ТИП УРОКА: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме.
ЦЕЛИ:
-
знать содержание повести, показать различные формы и приёмы работы по анализу идейно-художественного своеобразия повести;
-
развивать эмоциональное восприятие художественного текста;
-
формировать гуманистическое мировоззрение, чувство патриотизма.
ОБОРУДОВАНИЕ: тексты, тетради, портрет Куприна, учебники.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: построение, принятие рапорта, приветствие кадет, проверка наличия текстов, определение цели занятия. (2 мин.)
II. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ (6 мин.)
Великолепная повесть. Я полагаю, на всех честных, думающих офицеров она должна произвести неотразимое впечатление.
М. Горький
Я тоже надеюсь, что сегодняшний разговор по этому произведению А.И. Куприна поможет вам создать свой идеал командира, заставит серьёзно задуматься над положением современной армии и сравнить его с царской армией начала XX века, увидеть социальные и нравственные проблемы. "Реалист по самой сущности своего таланта, Куприн чувствовал себя уверенно как художник только тогда, когда прочно стоял на почве реальной действительности и отлично знал то, что изображал”. (Литературовед Ф. И. Кулешов.)
Повесть вышла в 1905 году в мае в дни разгрома русского флота при Цусиме. Изображение отсталой, небоеспособной армии разложившихся офицеров, забитых солдат имело важный общественно-политический смысл: – политический смысл: это был ответ на вопрос о причинах дальневосточной катастрофы.(6 мин)
III. БЕСЕДА (25 мин.)
-
Какова основная тема повести? (Кризис России, всех сфер русской жизни.)
-
Какие три основные тематические линии вы увидели в повести? (Жизнь офицеров, солдат, отношения между людьми.)
Вывод.Жестокими штрихами, Куприн рисует армейскую среду. Из многолетнего опыта созданы образы офицеров. Приведите свои примеры. Почти все карьеристы, пьяницы, тупые и невежественные. Служба для них скучная, тягостная обязанность. Интеллектуальных интересов нет никаких, ни читать, ни думать они не умеют, да и не хотят.
Вывод.Люди превращены в безропотные механические величины, называемые ротой, батальоном, полком.
Вывод. Начитавшись Ницше, Назанский проповедует индивидуализм, преклоняется перед своим "я”, ставит себя выше других людей, презирает их.
IV. СЛОВО УЧИТЕЛЯ (2 мин.)
Поручик Ромашов дан в непрерывном движении, в процессе его внутреннего изменения и духовного роста. Он отличается коренным образом от всех офицеров в повести.
V. СООБЩЕНИЯ КАДЕТ ПО ТЕКСТУ (5 мин.)
VI. СЛОВО УЧИТЕЛЯ (3 мин.)
Литературовед И. А. Питляр утверждал, что повесть "Поединок” – явление большого реалистического искусства, в котором беспощадно правдивое изображение "ужаса и сказки военной жизни” сочеталось с большой достоверностью в раскрытии психологии человека, переживающего серьёзный нравственный перелом, в изображении ломки сознания, высвобождающегося из пут уродливых "кастовых предрассудков”.
-
Ребята, как вы думаете, почему я очень просила прочитать вас эту повесть внимательно? Это была моя прихоть, учительский принцип?
-
Ответить на все вопросы, поставленные Куприным в повести, за один урок невозможно? О чём мы не успели поговорить? (Об отношениях с женщинами и о названии повести "Поединок”.)
-
Это и будет предметом нашего разговора на следующем уроке.
VII. ЗАДАНИЕ НА САМОПОДГОТОВКУ (1 мин.)
1. Подготовить рассказ по тексту: 1 в. Ромашов и Шурочка Николаева. 2 в. Ромашов и Раиса Петерсон. 2. Анализ эпизода "Последняя встреча Ромашова с Шурочкой Николаевой”. (Индивидуально.)
VIII. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК (1 мин.)
|