-
Цель:
-
1. познакомить с идейно-тематической направленностью стихотворения;
-
2. расширить и углубить сведения о творчестве поэта;
-
3. помочь учащимся увидеть отношение автора к изобретаемым героям.
I. Вступительное слово учителя.
Постановка темы и цели урока.
-Вспомните, какие стихотворения Некрасова вы знаете? (Не ветер бушует над бором.)
Урок начали с чтения стихотворения о природе и не случайно, потому что природа у Некрасова существует не сама по себе, а в единстве с человеком. Его поэтические картины передают настроение поэта. Часто в них присутствует человек, ребятишки, собирающие грибы - в основном простой народ.
Некрасов хорошо знал жизнь крестьян, умел в своих стихах передавать их чувства, мысли. (Далее идет рассказ учителя о детстве Некрасова, о той дружбе с крестьянскими детьми, которую пронес через всю жизнь.)
II. Словарная работа.
-
вирши - стихи.
-
вереница - ряд одинаковых предметов расположенных один за другим
-
кинулись прочь - убежали.
-
мякина - остатки колосьев.
III. Первичное знакомство с текстом.
Прослушивание грамзаписи.
Вопрос: проследите за сменой настроения автора, какие чувства испытывает автор от встречи с детьми? (бодрое, жизнерадостное, сочувствие к крестьянским детям.)
IV. Деление текста на части и составление плана.
-
1.Охотник рад возвращению в родную деревню.
-
2.Деревенские ребятишки разглядывают незнакомого барина.
-
3.Воспоминания охотника о детстве, забавах с крестьянскими детьми.
-
4.Раздумья о детском труде.
-
5.Встреча поэта с «мужичком» Власом.
-
6.Представление Фингала для деревенских зрителей.
-
7. Проза разлучает с крестьянскими детьми.
V. Анализ стихотворения по частям.
-
1.Каким настроением проникнута I часть?
-
2.Как определить, что он доволен ночлегом? Как воспринимает окружающую обстановку? (радуется лучам солнца, воркующей голубке, крику грачей).
Автор видит не только природу, но и «вереницу вдоль щели внимательных глаз». Это вездесущие, любознательные деревенские ребятишки, заинтересовавшиеся необычным охотником.
-
3.Как вы думаете, как автор относится к крестьянским детям?
-
4.Как он сам об этом говорит? (растроган, нежность наполняет его, умиление. Я детского глаза люблю выраженье...)
-
5. Чтение по ролям отрывка (шёпот крестьянских детей.)
Вопрос: Какую оценку дали крестьянские ребятишки охотнику? Каким он им показался?
-
-Не понравился, боятся, смеются нал ним - ноги как жерди - приговор вынесли - ... такому -то гусю...
-
- Крестьянским детям охотник не понятен, будто и барин спит в сарае, ездит на телеге с Гаврилой - вызывает настороженность и страх.
-
- Поэт слышит их разговор, но не обижается, а вновь высказывает свое отношение к детям. Почему?
-
- Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к следующей части.
VI. Чтение вслух III части, IV части.
Ответом на вопрос будут все 3 части. ( вместе жил и хорошо знал, как трудно жить крестьянам, их детям, жалел, но крестьянский труд имеет и народную сторону.)
Теперь понятно отношение поэта, но может быть за то время, что они его рассматривали, изменилось как-то и отношение детей к охотнику. Прочитаем вслух последние две части.
-Можно ли доказать, что дети прониклись большим доверием к приезжему. Не боялись уже его. Им понравилось быть с ним рядом?
(Дети не убежали, они поняли, что он добрый, если их не прогнал, а Фингалку заставил для них выступать).
VII. Работа над репродукцией картины В.Маковского «Игра в бабки».
Вопрос: - Чем эта картина перекликается со стихотворением Некрасова «Крестьянские дети» ?
Художник «как и поэт» с большой любовью относится к детям. Они такие же разные, как и ребятишки из стихотворения. Хотя на детях бедная, оборванная одежда, босые ноги, давно не стриженые головы, прежде всего, бросаются в глаза их смышленые лица, живые, любознательные глаза. А это свидетельствует об уважении художников к крестьянским детям, о том, что они видели в простом мужике человека, личность со своим миром чувств, переживаний, мыслей. В этом близость картины со стихотворением, которая проникнута любовью к детям.
VIII. Домашнее задание: выучить наизусть отрывок «Мужичок с ноготок».
IX. Подведение итогов урока.
|