки
 
Графины
 
 
Кувшины
 
 
Бутыль
бутылка
Стакан
Полный
Без дна
В стакане
Опрокинутый пустой
Чашка
(чистая)
Чаша полная
 
Кружки
 
Посуда

 

                                                                  Схема № 3

 

Хрусталь
 
 
Бьющийся
Удар по хрусталям
 
Во хрусталях

 

 
Схема № 4
 
 
 
 
 
 
 
 

ФОНАРЬ

ЛАМПА
ЛЮСТРА
СВЕТИЛЬНИК
 
 
Освещает улицы
Горящий
Дрожащие огоньки
 
 
Погасший

 

 
Схема № 5
 
 
 
 
Автору удалось выявить частоту употребления образов, связанных со стеклом (приложение №1).
Таким образом, наиболее часто употребляемо в творчестве Цветаевой слово «стекло». Центральными образами являются образы окна, посуды, фонаря, связанные образами дома и сна. Эти символы – важная составляющая художественного мира Цветаевой.
Периферийными являются образы шкафа, очков, стекляруса, хрусталя.
 
 
 
 
 
 
Образ стекла
 
Толковый словарь С.Ожегова дает следующее значение слова «стекло»:
Стекло– 1. Прозрачное вещество, получаемое путем плавления кварцевого песка.
                 2. Тонкий лист или другой формы изделия из этого вещества.
В творчестве же Марины Цветаевой «стекло» приобретает символическое значение, которое дает нам возможность познать цветаевский мир. Это способ создания образа, который может быть понятен только тогда, когда вдумчиво и серьезно мы относимся к слову.
С 1922 по 1925 год Марина Цветаева часто встречалась с Л.М. Слонимом, которого она называет «дорогим». «Трещина» в их отношениях произошла в конце 1924 – начале 1925 года.
Символика сна обусловлена ухудшением отношений со Слонимом, обостренным ощущением своего одиночества осенью 1924 года: «…А ночью видела во сне дорогого, - мы с ним переносили груды стекла – все такие изящные «вещички» - он устраивал квартиру – я помогала, и у него, кроме стаканчиков и рюмочек, ничего не было, но помню, что я плакала, хотя ничего не разбила, даже проснулась в слезах… Мне скверно, - м.б. отзвук К (арбасников)ского громкого благополучия, м.б. слонимовское стекло, - но: скверно».[2]
Центральные образы сна – стаканчики и рюмочки. Явно испытывая к ним ненависть, Цветаева называет их грудами стекла.
Но образы бокалов представлены и в другом значении. Часто они встречаются за новогодним столом. Тогда в звоне стекла поэту слышится «сердец хрусталь», «попарное звяканье Судеб: взгляд о взгляд, грань о грань».
В стихотворении «Новогодняя» этот звон является символом товарищества и напоминает Цветаевой о лицейском братстве:
 
Братья! Взгляните в даль!
Дельвиг и Пушкин,
Дел и сердец хрусталь…
- Славно, как сталь об сталь –
Кружкой о кружку!
 
Соединение бокалов значимо для нее не только за реально существующим столом, но и за воображаемым. Тема новогоднего звона бокалов появляется в реквиеме «Новогоднее», обращенном к Р.М.Рильке (1927):
 
Через стол, не обозримый оком,
Буду чокаться с тобою тихим чоком
Сткла о сткло? Нет – не кабацким ихним:
Я о ты, слиясь дающих рифму:
Третье.
 
Традиционный новогодний ритуал обретает для Цветаевой мистический смысл, недаром она подчеркивает: чокаться «не кабацким ихним чоком». Для нее «тихий чок» - это встреча с Рильке, хотя бы в звуке (Я о ты, слиясь дающих рифму: Третье). Соприкосновение воображаемых бокалов – сткла о сткло – это соединение двух одиночеств, двух миров, рождающее созвучие.
В стихотворении, обращенном к умершему Блоку, «Брожу – не дом же плотничать…» (1923) выражена мечта о встрече с ним вопреки «полотнищам пространств», «треклятым простыням разлук», средством такой встречи избирается тоже бокал, «край стекла»:
 
…Тебя под всеми ржавыми
Фонарными кронштейнами –
 
Краем плаща…За стойками –
Краем стекла…(Хоть краешком
Стекла!) Мертвец настойчивый,
В очах – зачем качаешься?
 
                            Битое стекло
 
Следует заметить, она не принимала поверья: «посуда бьется к счастью». В этом был у нее свой горький опыт. В письме к Розанову Цветаева рассказывает о последних днях жизни своего отца: «У папы в гробу было прекрасное светлое лицо. За несколько дней до его болезни разбилось: 1) стеклянный шкаф, 2) его фонарь, всегда – уже тридцать лет! – висевший у него в кабинете, 3) две лампы, 4) стакан. Это был какой-то непрерывный звон и грохот стекла. Я все еще, не веря, утешала себя, что к «счастью». Это – до его болезни.[3]
Таким образом, разбитое стекло не было для нее счастливым знаком. Во сне она плакала, «хотя ничего не разбила», возможно, от сознания своего одиночества, ненужности. Она сама не знает в точности, но в комментариях ко сну можно почувствовать связь между стеклом и глухой стеной одиночества.
 
                               
 
 
                             Окно
 
В дневной жизни стекло принимало образ окна, которое либо соединяло поэта с миром, либо становилось препятствием на пути такого союза. В стихотворении «Окно» (1923) Цветаева писала:
 
Атлантским и сладостным
Дыханием весны –
Огромною бабочкой
Мой занавес – и –
 
Вдовою индусскою
В жерло златоустое.
Наядою сонною
В моря законные…
 
Первоначально стихотворение называлось «Занавес» с подзаголовком «Вдох и выдох». Название было изменено неслучайно. Для Цветаевой был важен не занавес, а стремление за окно. Показательно то, что каждое следующее сравнение текста является ступенью в очеловечивании образа занавеса, в придании ему того, что свойственно лирической героине Цветаевой. В финале стихотворения образ наяды ассоциируется с морским именем Цветаевой, а контекст «сонная наяда» подчеркивает, усиливает смысл подтекста, правда, лирическая героиня поэта чаще спящая, а не сонная. В стихотворениях «Занавес» (1923), «Наяда» (1928) занавес и наяда – символы лирической героини. Значение финального образа стихотворения «Окно» помогает понять важное признание Цветаевой: «…душу мою я никогда не ощущала внутри себя, всегда – вне себя, за окнами. Я – дома, а она за окном. И когда я срывалась с места и уходила – это она звала…Я это моя душа – осознание ее». Эти слова объясняют природу цветаевского стремления в мир, как бы в путь за своей душой, которая проявляет себя и живет только в контакте, соприкосновении, взаимодействии с мирозданием. Стремление «за окно» связывалось у Цветаевой и с желанием подняться над повседневностью, бытом, который мешал чувствовать, а значит, и жить, с мечтой о любви «под небом», «о там, ставшем здесь», «о чуде чужого», о том третьем свете души, который был для нее по-настоящему родным.
Цветаева стремилась к выходу за пределы: дома, души, людских земных союзов; как сказала она в одном из стихотворений: «За предельные пределы Станций! Понимаешь, что из тела вон – хочу!» И выходом к такой запредельности, знаком ее было окно.
Но окно становилось и символом совершенно противоположных отношений с жизнью: закрытое, оно обращалось в «глухую стену», усиливая ощущение оторванности от жизни или разлада с ней:
 
 
Высоко мое оконце!
Не достанешь перстеньком!
На стене чердачной солнце
От окна легло крестом.
 
Тонкий крест оконной рамы.
Мир. – На вечны времена.
И мерещится мне: в самом
Небе я погребена.
 
В жизни и творчестве Цветаевой символ окна почти всегда связан с символом дома. Марина Цветаева говорит о своей душе. Находящейся вне дома, но часто в ее произведениях дом как бы тело души:
 
Из-под нахмуренных бровей
Дом – будто юности моей
День, будто молодость моя
Меня, встречает: - Здравствуй, я!
 
В образе дома, скрывающегося среди лип, «под плащом плюща», поэт видит «девический дагерротип» своей души. Уединенность дома, его несоответствие громадам новых построек, его одиночество в пустующем саду – олицетворение для Цветаевой ее самой. «Зелень старого стекла» – воплощение глаз поэта, единственный закон которых быть «зерцалами самих себя», снов его души.
 
Глаза – без всякого тепла:
То зелень старого стекла,
Сто лет глядящегося в сад,
Пустеющий – сто пятьдесят.
 
Стекла, дремучего, как сон
Окна, единственный закон
Которого: гостей не ждать,
Прохожего не отражать.
 
В этом стихотворении тот же мотив одиночества, замкнутости поэта в собственном мире, обреченности на самого себя.
История образа дома продолжается в записях последних лет жизни поэта. Для нее дом принимает образ громадного вокзала с зелеными стеклами. Жизнь виделась вокзалом, станцией на пути в бессмертие.
 
Не штык – так клык, так сугроб, так шквал. –
В бессмертье что час – то поезд!
Пришла и знала одно: вокзал.
Раскладываться не стоит.
 
Позже ждали Марину Ивановну одиночество, бесприютность, холод голицынских стеклянных террас и стылого окна в квартире на Покровском бульваре, ужас окна на Кузнецком, у Бутырской тюрьмы и неотвратимое приближение смерти.
Образ стекла сохранял в творчестве Цветаевой на протяжении ряда лет свою семантическую значимость.
Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, стихи, Марина Цветаева, скачать бесплатно, творчество, поэтесса, поэзия серебряного века, Символика, урок русской литературы
Просмотров: 2255 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0