Цели:
- Познакомить детей с творчеством русского писателя А.М.Ремизова.
- Показать своеобразие языка произведений Ремизова, его богатство.
- Развивать умение анализировать художественное произведение, делать сравнительный анализ.
- Воспитывать у детей интерес к русской литературе, развивать творческие способности.
Оформление урока:
1. Портреты А.М. Ремизова и М. Волошина.
2. Эпиграф:
Со свитой птиц, С огнем всезрящих глаз Сквозь наши будни Ткет нам праздник Сказка
К. Бальмонт
3. Цитаты на доске:
Противен яркий свет очам больной души, Люблю я темные таинственные сказки.
Д.С.Мережковский.
Мне нужно то, чего нет на свете… И это желание не знаю откуда… Но сердце хочет и просит чуда.
З.Н.Гиппиус.
В лес дремучий по камушкам Мальчика-с-пальчика, Накрепко за руки взявшись и птичек пугая, Уйдём мы отсюда, уйдём навсегда…
А.М.Ремизов
3. Цитаты на планшетах:
"До сих пор я верю в то, что от начала Бог создал для каждого человека отдельный мир и что в этом мире, который внутри нас, каждый и должен жить”
Оскар Уайльд
"Мир - словарь. Меня можно оцарапать словом и обольстить”
А.М. Ремизов
"Каких-каких сказок я не наслушался в те первые мои годы!.. Я счастлив, что родился русским на просторной, полной до краев, глубокой без дна, как океан, Русской земле...”
А.М. Ремизов.
4. На доске:
Сказки "Посолонь” - книга яркая, простая, кристально прозрачная, детская.
"Посолонь” - книга народных мифов и детских сказок.
Книга сказок
"Посолонь” (4 части)
"Красочки”
"Весна-красна” "Лето красное” "Осень тёмная” "Зима лютая”
Посолонь - по солнцу, по течению солнца. Содержание книги делится на четыре части: весна, лето, осень, зима, - и обнимает собою круглый год.
5. Словарная работа (на доске):
Синкретизм- (греч. соединение, объединение) слитность, смешение, неограниченное соединение разнородных элементов.
"Эпоха была синкретической... Было чувство таинственности мира” (Н.А. Бердяев)
Каллиграфия- искусство писать четким красивым почерком.
- Словарная работа (индивид.): раздаточный материал у каждого ученика на парте.
- Музыкальное сопровождение: П.И. Чайковский "Времена года”.
- Костюмы для инсценирования "Красочки”.
Ход урока:
В работе учитель использует следующий материал:
1. Сказка серебряного века: Сборник/Сост. и коммент. Т. Берегулевой-Дмитриевой. М. ТЕРРА, 1997 г. (Вступительная статья Т. Берегулевой-Дмитриевой).
2. Максимилиан Волошин. Лики творчества. Ленинград. "Наука”, 1988. (Алексей Ремизов. "Посолонь”).
Учитель.
Чтение произведения Р. И. Рождественского "Баллада о незаменимых”.
- Я не случайно начала этот урок со стихотворения нашего поэта-современника Роберта Рождественского, в котором говорится о уникальности и незаменимости каждого человека, каков бы он ни был: "большой " или "маленький”.
Еще совсем недавно творчество многих замечательных поэтов и писателей первой половины XX века было нам недоступно. До некоторых пор нашему читателю не были знакомы удивительные стихи Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Николая Гумилева, Бориса Пастернака, замечательные прозаические произведения Ивана Шмелева, Бориса Зайцева, Василия Розанова и многих других. Считалось, что эта литература - литература "прошлого, старого мира”, она неактуальна и чужда нашему поколению. А главное - утверждалось, что творчество этих мастеров вполне заменимо произведениями более современными, отражающими нашу жизнь, наши достижения и успехи при строительстве "нового мира”. Но прошли годы, и стало совершенно ясно, что нельзя заменить в литературе одно другим, что творчество любого МАСТЕРА имеет право на жизнь, а произведения Пастернака, Ахматовой, Бунина..., как и творения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, всегда будут современны, потому что все
ОНИ - НЕ-ЗА-МЕ-НИ-МЫ
Сегодня наш урок идет под рубрикой "Возвращенные имена”. После долгих лет забвения к нам возвращаются прекрасные произведения русского писателя Алексея Михайловича Ремизова, с некоторыми из них я рада вас сегодня познакомить.
Время, когда жил и творил Алексей Михайлович Ремизов, называется серебряным веком русской культуры (разговор о серебряном веке на предыдущих уроках). Серебряный век был отмечен смешением разных литературных направлений, философских и религиозных течений.
"Эпоха была синкретической” ...Было чувство таинственности мира”. (Н.А.Бердяев)
Это чувство выражалось у писателей того времени и "в жажде сказочных чудес”. (по утверждению К. Д. Бальмонта)
Обратите внимание на высказывания поэтов того времени (цитаты на планшетах):
Противен яркий свет очам больной души, Люблю я темные таинственные сказки.
Д.С.Мережковский.
Мне нужно то, чего нет на свете… И это желание не знаю откуда… Но сердце хочет и просит чуда.
З.Н.
Гиппиус.
Приглашал в мир волшебной сказки и А.М.Ремизов
В лес дремучий по камушкам Мальчика-с-пальчика, Накрепко за руки взявшись и птичек пугая, Уйдём мы отсюда, уйдём навсегда…
А.М. Ремизов выделялся среди писателей начала века своей необычайной любовью к народной сказке, творческим переосмыслением русского фольклора и народной мифологии. Алексей Михайлович - одна из сложнейших человеческих и художественных натур в галерее русских писателей прошлого 100-летия.
Ремизов- талантливый каллиграф, который в своих шуточных "обезьяньих” посланиях и наборных рукописях собственных произведений дал вторую жизнь древнерусскому шрифту.
Ремизов- оригинальный рисовальщик, чьи рисунки высоко ценили П. Пикассо и А.Бретон.
"До сих пор я верю в то, что от начала Бог создал для каждого человека отдельный мир и что в этом мире, который внутри нас, каждый и должен жить”.
Оскар Уайльд
Ремизов создал свой особый мир и прожил в нем всю жизнь. Очень своеобразна внешность писателя.
Ученица (из воспоминаний М. Волошина):
Сам Ремизов напоминает своей наружностью какого-то стихийного духа, сказочное существо, выползшее на свет из темной щели. Наружностью он похож на тех чертей, которые неожиданно выскакивают из игрушечных коробочек, приводя в ужас маленьких детей. Нос, брови, волосы - все одним взмахом поднялось вверх и стало дыбом.
Он по самые уши закутан в дырявом вязаном платке. Маленькая сутуловатая фигура, бледное лицо, выставленное из старого коричневого платка, круглые близорукие глаза, темные, точно дырки, брови вразлет и маленькая складка, мучительно дрожащая над левою бровью, острая бородка по-мефистофельски, заканчивающая это круглое грустное лицо, огромный трагический лоб и волосы, подымающиеся дыбом с затылка, - все это парадоксальное сочетание линий придает его лицу нечто мучительное и притягательное, от чего нельзя избавиться, как от загадки, которую необходимо разрешить.
Задание:
- Предлагаю угадать из нескольких предложенных портретов портрет Ремизова.
Учитель:
- Кстати, интересно и значение фамилии Ремизов.
Ремизов - ремиз, разновидность синицы, маленькая юркая птица. Отсюда и прозвище для подвижного суетливого человека. Не менее интересна и его комната.
Ученица (из воспоминаний М. Волошина):
Его письменный стол и полки с книгами уставлены детскими игрушками. Белая мышка-хвостатка стережет шкатулку. А в шкатулке храниться колдовской платок. "Махнешь им, а за спиной озеро встанет”. Платок шелковый, полуистлевший от времени, точно из паутины сотканный. Вылинявший пурпур с черным.
На желтых кожаных переплетах старопечатных книг сидят две белки-мохнатки "и орешки щелкают”. Около чернильницы стоит глиняная курица с глупым и растерянным лицом... На картонке сидит Зайчик Иваныч: одно ухо опущено и одним глазом глядит...
Детские игрушки - это древнейшие боги человечества. Рукой первобытного дикаря были они вырезаны из обрубка дерева. Воцарились олимпийские боги, но они остались жить около человеческого очага.
Учитель:
- Все факты своей жизни, своей биографии Ремизов мифологизировал.
Родился он в Москве 24 июня 1877 года, в ночь на Ивана Купала:
"В купальскую ночь цветок папоротника, горя нестерпимым огнем, ожег мне глаза...” (отсюда особое видение мира). Даже собственное имя - Алексей - было дано Ремизову в честь московского митрополита Алексия. А это, казалось ему, особый знак.
"Петр, Алексий, Иоанн, Филипп - живые ... московские чудотворцы...”
Не удивительно, что такой необыкновенный человек, имеющий сказочную внешность, не мог не сочинять сказки.
В автобиографической книге "Подстриженными глазами” он вспоминал, что сказка вошла в его жизнь с молоком кормилицы:
"Каких-каких сказок я не наслушался в те первые мои годы!..
Я счастлив, что родился русским на просторной, полной до краев, глубокой без дна, как океан, Русской земле...”
Образы русской мифологии и фольклора, преображенные щедрой фантазией А.М. Ремизова, легли в основу его книги народных мифов и детских сказок.
"Посолонь” (1907 г.)
Посолонь - по солнцу, по течению солнца. На Спиридона-поворота (12 декабря) солнце поворачивает на лето и ходит до Ивана Купала (24 июня), с Ивана Купала поворачивается на зиму. Содержание книги делится на четыре части: весна, лето, осень, зима, - и обнимает круглый год (см. на доску).
"Посолонь”, по солнцу, в согласии со временами года, сменяют друг друга календарные обряды, разворачиваются магические действа, пробуждаются диковинные существа, оживает языческий мир, куда причудливо вплетены детские игры, считалки, колядки, заговоры.
Как степь, тянется "Посолонь” без конца и без начала, меняя свой лик только по временам года (разделам сборника, от "Весны-красны” переходя к "Лету красному”, сменяясь "Осенью тёмной”, замирая "Зимой лютой”).
Ремизов ничего не придумывает. Его сказочный талант в том, что он подслушивает молчаливую жизнь вещей и явлений и разоблачает внутреннюю сущность, древний сон каждой вещи.
Учитель:
Предлагаю познакомиться с одним из произведений 1-й части ("Весна-красна”) сборника "Посолонь” - "Красочки”, которое является мифологической обработкой детской игры.
- Ребята, вспомните, а что собой представляет игра "Краски”? Как в неё играют? (воспоминания детей).
- А вот какую справочку об игре мы читаем у Ремизова:
"Играют в Красочки так: выбирают считалкой (Федя-Медя, Сьел медведя, Продал душу За лягушу, Родивон, Выйди вон.) Беса и Ангела, остальные называют себя каким-нибудь цветком; название цветов объявляют Ангелу и Бесу, не говоря, кому какой цветок принадлежит. Ангел и бес должны будут сами разобрать цветы. Сначала приходит Ангел, звонит, спрашивает цветок, потом приходит Бес стучит, спрашивает цветок. Так, чередуясь, разбирает все цветы. Играющие составляют две партии – цветы Ангеловы и цветы Бесовы.
Ангел приступает к исповеди, а Бес своей партией искушает – рассмеивает.
Вся игра в том и заключается, чтобы рассмеять: кто рассмеётся, тот идёт к бесу”.
А теперь посмотрите, как красиво это представлено в сказке "Посолонь” (дети показывают инсценировку "Красочки”).
Работа с текстом "Красочки”(чтение и изучение).
Учитель (из воспоминаний М. Волошина):
"Вы любите читать словари?” - спросил Теофиль Готье молодого Бодлера, когда тот пришёл к нему в первый раз. Бодлер любил словари, и отсюда возникла их дружба. Надо любить словари, потому что это сокровищницы языка.
Слова от употребления устают, теряют свою заклинательную силу.
Тогда необходимо обновить язык, взять часть от древних сокровищ, скрытых в тайниках языка, и бросить их в литературу”.
Главная драгоценность книги "Посолонь” - это её язык. Алексей Михайлович Ремизов, продолжая традиции Гоголя и Лескова, завораживает нас словотворчеством.
Задание:
- Приведите пример из текста "Красочки” истинно "ремизовских” слов и выражений, постарайтесь их перевести.
1. Вертушка – те, кто вертится, кто на месте смирно минуты не посидит, непоседа, а также человек ветряный.
2. Пузичко – животик.
3. Юлой юлят – егозят.
4. Гуготня – хохот, писк, прыск сорвавшегося смеха.
5. Рогача – стрекача задавать – выверты вывёртывать.
6. Бес-зажига – зачинатель, зачинщик.
Задание:
- Какие литературные приёмы и средства выразительности речи вы увидели в сказке "Красочки”? Чем она схожа с фольклорной?
1. Использование диалога.
2. Всё одушевляется и олицетворяется; цветы, тучка, солнышко…
3. Фольклорные (народные) выражения: плутовка, крепилась-крепилась, будь ты кисель киселём, делают моську, рожицы корчит, прыснула, оголтели, мять да тискать, очухались, показали шишики, курлыкали.
4. Использование числа семь: семь бесенят и ещё семь.
5. В основе построение сюжета – антитеза: Бес – Ангел (Бес со своими цветами налево, Ангел со своими цветами направо. Тихо у Ангела… Налево у Беса такое творится…).
6. Использование отрывка из народной игры "Горелки”:
Гори-гори ясно, Чтобы не погасло…
7. Звукоподражательные слова и междометья:
Стук-стук-стук Динь-динь-динь Ой-ой
(Вывод учащихся)
Учитель:
"Мир – словарь. Меня можно оцарапать словом и обольстить”, - говорил А.М.Ремизов.
В своей "цветной” "Посолони” он упивается словесной игрой, магией слова. Огромен интерес писателя и к вечной игре жизненных сил, разного рода играм, хороводам, вихрям, полурастениям… Это нашло отражение и в других его произведениях сборника "Посолонь”, которые я вам рекомендую прочитать: "Кошки и мышки”, "Пальцы”, "Зайчик Иваныч”, "Кострома”.
|