Цель урока: проследить,
как Островский универсально реализует метафору грозы, как через образ
грозы показывает грозовое состояние общества, грозу в душах людей; помочь
учащимся подготовиться к сочинению типа "Смысл названия…”
ХОД УРОКА
На доске
эпиграф: "Мы не подберем названия – что это значит? Это значит, что идея пьесы
не ясна; что сюжет не освещен как следует… что самое существование пьесы не
оправдано; зачем она написана, что нового хочет сказать автор?”
А. Н.
Островский.
I.
Постановка учебной задачи.
–
Перечитайте тему урока, попробуйте определить сами учебную задачу. О чем будем
говорить на уроке? Назовите ключевые слова в формулировке темы урока? (Гроза –
действующее лицо.) Значит, будем говорит о грозе как действующем лице пьесы.
Этого недостаточно. Перечитайте эпиграф к уроку. Что нового хочет сказать
автор? (Гроза – идея - сюжет).
Итак,
учебная задача урока – выяснить, в чем смысл названия пьесы; учиться
анализировать драматический текст; подготовиться к сочинению "Смысл названия
пьесы А.Островского "Гроза”.
II. Беседа
по тексту.
– С чего
начнем разговор? (С определения значения слова "гроза”.)
Проверка
домашнего задания.
– Каково
значение слова "гроза” по словарю В.И.Даля? (Страх, шум, беспокойство,
нарушение порядка, сокрушить, гром, явление природы, угроза, грозить, трагедия,
очищение.)
– В каком значении "гроза” появляется в пьесе? (В первом значении – "угроза”,
"острастка”, "ругатель”.)
Вывод № 1. Вся
экспозиция связана со значением слова "гроза”. Островский универсально
реализует метафору грозы.
– С какими
образами связана метафора грозы в экспозиции? (Почти со всеми действующими
лицами.)
– Какое значение "грозы” преобладает в экспозиции? (Страх, угроза, грозить.)
Вывод № 2. Для
калиновцев гроза "сверху” и "снизу”. Сверху – наказание божье, снизу – власть и
деньги имущего.
– Какие
образы драмы символизируют грозу снизу? (Дикой, Кабанова.)
– В чем гроза Дикого? (Деньги – сила – страх.)
– В чем гроза Кабановой? (Деньги – сила под видом благочестия – страх.)
Вывод № 3. Цель "воина”
Дикого – беззаконное упоение властью. Кабанова – более сложный вариант
самодурства: ее цель – законное упоение властью (под видом благочестия).
– Для чего
им нужен страх в обществе? (Удержать власть.)
– Только ли Дикой и Кабанова испытывают упоение властью? (Проанализируйте
монолог Кулигина в 1-м действии.)
Вывод № 4. Островскому
в развернутой композиции нужно было показать, что порядок купеческого городка,
корни которого старообрядческие, держится на страхе.
Осадная война Кабанихи, так же, как и лихие наскоки Дикого, идет от
неуверенности и тревоги. Тревога Дикого смутная и неосознанная, страх Кабанихи
осознаннный и дальновидный: что-то не ладится, что-то сломано в механизме
власти и подчинения.
Таким образом, метафора грозы – страх, упоение властью, угроза, грозить –
проходит через всю экспозицию.
– Когда
появляется гроза как явление природы? (В конце 1-го действия.)
– Рассмотрим значение этой сцены. Для чего ввел Островский
полусумасшедшую барыню? К кому она обращается? Что пророчит? На чем основано ее
пророчество? ("Всю жизнь смолоду грешила”.)
– Какова реакция Варвары на ее кликушество? (Улыбается.)
– Какова реакция Катерины? ("Боюсь до смерти…”)
Вывод № 5. У Варвары –
здравый смысл, она с иронией принимает вековые традиции. Это ее защита. Расчет
и здравый смысл нужен Варваре против страха. У Катерины – полное отсутствие
расчета и здравого смысла, повышенная эмоциональность.
– Что
страшит Катерину? (Смерть застанет с помыслами греховными, лукавыми.)
– Чем можно подтвердить, что данную сцену автор определил как завязку? (Звучат
2 раза раскаты грома. Страх Катерины усиливается.)
Таким
образом, в завязке действия участвует гроза.
– Какое
потрясение испытала Катерина в сцене прощания Тихона перед отъездом в Москву?
(Потрясена унижением.)
– Докажите текстом. Обратите внимание на ремарки.(Д.2, явл. 3,4.)
– "Предвещать дурной исход” – это еще одно значение слова "гроза”. Как это
значение обыгрывается в данной сцене?
– "Тиша, не уезжай…” - "Ну, бери меня с собой…” - "Батюшки, погибаю я…” -
"…возьми клятву…” (Д. 2, явл.4.)
– Способен ли Тихон защитить Катерину? Какие нормы Домостроя нарушает Катерина?
(Кидается Тихону на шею. – Не воет: "Что народ-то смешить”.)
– Как метафора грозы врывается в монолог Катерины после сцены прощания? ("
…сокрушила она меня…”) Проанализируйте монолог Катерины (Д.2, явл.4).
– Как Кудряш предупреждает Бориса о возможной погибели Катерины? ("Только бабы
взаперти сидят.” – "Значит, вы ее совсем загубить хотите.” - "Съедят, в гроб
вколотят”.)
Врывается
тема гроба, могилы, которая с этого момента звучит сильнее.
– Способен
ли Борис защитить Катерину? Кто пытается защитить героиню? (Кулигин.)
– Каким образом? (Предлагает поставить громоотвод.)
– Как вы думаете, почему так рассердился Дикой в разговоре с Кулигиным о громоотводе?
("Гроза-то нам в наказание посылается…”)
Громоотвод
против самого Дикого. Страх божий испытывают перед самим Диким, боятся
наказания от самого Дикого. У Кабанихи та же роль; вырвавшись от нее, Тихон
радуется, что над ним "две недели никакой грозы не будет”. Самодурство связано
со страхом за свою власть, поэтому оно требует постоянного ее подтверждения и
испытания.
– Когда
второй раз гроза как явление природы врывается в пьесу? Проанализируйте эту
сцену. Найдите устрашающие, предупреждающие фразы присутствующих ("гроза даром
не пройдет”, "…ползет, шапкой обложило ”).
– Почему Катерина при появлении барыни с криком прячется?
– К кому обращается сумасшедшая барыня? Найдите устрашающие, ключевые фразы в
речи барыни. ("…умирать не хочется…” - "…Красота-то ведь погибель…” - "…в омут
с красотой-то…” - "…от бога не уйдешь…”)
– Назовите стечение обстоятельств, которые усиливают трагедию в душе Катерины и
ведут к признанию. (Разговоры присутствующих, сумасшедшая барыня с ее
пророчеством, геена огненная.)
И как удар
грома звучит признание Катерины.
Для Катерины гроза (как и для калиновцев) не глупый страх, а напоминание
человеку об ответственности перед высшими силами добра и правды. "… небесная
гроза… только гармонирует с грозою нравственною еще более ужасною. И свекровь –
гроза, и сознание преступления - гроза”. (Мих. Писарев.)
Таким образом, в кульминационный сцене тоже присутствует гроза.
Гроза несет очищение. Смерть Катерины, подобно грозовому раскату, грозовому
разряду, несет очищение: просыпающееся чувство личности и новое отношение к
миру.
– В ком из
героев под воздействием смерти Катерины просыпается личность? (Варвара и Кудряш
убежали. – Тихон впервые обвиняет принародно мать: "вы ее погубили”. – Кулигин:
"… душа теперь не ваша, она перед судией, который милосерднее вас!”)
Итак, А.Н.
Островский универсально реализовал метафору грозы в пьесе. Название
пьесы представляет собой образ, символизирующий не только стихийную силу
природы, но и грозовое состояние общества, грозу в душах людей. Гроза проходит
через все элементы композиции (с образом грозы связаны все важные моменты
сюжета). Островский использовал все значения слова "гроза”, указанные в словаре
В. Даля.
III.
Подготовка к написанию сочинения. Составление плана.
Учащиеся
совместно с учителем формулируют вступление, тезис, заключение, а над основной
частью работают дома.
Примерный
план.
I. Значение
слова "гроза” по словарю В. Даля.
II.
Островский в своей драме универсально реализует метафору грозы.
1. Дикой и
Кабаниха – "гроза” для калиновцев, пример самодурства.
2. Предчувствие несчастья и страх Катерины после первого удара грома.
3. Катерина потрясена унижением в сцене прощания Тихона перед отъездом в
Москву.
4. Кулигин предлагает поставить громоотвод.
5. На фоне грозы Катерина признается в измене.
6. Катерина – жертва "внутренней грозы”, "грозы совести”.
III. Смерть
Катерины, подобно грозовому разряду, несет очищение.
IV. Домашнее
задание:
Разработать
план основной части.
Подготовить
устное сочинение на тему: "Смысл названия пьесы Островского "Гроза».