"А душу можно ль рассказать?" ("МЦЫРИ" ЛЕРМОНТОВА)
01.02.2009, 16:49:03
Цели урока:
организовать деятельность
учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся в рамках темы;
закрепить навыки
рассуждения на литературную тему.
Ход урока
I. Постановка учебной
задачи.
Учитель. Помните, ребята, на прошлом уроке мы говорили о
цветке, чем он говорит. Вы сказали, что он говорит запахами и цветом, а чем,
по-вашему, говорит душа человека? (голосом, мыслями, взглядом, любовью,
красотой, т.е. внутренним миром). Я бы хотела обратиться к стихотворению
Фазу Алиевой "Душа”:
Душа – не вздох,
Не звук пустой,
Не приземленная работа.
Она окрылена мечтой
И жить не может без полета.
Ей надо, не жалея сил,
Парить, сроднившись с высотою,
Так, чтоб навстречу ветер был
Упруго сжатою волною,
И быть выносливой в пути,
И не бранить дождей постылых,
И горы снежные нести
На широко простертых крыльях.
Я сегодня неспроста начала
урок с этого стихотворения. У каждого из нас есть душа, и у каждого она говорит
своим голосом. А чем говорит душа Мцыри? (свободолюбивым характером)
Итак, мы определили цель
нашего урока – разбирая характер Мцыри, мы должны доказать, что это
свободолюбивый характер. Но чтобы верно судить о человеке, нужно знать его
поступки и обязательно их причины. Поэтому наша задача – выявить истоки и
проявление этого свободолюбия.
- Как вы понимаете смысл
словосочетания свободолюбивый характер?
(Т.е. человек любит
свободу)
– Каково значение слова
"свобода”?
– Свобода – своя воля,
простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стесненья, неволи,
рабства, подчинения чужой воле.
II. Беседа по тексту.
- Свободен ли Мцыри?
– Каким образом Мцыри
попал в монастырь?
– Какое впечатление производит Мцыри – ребенок?
– Как рос?
Вывод.В основе произведения лежит противопоставление:
рожденный среди вольного народа, Мцыри обречен на жизнь в монастыре, стены
которого ассоциируются со стенами тюрьмы.
– Когда формируется
характер?
– Что оказывает влияние на формирование характера? Окружающая обстановка, люди,
а еще то, что генетически заложено в нас. Найдите в тексте описание тех черт,
которые заложены в Мцыри и нарисуйте кластеры:
"Мцыри в детстве” "Мцыри в
монастыре” "Мцыри на свободе”
Работа проводится в
группах, по окончании работы представитель группы защищает кластер. Работы
анализируются и выделяются черты, заложенные природой, характерные всем
трем состояниям: могучий дух, гордость, сила воли.
– Каковы причины побега?(у
него была мечта - вернуться на родину)
– Какая черта характера двигала им? Жажда свободы, воли.
Помогают ли эти черты характера герою во время побега?( Эпизод встречи с
барсом становится гимном силе, мужеству. Мцыри предстает человеком
необыкновенным: ему все по плечу, даже удается почти безоружному в рукопашной
схватке победить хищного зверя). – Почему Мцыри не пытался уйти, когда увидел барса, ведь тот не сразу
почуял его? Докажите мысль свою цитатой из текста.
– Какая черта характера им двигала?
Вывод. Жажда подвига, удаль, смелость, отвага заставляют
юношу вступить в смертельную битву. Лермонтов постоянно подчеркивает, что Мцыри
чужой среди людей, но в мире дикой природы он чувствует себя своим.
– Какой художественный прием использует автор?
(Сравнение)
Выступление ученика.
Помощи людской я не желал,
Я был чужой для них навек, Как зверь степной.
Я видел горные хребты
Причудливые, как мечты.
В снегах, горящих, как алмаз.
И солнце сквозь хрусталь земли
Сияло сладостней луны.
Едва взошла заря,
Палящий луч её обжег
В тюрьме воспитанный цветок.
- Какие средства
выразительности автор еще использует?
Выступление ученика.
Эпитеты.
Выступление ученика.
Метафоры.
Он был "рад вздохнуть в
свою измученную грудь” воздух полей, лесов. У Мцыри сверхчувственное восприятие.
Он "видит” и "слышит” то, что обыкновенному человеку недоступно именно в силу
того, что он чист душой и потому, что он – божий человек ("Судьбой монах”)
Мцыри любит природу, понимает её и чувствует.
Я видел груды темных скал,
Когда поток их разделял,
И думы их я увидал:
Мне было свыше то дано. (Стр.79)
Вывод.Все изобразительные средства направлены на то, чтобы
показать внутреннее душевное богатство Мцыри, человека, умеющего понимать
прекрасное. Только человек с богатым внутренним миром может так восхищаться
природой, а любоваться природой он мог только на свободе.
– Какие черты характера
проявляются при встрече с молодой грузинкой? (Мцыри нежный, способный
любить. В монастыре он был одинок. И, вырвавшись из мрачных стен, он ищет
дружбы, любви).
И мрак очей был глубок,
Так полон тайнами любви,
Что думы пылкие мои смутились.
Когда же я очнулся вновь
И отлила от сердца кровь,
Она была уж далеко.
– Итак, какими же чертами
характера обладал Мцыри? Мы доказали, что Мцыри движет свободолюбие. Только на
свободе он мог любоваться красотой природы, стремиться на родину, рисковать
жизнью в поединке с барсом, общаться с родными и близкими ему людьми, любить,
одним словом, жить. Ключевым словом нашего урока стали слова "свобода” и
"душа”.
Составьте синквейн с данными
словами. (Синквейн – пятистишие, где
первая строка –
основное слово (имя существительное),
вторая строка – 2 определения к нему,
третья строка – 3 глагола к нему,
четвертая строка – фраза из 4 слов, выражающая отношение к этому слову,
пятая строка – метафора к основному слову, выражающая его суть, обычно – одно
слово)
Свобода
Характер
Желанная, окрыляющая
Свободолюбивый, сильный
Помогает, дарует,
воскрешает
Заставляет, позволяет,
поднимает
Свет во мне рождает
В человека меня превращает
Жизнь
Солнце
Душа
Человек
Добрая, парящая
Думающий, действующий
Переживает, любит,
страдает
Взирает, действует,
отвечает
Несет людям только
хорошее
Свою судьбу сам выбирает
Свет
Ваятель
III. Подготовка к
написанию сочинения.
Примерный план раздается
всем учащимся.
Что значит слово
"свобода”?
Истоки и проявление
свободолюбия.
Исповедь Мцыри.
Черты характера,
заложенные природой.
Мцыри – человек с любовью
к свободе и жаждой деятельности.
Чуткость души через
понимание природы.
Бой с барсом – гимн силе.
Мужеству.
Мцыри – человек, жаждущий
любви.
Для Мцыри настоящая жизнь
– это жизнь вне мрачных стен и тесных келий, на свободе.
Домашнее задание. Написать сочинение на тему: "А душу можно ль
рассказать?»