Технология развития критического мышления. В.Закруткин. "Матерь человеческая"
17.01.2009, 21:18:57
Цели урока:
1. Подвести
к осознанию того, что у поверженного врага есть право на гуманное обращение
даже в том случае, если его противники охвачены желанием отомстить;
2.
Способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в
учебе, но и в обычной жизни (умение работать с информацией, анализировать
различные ситуации (учебные и жизненные), умение принимать взвешенные решения,
способность к разумному рефлективному творческому мышлению).
Задачи
урока:
1. Дать
возможность каждому ученику реализовать себя, получая положительные эмоции от
процесса обучения, а также - конструировать свое собственное знание. (Известно:
ценным является знание, добытое своим трудом).
2.
Воспитание социальной ответственности. (Для этого весь учебный процесс
целесообразно тесно увязать с конкретными жизненными задачами и проблемами, с
которыми дети сталкиваются в повседневности).
ХОД УРОКА
I. На стадии
вызова обращаюсь к личному опыту, который поможет подготовить учащихся к
личностному восприятию произведения:
- Были ли в
вашей жизни моменты, когда вами владело чувство ненависти?
- Вспомните,
какие чувства вы испытывали в состоянии ненависти?
- Не было ли
у вас желания простить, понять человека, который вас обидел?
Прогнозирование
по названию.
- Фрагмент
из повести "Матерь человеческая". Как вы думаете, о чём отрывок?
Данный приём
повышает не только интерес к чтению, но и акцентирует внимание на такой детали,
как название.
Краткий
рассказ об авторе. Закруткин Виталий Александрович родился на станции
Кочетковская - на - Дону, Ростовской области. В 1932 году Виталий экстерном
окончил Благовещенский педагогический институт. Преподавал в Новгородском
учительском институте им. М.Н. Покровского В 1936 году В. Закруткин защитил
кандидатскую диссертацию о романтических поэмах А.С. Пушкина. В этом же году он
получил назначение на должность заведующего кафедрой русской литературы
Ростовского педагогического института. Виталий Александрович был лично знаком с
А. Серафимовичем, М. Шолоховым. Закруткин готовился к защите докторской
диссертации о творчестве Л.Н.Толстого. Но война круто изменила планы
Закруткина. Он отправляется на фронт военным корреспондентом. По живым
впечатлениям от боев им была написана книга фронтовых рассказов и очерков
"На переднем плане". В. Закруткин - автор рассказа
"Подсолнух", повести "Матерь человеческая". В.А. Закруткин
был похоронен во дворе собственного дома, ставшего музеем. В его честь назван
теплоход.
Сегодня мы
будем читать фрагмент из повести В. Закруткина "Матерь человеческая",
но читать не как обычно, а с остановками.
II. Работа с
художественным текстом. В данной части урока реализуется схема "вызов -
осмысление - размышление". Учащиеся получают следующий алгоритм работы:
- чтение
текста от "остановки до остановки";
- вопрос -
прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке;
- ответ -
предположение, его обоснование.
Итак, читаем
текст (работа ведется только индивидуально).
"Матерь
человеческая"
Мария сквозь
слёзы осмотрела двор и вспомнила: погреб! Там она сможет укрыться от дождя и
снега, от зимних холодов, от вражеских пуль и снарядов, там в погребе можно
жить…
Погреб был
цел. Мария протянула руку, чтобы поднять тяжёлую крышку, но её испугало
поведение собаки. Дружок завертелся вокруг погреба, принюхиваясь к земле, потом
остановился. Шерсть на его спине встала дыбом. Оскалив острые клыки, он
угрожающе заворчал.
(Первая
остановка)
- Чем можно
объяснить такое поведение собаки?
Сжимая в
руке вилы, Мария откинула крышку лаза и отпрянула. На земляном полу погреба
сидел живой немецкий солдат. Немец был бледный, измождённый, с тонкой
мальчишеской шеей, он был ранен. В какое-то неуловимое мгновение Мария
заметила, что немец испугался её, и поняла, что он безоружен.
Наклонившись
над лазом, она молча смотрела на немца. Он не спускал с неё светло-голубых,
расширенных от ужаса глаз. Губы его дрожали, кривились в жалком подобии улыбки,
но, скованный страхом, он не произносил ни одного слова. На вид ему было не
больше семнадцати лет. Всё выдавало в раненом немце мальчишку, желторотого,
лопоухого, объятого ужасом недоростка.
Ненависть и
горячая, слепая злоба захлестнули Марию, сдавили сердце, тошнотой прихлынули к
горлу.
(Вторая
остановка)
- Как вы
думаете, почему Мария испытывает злобу и ненависть?
- Попробуйте
передать чувства героини через определения, или музыкальный аккорд, или
цветовую палитру.
- Какие
цвета будут доминировать?
Алый туман
застил ей глаза, и в этом негустом тумане она увидела безмолвную толпу хуторян,
и раскачивающегося на тополевой ветке Ивана, и босые ноги повисшей на тополе
Фени, и чёрную удавку на детской шее Васятки, и их, палачей-фашистов. Теперь
здесь, в её, Марьином , погребе, лежал один из них, полураздавленный, недобитый
гадёныш.
Мария ещё
ниже склонилась над лазом. Держак остро отточенных вил сжала так, что побелели
пальцы. Хрипло сказала, не слыша собственного голоса:
- Чего будем
делать? Скажи мне одно: где мой муж Ваня и сыночек Васёнка? И ещё скажи мне: за
что удавили Феню и девочку Саню за что убили? Молчишь? Молчи, молчи…
Она повернулась,
спустила ноги в лаз, постояла на первой ступеньке лестницы… Постояла на второй,
глаз не сводя с немца и сжимая в руках вилы…
Медленно
спускалась она в погреб, каждая ступенька (их было девять) приближала её к тому
неотвратимому, что она должна была совершить во имя высшей справедливости,
которая сейчас в её горячем сознании укладывались в знакомые с детства слова:
"Смертию смерть поправ…"
(Третья
остановка)
- Какое
желание овладело Марией?
- Какова
проблема фрагмента повести?
Вот и последняя
ступенька. Мария остановилась. Сделала ещё один шаг вперёд, мальчишка-немец
шевельнулся. Он хотел отодвинуться, втиснуться в угол, уползти в темноту, но
обмякшее, бессильное тело не слушалось его. Уже в то мгновение, когда голова
Марии показалась в открытом люке погреба, он по выражению её лица почувствовал,
что его ожидает смерть. Три острия карающих вил с каждой секундой приближали
его конец.
Мария высоко
подняла вилы, слегка отвернулась, чтобы не видеть то страшное, что должна была
сделать, и…
- Как
поступит Мария: подчинится жажде мщенья и вступит в "порочный круг"
или сможет побороть это разрушительное желание?
в это
мгновение услышала тихий, сдавленный крик, который показался ей громом:
-Мама!
Ма-а-ма!..
Слабый крик
множеством раскалённых ножей впился в грудь Марии, пронзил её сердце, а
короткое слово "мама" заставило содрогнуться от нестерпимой боли.
Мария выронила вилы, ноги её подкосились. Она упала на колени и, прежде чем
потерять сознание, близко-близко увидела светло-голубые, мокрые от слёз
мальчишеские глаза…
(Четвёртая
остановка)
- Что, по
вашему мнению, заставило Марию отказаться от мести?
Очнулась она
от прикосновения влажных рук раненого. Захлёбываясь от рыданий, он гладил её
ладонь и говорил что-то на своём языке, которого Мария не знала. Но по
выражению его лица, по движению пальцев она поняла, что немец говорил о себе: о
том, что он никого не убивал, что его мать такая же, как Мария, крестьянка, а
отец недавно погиб под городом Смоленском, что он сам, едва закончив школу, был
мобилизован и отправлен на фронт, что ни в одном бою ни разу не был, только
подвозил солдатам пищу.
Мария молча
плакала. Смерть мужа и сына, угон хуторян и гибель хутора, мученические дни и
ночи на кукурузном поле - всё, что она пережила в тяжком своём одиночестве,
надломило её, и ей хотелось выплакать своё горе, рассказать о нём живому
человеку, первому, кого она встретила за все последние дни. И хотя этот человек
был одет в серую, ненавистную форму врага, но он был тяжело ранен, к тому же
оказался совсем мальчишкой и - видно по всему - не мог быть убийцей. И Мария
ужаснулась тому, что ещё несколько минут назад, держа в руках острые вилы и
слепо подчиняясь охватившему её чувству злобы и мести, могла сама убить его.
Ведь только святое слово "мама", та мольба, которую вложил этот
несчастный мальчик в свой тихий, захлёбывающийся крик, спасли его.
(Пятая
остановка)
- Как будут
меняться в связи с этим ощущения героини?
Осторожным
прикосновением пальцев Мария расстегнула окровавленную сорочку немца, слегка
надорвала её, обнажила узкую грудь. На груди, с правой стороны увидела две
продолговатые раны, затянутые запёкшейся кровью. Так же осторожно стащила
мундир, повернула раненого на бок, осмотрела спину. На спине была только одна рана,
и Мария поняла, что второй осколок бомбы не вышел, засел где-то в груди. Сложив
руку так, словно держала в ней стакан, и поднеся её ко рту, спросила:
- Ты небось
пить хочешь?
Немец
закивал головой.
- Подожди, -
сказала Мария, - я подою корову, напою тебя молоком. Воды на хуторе нет.
Бережно неся
миску с молоком, Мария спустилась в погреб. Присела рядом с немцем на корточки
и, поддерживая рукой его горячий затылок, напоила молоком. Не выпуская её руку,
раненый всхлипнул, закрыл глаза и стал засыпать…
Она
вспомнила, что на лугу, возле лесной опушки, должны стоять копёшки не
свезённого хуторянами сена. Решила сходить туда, принести охапку сена и
постелить умирающему немцу.
- Что мне с
тобой делать? - качая головой, спросила Мария. - Как тебе помочь? Где я найду
доктора, когда кругом только смерть и разорение?
Вернер Брахт
- так звали немца - молчал и слабо, страдальчески улыбался. Боясь, что он умрёт
ночью, в полной темноте, Мария растопила на костре немного конского жира,
свернула из тряпки тонкий фитилёк, засветила светильник, поставила его в углу
погреба.
Трепетный
огонёк еле освещал измождённое мальчишеское лицо немца. Он долго смотрел на
огонёк немигающими глазами, потом протянул к Марии руки и сказал, как в первую
минуту их встречи:
- Мама!
Мама!
И Мария
поняла,
(Шестая
остановка)
- Как вы
думаете, что поняла Мария?
Что она -
последний человек, которого обречённый на смерть немец видит в своей жизни, что
в эти горькие и торжественные часы его прощания с жизнью в ней, в Марии,
заключено всё, что ещё связывает его с людьми, - мать, отец, небо, солнце,
родная немецкая земля, весь огромный и прекрасный мир. И его протянутые к ней
худые, грязные руки, и полный мольбы и отчаяния угасающий взгляд - Мария и это
поняла - выражают надежду, что она в силах отстоять его уходящую жизнь,
отогнать смерть…
Обхватив
руками колени, Мария неподвижно сидела у изголовья Вернера Брахта, не выпуская
из рук его холодеющие руки. Заметив в щели неплотно закрытого люка, что взошло
солнце, она осторожно поднялась, погасила светильник, открыла люк. Свежий,
прохладный ветер хлынул в погреб, шевельнул на бессильно откинутой голове
умирающего белокурые волосы.
(Седьмая
остановка)
- Как,
по-вашему, будут развиваться события дальше? Почему?
(На этой
стадии используется приём "дерево предсказаний")
Мария
поднялась по ступенькам, остановилась на последней. Торжествующий мир сиял
осенней красотой: светило неяркое солнце, по голубому небу, редея, лениво
рассеиваясь, плыли лёгкие облака. Над головой Марии медлительно, с волнующим гортанным
криком пролетела на юг стая гусей. А совсем рядом, внизу, в полутёмном углу
погреба умирал человек, почти мальчик, по имени Вернер Брахт, умирал бесцельно,
глупо, посланный на смерть в угоду свирепым и жадным правителям его страны,
которых он никогда не видел и не хотел видеть и в угоду которым, ещё не живший,
не знавший любви и ненависти, сейчас отдавал свою молодую жизнь…
Вернер Брахт
умер перед полуднем, Мария закрыла ему глаза, пригладила ладонью растрёпанные
волосы, положила руку на холодеющий лоб…
Она посидела
немного. Вытерла слёзы, подумала о том, что жизнь берёт своё, что ей надо жить,
что надо вынести покойника из погреба, этой тёмной, угрюмой норы, уготованной
ей судьбой, чтобы потом всё обладить и приготовить к зиме жалкое своё жильё…
- Какова же
проблема фрагмента из повести "Матерь человеческая"? Если мнение
изменилось, что повлияло на изменение?
Вывод:
Листая страницы повести, сопереживая Марии, разделяя страх Вернера Брахта, мы
понимаем, что война - страшная катастрофа, которая несёт смерть. Но даже во
время войны человек может побороть в себе желание отомстить и оказать помощь
безоружному, страдающему человеку, который больше не представляет реальную
угрозу.
III. Стадия
рефлексии - завершающая стадия урока в режиме технологии критического мышления.
На стадии
рефлексии проводится групповая творческая работа.
Задания
группам могут быть такими:
Группа 1.
Эссе по впечатлениям от рассказа.
Группа 2.
Сочинение - рассуждение об идее произведения.
Группа 3.
Покажите этот рассказ при помощи цвета. Докажите, почему это так.
Группа 4.
Напишите, как вы относитесь к первоначальному, мгновенно возникшему решению
Марии "убить убийцу" "во имя высшей справедливости".
Выполнив
задание, группы знакомят класс с результатом.