Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого – то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому – то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно
был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
В каждом из
нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Много славных дел ждёт моих
пятиклассников, но прежде всего они должны вырасти настоящими людьми: добрыми,
смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. По различным
каналам поступает к нашим детям огромный поток информации, оказывающий на них
нравственно – эстетическое воздействие.
При этом книга остаются ведущим средством воспитания, духовного развития,
становления общей культуры ребёнка. Какие душевные свойства человека
соответствуют задачам наших дней? Какие нравственные и эстетические качества
необходимо воспитывать у учащихся? Каким человеком тебе хочется стать?
На эти вопросы пятиклассникам помогают ответить герои литературных
произведений, в том числе и любимые сказочные герои. Детей восхищают подвиги
Ивана – крестьянского сына, сражения, в которых он одолевает чудовищ.
Кто же в действительности и на словах, и на деле оказался защитником родной
земли? Кроме того обращаю внимание на несоответствие слов братьев и их
поступков.
В начале сказки старшие братья заботятся о младшем, но в тоже время испытывают
чувство превосходства. На самом деле братья Ивана ленивцы, опасные болтуны,
ненадёжные товарищи, на которых нельзя положиться. Именно о таких людях сложены
пословицы: «Языком туда, сюда, а делом никуда» и др.
А какими нравственными качествами обладает Иван – крестьянский сын? «Он
храбрый, умный, ловкий, скромный, находчивый, развито чувство собственного
достоинства», - делают вывод дети. И в словесном поединка Иван оказался
сильнейшим и непобедимым. В каждом слове – убеждённость в правоте, скромность,
верность делу. Эти слова Ивана как бы подводят итог его подвигам, раскрывают
чувства к родине и народу, ради защиты которых он пошёл воевать с чудом – юдом.
Каким человеком тебе хочется стать? Сильным, храбрым, мужественным, умным,
находчивым… Но никто не сказал: добрым.
Но ведь без доброты – подлинной теплоты сердца, которую один человек отдаст
другому - невозможна душевная красота. Поэтому моя задача помочь понять детям,
какое место занимает доброта и сострадание в нашем духовном мире.
Анализируя события сказки «Царевна – лягушка», выясняем, какие поступки
совершает Иван – царевич. Слова о чувствах Ивана – царевича (он пожалел)
особенно нужны в данном случае.
Пощадив зверей, Иван – царевич совершает добрый поступок, вызванный душевным
порывом: «Пожалел Иван – царевич селезня – не тронул его, пошёл дальше
голодный… сжалился Иван – царевич над щукой, бросил её в море…»
Именно эти поступки и раскрывают внутренний мир героя, его доброту,
отзывчивость и доброжелательность. Поэтому и помогают Ивану – царевичу и звери,
и люди найти Василису Премудрую.
Какой же предстаёт перед нами царевна – лягушка, красавица Василиса Премудрая?
Во время беседы выясняем, что царевна была внимательная, добрая, заботливая и
скромная.
Как бы апофеозом мудрости и красоты царевны является её появление на царском
пирую Красота царевны открылась всем. Обращаю внимание, что царевну называют
трудолюбивой тогда, когда рассказывают, как она трудится:
Где кольнет
иглой раз –
Цветок зацветает.
Где кольнёт другой раз –
Хитрые узоры идут.
Где кольнёт третий –
Птицы летят.
Анализируя цепь сказочных событий я старалась не только раскрыть
взаимоотношения героев, но и помочь детям понять идейный смысл сказки «Царевна
– лягушка», выражающий убеждение народа в необходимости активно бороться,
добиваясь счастья.
Несчастные и гонимые в конце концов оказываются самыми счастливыми.
По своему настроению, идейной направленности сказка А.С. Пушкина о мёртвой
царевне и о семи богатырях очень близка к русским народным сказкам. Помогаю
детям воспринять нравственный пафос сказки. Истинная красота – в сочетании
высоких душевных качеств с внешней красотой человека. Эта идея и выражается в
столкновении царевны с царицей – мачехой, в борьбе двух начал жизни – доброты и
зла. Царевну любят и защищают, видя в ней воплощение лучших человеческих
достоинств, идеал красоты. Побеждает верность в любви, красота истинная над
ложной.
Такие же
темы дают и сказки замечательного датского сказочника Андерсена, основой
творчества которого была мысль об органической взаимосвязи всего существующего:
людей, животных, растений. Сила добрых героев, помогающих друг другу, именно
потому в конце концов торжествует над грозной силой зла. При изучении
знаменитой сказки «Снежная королева» на уроках внеклассного чтения, перед
пятиклассниками предстаёт великая сила любви и светлых человеческих чувств,
мужество и стойкость главных героев Герды и Кая.
У меня много иллюстраций, рисунков учащихся, оформлены альбомы с красочными
открытками. (А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Сказки литературные и народные»
и др.)
Учащиеся должны вспомнить, из какой сказки взят текст или какой эпизод
иллюстрирован художником. Так проверяются знания, а рассматривание иллюстраций
способствует эстетическому развитию детей. Они и после урока с интересом
рассматривают открытки.
Благодатный материал представляет раздел «Поэтический образ Родины». Использую
стихотворения русских поэтов, картины, пословицы, викторины о временах года, о
природе, богатстве и щедрости нашей земли.
Чтобы увидеть красоту нашего края (села, района), надо уметь «вслушиваться и
всматриваться», так как у нас и «краски не ярки и звуки не резки».
Средством нравственного воспитания на уроках является в первую очередь
дидактический материал (подборки предложений для разбора, тексты различных
диктантов и изложений, исходный материал для сочинений). Использую материалы
периодической печати (газета «Наш край»), краеведческий материал школьного
музея. Не ограничиваюсь сообщениями о фактах мужества и героизма, проявленного
воинами в годы Великой Отечественной войны, уделяю внимание информации о
будничной повседневной деятельности воинов нашей армии, требующей от них
героизма, ежедневного подвига.
В сочинениях «Награда в моём доме», «Славные страницы истории нашего края» и
др. дети пишут о героях – земляках Великой Отечественной войны и о героях
труда, о воинах – интернационалистах, о своих ребятах – односельчанах,
служивших в Чечне.
Это позволяет увидеть детям гуманизм, благородство и красоту души простых
русских людей, помогает воспитанию таких качеств, как чувство любви к своей
Родине, к месту, где родился и вырос.
Помочь учащимся сосредоточить своё внимание на изображении нравственной красоты
человека (что такое нравственный долг, счастье, совесть, любовь, дружба и т.д.)
помогает и внеклассная работа: викторина «Пушкин и декабристы» 9 класс,
литературно – музыкальная композиция «Мы были музыкой во льду» 11 класс, устный
журнал «Адресаты лирики Пушкина» 9 класс.
Литература – это человекознание и в то же время одно из тончайших средств
самосознания, самоутверждения. Литература перестаёт быть воспитывающей силой,
если пытливый взгляд не обращён в самого себя, если человек не дают оценки себе
с точки зрения морально – эстетического идеала.
Именно на уроках литературы закладываются основы эстетического отношения к
труду, к природе, к человеку. Здесь формируется нравственно – эстетический
идеал детей, раскрывается красота человеческих отношений, величие любви к
Родине, понимание красоты подвига. И я надеюсь, что уроки доброты, вежливости,
милосердия запомнятся моим ученикам, как и то, что не только слова должны быть
добрыми, но и поступки.
Понять и исполнить
Желанье другого –
Одно удовольствие,
Честное слово.