...Моим
стихам, как драгоценным винам,
Настанет
свой черед.
Учитель: М. Цветаева
- Русская поэзия наше великое духовное достояние, наша национальная
гордость.
Но многих поэтов и писателей забыли, их не печатали, о них не говорили. В
связи
с большими переменами в нашей стране в последнее время, в нашем обществе
многие
несправедливо забытые имена стали к нам возвращаться, их стихи и
произведения
стали печатать. Это такие замечательные русские поэты, как Анна
Ахматова, Николай
Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева. Чтобы узнать этих людей и
понять
то, почему их имена были на время забыты, надо вместе с ними прожить
жизнь,
посмотреть на нее их глазами, понять ее их сердцем. Из этой великолепной
плеяды
мне ближе и дороже образ М. И. Цветаевой, замечательной русской поэтессы
и, как
мне кажется очень душевного человека.
Ведущий: Марина
Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года. По
происхождению,
семейным связям, воспитанию она принадлежала к трудовой
научно-художественной
интеллигенции. Если влияние отца, Ивана Владимировича, университетского
профессора и создателя одного из лучших московских музеев (ныне музея
Изобразительных Искусств) , до поры до времени оставалось скрытым,
подспудным,
то мать, Мария Александровна, страстно и бурно занималась воспитанием
детей до
самой своей ранней смерти, - по выражению дочери, завела их музыкой:
"После такой матери мне осталось только одно: стать поэтом".
Ведущая: Характер у
Марины Цветаевой был трудный, неровный, неустойчивый. Илья Эренбург,
хорошо
знавший ее в молодости, говорит: "Марина Цветаева совмещала в
себе
старомодную учтивость и бунтарство, пиетет перед гармонией и любовью к
душевному косноязычию, предельную гордость и предельную простоту. Ее
жизнь была
клубком прозрений и ошибок".
Ведущий: Однажды
Цветаева случайно обмолвилась по чисто литературному поводу: "Это дело
специалистов поэзии. Моя же специальность - Жизнь". Жила она сложно и
трудно, не знала и не искала покоя, ни благоденствия, всегда была в
полной
неустроенности, искренне утверждала, что "чувство собственности" у
нее "ограничивается детьми и тетрадями". Жизнью Марины с детства и до
кончины, правило воображение. Воображение, взросшее на книгах.
Чтец:
Красною
кистью
Рябина
зажглась
Падали
листья
Я родилась.
Спорили
сотни
Колоколов
День был
субботний
Иоанн
Богослов
Мне и доныне
Хочется
грызть
Красной
рябины
Горькую
кисть.
Ведущая: (Звучит
музыка Бетховена.) Детство, юность и молодость Марины Ивановны прошли в
Москве
и в тихой подмосковной Тарусе, отчасти за границей. Училась она много,
но, по
семейным обстоятельствам, довольно бессистемно: совсем маленькой
девочкой - в
музыкальной школе, потом в католических пансионах в Лозанне и Фрайбурге,
в ялтинской
женской гимназии, в московских частных пансионах.
Ведущий: Стихи
Цветаева начала писать с шести лет (не только по-русски, но и
по-французски,
по-немецки) , печататься - с шестнадцати. Герои и события поселились в
душе
Цветаевой, продолжали в ней свою "работу". Маленькая, она хотела, как
всякий ребенок, "сделать это сама". Только в данном случае
"это" было не игра, не рисование, не пение, а написание слов. Самой
найти рифму, самой записать что-нибудь. Отсюда первые наивные стихи в
шесть-семь лет, а затем - дневники и письма.
От лица
Цветаевой: В 1910 году еще не сняв гимназической формы, тайком от семьи,
выпускаю довольно объемный сборник "Вечерний альбом". Его заметили и
одобрили такие влиятельные и взыскательные критики, как В. Брюсов, Н.
Гумилев,
М. Волошин.
Критик: Стихи юной
Цветаевой были еще очень незрелы, но подкупали своей талантливостью,
известным
своеобразием и непосредственностью. На этом сошлись все рецензенты.
Строгий
Брюсов, особенно похвалил Марину за то, что она безбоязненно вводит в
поэзию
"повседневность", "непосредственные черты жизни",
предостерегая ее, впрочем, опасности впасть в "домашность" и
разменять свои темы на "милые пустяки": "Несомненно, талантливая
Марина Цветаева может дать нам настоящую поэзию интимной жизни и может,
при той
легкости, с какой она, как кажется, пишет стихи, растратить все свои
дарования
на ненужные, хотя бы и изящные безделушки".
Ведущая: В этом
альбоме Цветаева облекает свои переживания в лирические стихотворения о
не
состоявшейся любви, о невозвратности минувшего и о верности любящей: Ты
все мне
поведал - так рано!
От лица
Цветаевой:
Я все
разглядела - так поздно!
В сердцах
наших вечная рана,
В глазах
молчаливый вопрос...
Темнеет...
Захлопнули ставни,
Над всем
приближение ночи...
Люблю тебя
призрачно- давний,
Тебя одного
- и на век!
Критик:
В ее
стихах появляется лирическая героиня - молодая девушка, мечтающая о
любви.
"Вечерний альбом" - это скрытое посвящение. Перед каждым разделом -
эпиграф, а то и по два: из Ростана и Библии.
Таковы
столпы первого возведенного Мариной Цветаевой здания поэзии. Какое оно
еще пока
ненадежное, это здание; как зыбки его некоторые части, сотворенные
полудетской
рукой. Немало инфантильных строк - впрочем, вполне оригинальных, ни на
чьи не
похожих: - "Кошку завидели, курочки Стали с индюшками в круг... "
Мама у сонной дочурки Вынула куклу из рук.
Чтец:
стихотворение"У
кроватки".
Критик:
Но
некоторые стихи уже предвещали будущего поэта. В первую очередь -
безудержная и
страстная "Молитва", написанная поэтессой в день семнадцатилетия, 26
сентября 1909 года: Христос и Бог! Я жажду чуда Теперь, сейчас, в начале
дня!
От лица
Цветаевой:
О, дай мне
умереть, покуда
Вся жизнь
как книга для меня.
Ты мудрый,
ты не скажешь строго:
"Терпи
еще не кончен срок".
Ты сам мне
подал - слишком много!
Я жажду
сразу всех дорог!
................................
Люблю и
крест, и шелк, и каски,
Моя душа
мгновений след...
Ты дал мне
детство - лучше сказки
И дай мне
смерть - в семнадцать лет!
Ведущий: Нет она
вовсе не хотела умереть в этот момент, когда писала эти строки; они -
лишь
поэтический прием.
Марина была
очень жизнестойким человеком ("Меня хватит еще на 150 миллионов жизней!
") . Она жадно любила жизнь и, как положено поэту-романтику, предъявляла
ей требования громадные, часто непомерные.
Критик: В
стихотворении "Молитва" скрытое обещание жить и творить: "Я
жажду всех дорог! ". Они появятся во множестве - разнообразные дороги
цветаевского творчества.
В стихах
"Вечернего альбома" рядом с попытками выразить детские впечатления и
воспоминания соседствовала недетская сила, которая пробивала себе путь
сквозь
немудреную оболочку зарифмованного детского дневника московской
гимназистки.
"В Люксембургском саду", наблюдая с грустью играющих детей и их
счастливых
матерей, завидует им: "Весь мир у тебя", - а в конце заявляет: Я
женщин люблю, что в бою не робели Умевших и шпагу держать, и копье, Но
знаю,
что только в плену колыбели Обычное женское- счастье мое!
В
"Вечернем альбоме" Цветаева много сказала о себе, о своих чувствах к
дорогим ее сердцу людям; в первую очередь о маме и о сестре Асе.
"Вечерний
альбом" завершается стихотворением "Еще молитва". Цветаевская
героиня молит создателя послать ей простую земную любовь.
Чтец:
стихотворение
«Ещё молитва».
Критик: В лучших
стихотворениях первой книги Цветаевой уже угадываются интонации главного
конфликта ее любовной поэзии: конфликта между "землей" и
"небом", между страстью и идеальной любовью, между стоминутным и
вечным и - мире - конфликта цветаевской поэзии: быта и бытия.
Вслед за
"Вечерним альбомом" появилось еще два стихотворных сборника
Цветаевой: "Волшебный фонарь" (1912г.) и "Из двух книг"
(1913г.) - оба под маркой издательства "Оле - Лукойе", домашнего
предприятия Сергея Эфрона, друга юности Цветаевой, за которого в 1912
году она
выйдет замуж. В это время Цветаева - "великолепная и победоносная"
жила уже очень напряженной душевной жизнью.
Ведущая: Устойчивый
быт уютного дома в одном из старомосковских переулков, неторопливые
будни
профессорской семьи - все это было поверхностью, под которой уже
зашевелился
"хаос" настоящей, не детской поэзии.
В тому
времени Цветаева уже хорошо знала себе цену как поэту (уже в 1914г. она
записывает в своем дневнике: "В своих стихах я уверена непоколебимо")
, но ровным счетом ничего не делала для того, чтобы наладить и
обеспечить свою
человеческую и литературную судьбу.
Жизнелюбие
Марины воплощалось, прежде всего, в любви к России и к русской речи.
Марина
очень сильно любила город, в котором родилась, Москве она посвятила
много
стихов.
Чтец:
Над городом
отвергнутым Петром,
Перекатился
колокольный гром.
Гремучий
опрокинулся прибой
Над женщиной
отвергнутой тобой.
Царю Петру,
и вам, о царь, хвала!
Но выше вас,
цари: колокола.
Пока они
гремят из синевы
Неоспоримо первенство
Москвы.
- И целых
сорок сороков церквей
Смеются над
гордынею царей!
Ведущий: Сначала
была Москва, родившаяся под пером юного, затем молодого поэта. Во главе
всего и
вся царил, конечно, отчий "волшебный" дом в Трехпрудном переулке.
От лица Марины
Цветаевой:
Высыхали в
небе изумрудном
Капли звезд
и пели петухи.
Это было в
доме старом, доме чудном...
Чудный дом,
наш дивный дом в Трехпрудном,
Превратившийся
теперь в стихи.
Ведущая: Таким он
предстал в этом уцелевшем отрывке отроческого стихотворения. Дом был
одушевлен:
его зала становилась участницей всех событий, встречала гостей;
столовая,
напротив, являла собою некое пространство для вынужденных четырехкратных
равнодушных встреч с "домашними", - столовая осиротевшего дома, в
котором уже не было матери. Мы не узнаем их стихов Цветаевой, как
выглядела
зала или столовая, вообще сам дом, - "на это есть архитектура,
дающая". Но мы знаем, что рядом с домом стоял тополь, который так и
остался
перед глазами поэта всю жизнь.
От лица
Марины Цветаевой:
Этот тополь!
Под ним ютятся
Наши детские
вечера
Этот тополь
среди акаций,
Цвета пепла
и серебра...
Критик: Позднее в
поэзии Цветаевой появится герой, который пройдет сквозь годы ее
творчества,
изменяясь во второстепенном и оставаясь неизменным в главном: в своей
слабости,
нежности, зыбкости в чувствах. Лирическая героиня наделяется чертами
кроткой
богомольной женщины: Пойду и встану в церкви И помолюсь угодникам О
лебеде
молоденьком.
В первые дни
1917 года в тетради Цветаевой появляются не самые лучшие стихи, в них
слышатся
перепевы старых мотивов, говорится о последнем часе нераскаявшейся,
истомленной
страстями лирической героини.
В наиболее
удавшихся стихах, написанных в середине января - начале февраля,
воспевается
радость земного бытия и любви.
От лица
Марины Цветаевой:
Мировое
началось во мне кочевье:
Это бродят
по ночной земле - деревья,
Это бродят
золотым вином - грозди,
Это
странствуют из дома в дом - звезды,
Это реки
начинают путь - вспять!
И мне
хочется к тебе на грудь - спать.
Ведущий: Многие из
своих стихов Цветаева посвящает поэтам современникам: Ахматовой, Блоку,
Маяковскому, Эфрону.
От лица
Марины Цветаевой:
... В
певучем граде моем купола горят, И Спаса светлого славит слепец
бродячий...
- И я дарю
тебе свой колокольный град, Ахматова! - и сердце свое в придачу.
Ведущая: Но все они
были для нее лишь собратьями по перу. Блок в жизни Цветаевой был
единственным
поэтом, которого она чтила не как собрата по "старинному ремеслу", а
как божество от поэзии, и которому, как божеству, поклонялась. Всех
остальных,
ею любимых, она ощущала соратниками своими, вернее - себя ощущала
собратом и
соратником их, и о каждом считала себя вправе сказать, как о Пушкине:
"Перья навостроты знаю, как чинил: пальцы не присохли от его чернил!
". Творчество лишь одного Блока восприняла Цветаева, как высоту столь
поднебесную - не отрешенность от жизни, а очищенностью ею; что ни о
какой
сопричастности этой творческой высоте она, в "греховности" своей, и
помыслить
не смела - только коленопреклонением стали все ее стихи, посвященные
Блоку в
1916 и 1920-1921 годах.
От лица
Марины Цветаевой:
Зверю -
берлога, Страннику дорога, Мертвому - дроги.
Каждому
свое.
Женщине
лукавить, Царю - править, Мне славить Имя твое.
Критик: Марина
Цветаева пишет не только стихи, но и прозу. Проза Цветаевой тесно
связана с ее
поэзией. В ней, как и в стихах, важен был факт, не только смысл, но и
звучание,
ритмика, гармония частей. Она писала: "Проза поэта - другая работа, чем
проза прозаика, в ней единица усилия - не фраза, а слово, и даже часто -
мое.
" Однако в отличие от поэтических произведений, где искала емкость и
локальность выражения, в прозе же она любили распространить, пояснить
мысль,
повторить ее на разные лады, дать слово в его синонимах.
Проза
Цветаевой создает впечатление большой масштабности, весомости,
значительности.
Мелочи как таковые, у Цветаевой просто перестают существовать, люди,
события,
факты всегда объемны. Цветаева обладала даром точно и метко рассказать о
своем
времени.
Одна из ее
прозаических работ посвящена Пушкину. В ней Марина пишет, как она
впервые
познакомилась с Пушкиным и что о не м узнала сначала. Она пишет, что
Пушкин был
ее первым поэтом, и первого поэта убили. Она рассуждает о его
персонажах.
Пушкин "заразил" Цветаеву словом любовь. Этому великому поэту она
также посвятила множество стихов.
От лица
Марины Цветаевой:
Бич
жандармов, Бог студентов, Желчь мужей, услада жен, Пушкин в роли
монумента?
Гостя
каменного? - он.
Ведущий: Вскоре
свершилась Октябрьская революция, которую Марина Цветаева не приняла и
не
поняла. С нею произошло по истине роковое происшествие. Казалось бы,
именно она
со всей своей бунтарской натурой своего человеческого и поэтического
характера
могла обрести в революции источник творческого одушевления. Пусть она не
сумела
бы понять правильно революцию, ее цели и задачи, но она должна была по
меньшей
мере ощутить ее как могучую и безграничную стихию.
В
литературном мире она по-прежнему держалась особняком. В мае 1922 года
Цветаева
со своей дочерью уезжает за границу к мужу, который был белым офицером.
За
рубежом она жила сначала в Берлине, потом три года в Праге; в ноябре
1925 года
она перебралась в Париж. Жизнь была эмигрантская, трудная, нищая.
Приходилось
жить в пригороде, так как в столице было не по средствам.
Ведущая: Поначалу
белая эмиграция приняла Цветаеву как свою, ее охотно печатали и хвалили.
Но
вскоре картина существенно изменилась. Прежде всего для Цветаевой
наступило
жесткое отрезвление. Белоэмигрантская среда, с мышиной возней и яростной
грызней всевозможных "фракций" и "партий", сразу же
раскрылась перед поэтессой во всей своей жалкой и отвратительной наготе.
Постепенно
ее связи с белой эмиграцией рвутся. Ее печатают все меньше и меньше,
некоторые
стихи и произведения годами не попадают в печать или вообще остаются в
столе
автора.
Решительно
отказавшись от своих былых иллюзий, она ничего уже не оплакивала и не
придавалась
никаким умилительным воспоминаниям о том, что ушло в прошлое. В ее
стихах
зазвучали совсем иные ноты.
От лица
Марины Цветаевой:
Берегитесь
могил: Голодней блудниц!
Мертвый был
и сенил: Берегитесь гробниц!
От вчерашних
правд В доме смрад и хлам.
Даже самый
прах Подари ветрам!
Ведущий: Дорогой
ценой купленное отречение от мелких "вчерашних правд" в дальнейшем
помогло Цветаевой трудным, более того - мучительным путем, с громадными
издержками, но все же прийти к постижению большой правды века.
Вокруг
Цветаевой все теснее смыкалась глухая стена одиночества. Ей некому
прочесть,
некого спросить, не с кем порадоваться. В таких лишениях, в такой
изоляции она
героически работала как поэт, работала, не покладая рук.
Вот что
замечательно: не поняв и не приняв революции, убежав от нее, именно там,
за
рубежом, Марина Ивановна, пожалуй, впервые обрела трезвое знание о
социальном
неравенстве, увидела мир без каких бы то ни было романтических покровов.
Критик: Самое
ценное, самое несомненное в зрелом творчестве Цветаевой - ее неугасимая
ненависть к "бархотной сытости" и всякой пошлости. В дальнейшем
творчестве Цветаевой все более крепнут сатирические ноты. В то же время в
Цветаевой все более растет и укрепляется живой интерес к тому, что
происходит
на покинутой Родине. "Родина не есть условность территории, а
принадлежность памяти и крови, - писала она. - Не быть в России, забыть
Россию
- может бояться только тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри
- тот
теряет ее лишь вместе с жизнью". С течением времени понятие
"Родина" для нее наполняется новым содержанием. Поэт начинает
понимать размах русской революции ("лавина из лавин") , она начинает
чутко прислушиваться к "новому звучанию воздуха".
Тоска по
России, сказывается в таких лирических стихотворениях, как "Рассвет на
рельсах", "Лучина", "Русской ржи от меня поклон",
"О неподатливый язык... ", сплетается с думой о новой Родине, которую
поэт еще не видел и не знает, - о Советском Союзе, о его жизни, культуре
и поэзии.
От лица
Марины Цветаевой: ( Звучит
музыка Вивальди)
Покамест
день не встал С его страстями стравленными, Из сырости и шпал Россию
восстанавливаю.
Из сырости -
и свай, Из сырости - и серости.
Пока мест
день не встал И не вмешался стрелочник.
.........................
Из сырости -
и стай...
Еще вестями
шалыми Лжет вороная сталь Еще Москва за шпалами!
Критик: К 30-м
годам Марина Цветаева совершенно ясно осознала рубеж,
отделивший
ее от белой эмиграции. Важное значение для понимания поэзии Цветаевой,
которую
она заняла к 30-м годам, имеет цикл "стихи к сыну". Здесь она во весь
голос говорит о Советском Союзе, как о новом мире новых людей, как о
стране
совершенно особого склада и особой судьбы, неудержимо рвущейся вперед - в
будущее, и в само мироздание - "на Марс".
От лица
Марины Цветаевой:
Ни к городу
и ни к селу Езжай, мой сын, в свою страну, В край - всем краям наоборот!
Куда назад
идти - вперед Идти, - особенно - тебе, Руси не видавшие.
................................
Нести в трясущихся
горстях: "Русь - это прах, чти- этот прах! " От неиспытанных утрат
Иди - куда глаза глядят!
................................
Нас родина
не позовет!
Езжай, мой
сын, домой - вперед В свой край, в свой век, в свой час - от насВ Россию
вам, в
Россию - масс, В наш - час страну! В сей - час - страну!
В на - Марс
- страну! В без - нас страну!
Ведущая: Русь для
Цветаевой - достояние предков, Россия - не более как горестное
воспоминание
"отцов", которые потеряли родину, и у которых нет надежды обрести ее
вновь, а "детям" остается один путь - домой, на единственную родину,
в СССР. Столь же тверждо Цветаева смотрела и на свое будущее. Она
понимала, что
ее судьба - разделить участь "отцов". У нее хватало мужества признать
историческую правоту тех, против которых она так безрассудно восставала.
Личная драма
поэтессы переплеталась с трагедией века. Она увидела звериный оскал
фашизма и
успела проклясть его. Последнее, что Цветаева написала в эмиграции, -
цикл
гневных антифашистских стихов о растоптанной Чехославакии, которую она
нежно и
преданно любила. Это поистине "плач гнева и любви", Цветаева теряла
уже надежду - спасительную веру в жизнь. Эти стихи ее, - как крик живой,
но
истерзанной души.
От лица
Марины Цветаевой:
О, черная
гора, Затягившая весь свет!
Пора - пора
пора Творцу вернуть билет.
Отказываюсь
быть В Бедламе нелюдей Отказываюсь - жить С волками площадей.
Ведущий: На этой
ноте последнего отчаяния оборвалось творчество Цветаевой. Дальше
осталось
просто человеческое существование. И того - в обрез.
В 1939 году
Цветаева восстанавливает свое советское гражданство и возвращается на
родину.
Тяжело ей дались эти семнадцать лет на чужбине. Она мечтала вернуться в
Россию
"желанным и жданным гостем". Но так не получилось. Личные ее
обстоятельства сложились плохо: муж и дочь подвергались необоснованным
репрессиям. Цветаева поселилась в Москве, готовила сборник
стихотворений. Но
тут грянула война. Превратности эвакуации забросили Цветаеву сначала в
Чистополь, а затем в Елабугу. Тут-то ее и настигло одиночество, о
котором она с
таким глубоким чувством сказала в своих стихах. Измученная, потерявшая
веру, 31
августа 1941 года Марина Ивановна Цветаева покончила жизнь
самоубийством.
Могила ее затерялась. Долго пришлось ожидать и исполнения ее юношеского
пророчества,
что ее стихам "как драгоценным винам настанет свой черед".
Критик: Марину
Цветаеву - поэта не спутаешь ни с кем другим. Ее стихи можно безошибочно
узнать
- по особому распеву, неповоротным ритмам, не общей интонацией. С
юношеских лет
уже начала сказываться особая цветаевская хватка в обращении со
стихотворным
словом, стремление к афористической четкости и завершенности. Подкупала
также
конкретность этой домашней лирики.
При всей
своей романтичности юная Цветаева не поддалась соблазнам того
безжизненного,
мнимого многозначительного декадентского жанра. Марина Цветаева хотела
быть
разнообразной, она искала в поэзии различные пути.
Марина
Цветаева - большой поэт, и
вклад ее в культуру русского стиха ХХ
века значителен. Наследие Марины Цветаевой велико и трудно обозримо.
Среди
созданного Цветаевой, кроме лирики - семнадцать поэм, восемь
стихотворных драм,
автобиографическая, мемуарная, историко-литературная и
философско-критическая
проза.
Ее не
впишешь в рамки литературного течения, границы исторического отрезка.
Она
необычайно своеобразна, трудноохватима и всегда стоит особняком.
Учитель: ( Звучит
музыка Бетховена. )
Одним близка
ее ранняя лирика, другим - лирические поэмы; кто-то предпочитает поэмы -
сказки
с их могучим фольклорным разливом; некоторые станут поклонниками
проникнутых
современных звучанием трагедий на античные сюжеты; кому- то окажется
ближе
философская лирика 20-х годов, иные предпочтут прозу или литературные
письмена,
вобравшие в себя неповторимость художественного мироощущения Цветаевой.
Однако
все ею написанное объединено пронизывающей каждое слово могучей силой
духа.
"Цветаева
звезда первой величины. Кощунство кощунств - относиться к звезде как к
источнику света, энергии или источнику полезных ископаемых. Звезды - это
всколыхающая духовный мир человека тревога, импульс и очищение раздумий о
бесконечности, которая нам непостижима... " - так отозвался о творчестве
Цветаевой, поэт Латвии О. Вициетис. Мне кажется, что время увидело
Марину
Цветаеву, признало ее нужной и позвало. Она пришла уверенно, ее позвал
ее час,
ее настоящий час. Теперь видно - в чем и насколько она была впереди.
|