Цели урока:
-
Образовательние: познакомить учащихся с авторской песней на примере творчества Б. Окуджавы.
-
Развивающие: стимулировать развитие художественного мировоззрения, эстетического и нравственного сознания учащихся; продолжить работу над анализом лирического стихотворения.
-
Воспитательные: использовать силу воздействия авторской песни на формирование личности учащихся, их нравственных убеждений, патриотизма
Наглядные пособия, оборудование: мультимедийный проектор, компьютерный класс . Формы работы на уроке:
-
групповая
-
парная
-
индивидуальная
ХОД УРОКА
1.Организационная часть
– Добрый день, ребята, садитесь. В тетрадях записываем число, классная работа .Я рада вас видеть сегодня и надеюсь, что у нас с вами получится интересный и плодотворный урок.
Каждый пишет , что он слышит, Каждый слышит, как он дышит. Как он дышит, так и пишет, Не стараясь угодить…
– О ком поет автор? (О себе и о каждом из нас) – Что необычного в такой манере исполнения? (Он не исполняет, не выступает, а беседует, разговаривает). – Автор наставляет, поучает или доверительно беседует? – Как вы считаете, что важнее в этой песне: текст, музыка или манера исполнения? (Единство) – Как называется такая манера исполнения , когда важны и доверительные интонации, и текст, и музыка, и манера исполнения автора. Автор доверяет нам самое сокровенное. (Авторская) – Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Появляется слайд с темой урока: «Авторская песня».
2. Цели урока
Как вы считаете, каковы цели сегодняшнего урока? Чем мы с вами будем заниматься?
3. Слово учителя. Беседа с классом
– Авторскую песню еще называют бардовской. Какие имена бардов вам знакомы? Булат Окуджава, Ю.Визбор, В.Высоцкий, Ю.Кукин, А.Городницкий, Ю.Ким, А.Галич, Н.Матвеева, Е.Клячкин, М.Ангаров, Арон Крупп, Л.Семаков… – Случайно ли многоточие? – Существует ли сегодня авторская песня? – А в нашем городе? Приведите примеры. – Кто знает, когда появилась авторская песня? Обратимся к энциклопедии КиМ. Авторская песня стала общественным движением 50-90 годов20 века, существует она и сегодня. Но пиком развития стали именно годы «оттепели», когда в противовес официальной советской песне чуть не вся страна слушала и пела песни «неофициальные», соответствующие духу времени, духу романтики, воздуху свободы, песни, обычно простые по мелодии и глубокие по смыслу, заложенному в стихотворный текст. – Что характерно для бардовской песни? (Запись в тетрадь) Вспомните ваши ответы в начале урока.
-
обращенность к каждому человеку;
-
отличительная манера исполнения;
-
важность текста, где текст и музыка нераздельны, музыка является метафорой.
-
искренность;
-
правдивость;
– И мы сегодня попробуем в этом убедиться.
4 . Входной тест по теории литературы
– Сейчас проведем небольшую тестовую работу, позволяющую проверить ваши теоретические знания, которые пригодятся вам при анализе стихотворений. На рабочем столе найдите папку под названием «Тестер». Зарегистрируйтесь, выставьте отметку в ОЛ.
1. Идея художественного произведения –
А) главная мысль, определяющая содержание произведения; Б) круг вопросов, отображенных в произведении.
2. Символ –
А) усьловный знак, образ; Б) течение в литературе конца XIX начала ХХ века.
3. Эпитет – это ...
А) художественное определение; Б) перенос на основе сходства.
4. Метафора – это …
А) художественное определение; Б) скрытое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слова.
5. Лирический герой –
А) форма выявления творческой позиции автора; Б) главный герой произведения.
6. Тема произведения –
А) главная мысль, определяющая содержание произведения; Б) круг вопросов, отображенных в произведении.
– Кто справился без ошибок? Молодцы! У кого одна, две ошибки? Результаты не забудьте внести в ОЛ
5. Обращение к творчеству Б.Окуджавы
– Одним из наиболее ярких представителей бардовской песни стал со второй половины 50-х годов Булат Шалвович Окуджава ( 1924–1997) , песня которого сейчас прозвучала. – Что вы знаете о нем? Обратимся в к энциклопедии КиМ. А мне хотелось бы добавить, что Окуджаву называют Поэтом Печали, Чеховым ХХ века. Окуджаве принадлежат более 800 стихотворений, около 200. песен. Совершенно необычными звучат слова и интонации: «часовые любви», «подлая война», «ваше величество женщина», «мне надо на кого-нибудь молиться». Но дело даже не в отдельных необычных образах, дело в том, что сами эти песни были совсем другие.
6. Групповая работа
– Насколько другие, мы с вами сегодня и выясним, познакомившись с ними. Работать вы будете в группах. У каждой группы свое задание и свое стихотворение, на рабочем столе найдите файл «Карточка», откройте его, прочтите внимательно задание, обратите внимание на текстовый документ и презентации. В презентации – иллюстративный материал, в вордовском документе- тексты стихотворений. Начинайте работать. Время работы – 6 минут. Хранители времени следят за временем, художники подбирают иллюстрации, ораторы выступают, секретари выставляют отметку за работу в группе. (Время выступления – 3 мин.)
Оценочный лист по теме «Авторская песня. «Обыкновенное чудо» Булата Окуджавы»
ФИ_____________________________________________________________________________
1 |
Входной тест |
|
2 |
Наиболее понравившаяся презентация. |
№ |
4 |
Самооценка за урок |
|
3 |
Оценка группы |
|
4 |
Оценка учителя |
|
7. Выступления представителей групп (по 2 мин.)
– Отмечайте понравившиеся презентации. Будьте внимательны по отношению друг к другу.
8. Подведение итогов выступлений
– Каковы же темы поэзии? За что называют Поэтом Печали, Чеховым ХХ века? Чьи традиции в русской литературе продолжает?
9. Подведение итогов, выставление отметок
10. Домашнее задание
Мини-сочинение «Какие мысли и ощущения возникли у меня во время чтения стихов Окуджавы».
11. Рефлексия
– Какие мысли и ощущения возникли у вас во время сегодняшнего урока , выразите их, закончив предложения. Метод незаконченных предложений:
-
Мне понравилось….
-
Я понял, что…
-
Я научился…
12. Заключительное слово учителя
– Когда умирает поэт, говорят, что он уходит. Но это мы уходим. Уходим все дальше от поэта, друг от друга. И мне кажется, что именно искренняя авторская песня поможет выжить в сегодняшние нелегкие времена. |