Методики преподавания каждой дисциплины сочетают использование накопленного коллегами опыта и применение авторских находок. В данной статье изложены методические приемы, которые используются во всем учебном процессе, но конкретное изложение касается индивидуальной работы с учащимися.
Значение жанра авторской песни
В современном обществе все более актуальными становятся дискуссии о путях возрождения Отечества, поиска истинного смысла национальной идеи. Необходимо обрести и утвердить подлинное национальное начало и приоритеты. Как говорили классики – «зри в корень». А этим корнем, началом, причем началом в значительной степени нерукотворным является язык. «Язык вмещает в себя таинственным и сосредоточенным образом все прошлое и все творческие замыслы и возможности народа» (И.А.Ильин). А наиболее действенной и соприродной человеку формой обретения, освоения и развития языка у всех народов была песенная поэзия. Все допечатные и дописьменные культуры были песенными: «Илиада», «Одиссея», «Слово о полку Игореве», саги, былины и т.д. Сегодня влияние песни на формирование языка огромно, поскольку песня стала жанром тотального присутствия: ТВ, радио, магнитофоны, СD… Песня стала частью экологии, и нарастание этого вторжения очевидно. Секрет широчайших возможностей у данного вида искусства, скорее всего, в том, что песня – это возможность говорения и думания одновременно несколькими текстами: поэтическим, музыкальным и интонационным (Эмоциональным). Помимо усвоения языка песня дает возможность непосредственного усвоения эмоционального, переживаемого опыта, опыта состояния, культуры чувств.
Русская авторская песня объединила в себе
1. Высочайшие образцы поэтической мысли, несущие благую весть живой человеческой душе, дающие возможность по-новому ощутить, воспринять себя и окружающую действительность. Тематический веер песен бардов исключительно многообразен, что позволяет найти ответы на любые вопросы познания человеческой души. Имена основоположников жанра - М.Анчарова, Б.Ш.Окуджавы, В.С.Высоцкого, А.А.Галича, Ю.И.Визбора и т.д. – стали тестовыми на принадлежность к общности нового самосознания. Эти песни дают нам возможность внутреннего преображения, дают возможность почувствовать, что в каждом из нас – человеческая душа, и мы несем за нее ответственность. 2. Музыку: вокальную и инструментальную. В своих воспоминаниях Б.Окуджава пишет: «У меня было много удач, но, пожалуй, самая главная пришла в тот день, когда я первый раз придумал мелодию к своему стихотворению». Несложный гитарный аккомпанемент способен дополнить смысл стихотворения, иногда внести в него другие оттенки, усилить необходимые акценты, подчеркнуть ритмическую основу. Музыкальная палитра авторской песни позволяет мирно существовать в своем царстве городскому романсу, дворовой лирике, фольклору, року, джазу…, что дает большой простор для выбора. 3. Исполнение. Стихи, положенные на музыку, могут обрести вид законченного произведения только благодаря исполнению произведения перед публикой. В этом вопросе первостепенную роль играет личность исполнителя, его интерпретация литературно-музыкального произведения, индивидуальная интонация, в которой отражаются эмоциональные и эстетические особенности музыканта. Все это дает большие возможности для решения просветительских и образовательных задач – развитие самосознания подростков, их ценностных установок, культуры переживания, культуры чувств, усвоение высоких форм человеческой речи, что будет способствовать дальнейшему интеллектуальному и духовному развитию.
Краткий анализ состава обучающихся в студии
В основной состав студии входят учащиеся старших классов. В редких случаях и по настоянию родителей приходят младшие школьники и, в зависимости от обстоятельств (главное – наличие свободного времени), в групповых занятиях принимают участие выпускники студии (студенты различных ВУЗов). Основной мотив, выделяемый ребятами, способствующий их приходу в студию – желание научиться играть на гитаре (что свидетельствует о неугасающей популярности данного инструмента). На вопросы: какую музыку ты хотел бы исполнять? Что ты читаешь? Чье творчество представителей авторской песни тебе знакомо? Чаще всего ответов получить не удается. А на предложение исполнить какую-нибудь песню часто звучит отказ. Объем слушаемой музыки сегодня значительно превосходит объем музыки исполняемой. Постепенно исчезает культура бытового пения, столь популярная в прежние годы. Колыбельные песни, коллективное пение в семейном кругу, в компании близких друзей все менее и менее знакомо широким слоям современной молодежи. Редким исключением являются ребята, которые знакомы с авторской песней. Чаще всего это бывает в случаях, когда в семье увлекаются туризмом, любят проводить свободное время в походах и посещают концерты авторской песни. Поэтому изначальное объединение ребят на почве любви к данному виду искусства невозможно, оно приходит со временем и в результате целенаправленной работы. Итогом предыдущего абзаца может стать следующее заключение: учащиеся пропорционально и качественно представляют срез современного общества. Что характерно для развития личности старшеклассника? Рост его самосознания – возникновение острого «Чувства Я», повышение значимости проблем, связанных с самооценкой, усиление интереса к собственному внутреннему миру, развитие рефлексии. Уровень самосознания и устойчивость образа «Я» тесно связаны с развитием интеллекта. Развивается теоретическое рефлексивное мышление, которое позволяет анализировать абстрактные идеи, рассуждать об идеалах, о будущем, открывает новые возможности для осмысления личного опыта и эмоциональных переживаний. Все это напрямую связано с развитием интеллекта. Познание мира и себя в нем – важный момент становления личности по нескольким причинам. От того, насколько глубоко юноша познает мир и себя в нем, во многом зависит правильность выбора жизненного пути. Кроме того, если в юности человек не приобрел навыков самоанализа, то впоследствии это становится маловероятным. Жанр авторской песни является прекрасным инструментом для решения перечисленных задач. Также очевидным является психокоррекционный эффект – «болящий дух врачует песнопенье» (Брюсов).
Элементы индивидуальной работы
На первом этапе обучения, длительность которого зависит от индивидуальных особенностей ученика, я сама выбираю песни для исполнения, которые способствуют поэтапному развитию технической базы. В этот период, когда внимание полностью погружено в знакомство с аккомпанементом, развитие песенного интонирования, дыхания, - вести работу над детальным осмыслением текста очень тяжело, и, наверное, не нужно. А вот когда ученик переходит к самостоятельному подбору произведений, что в моей работе принципиально: исполнитель начинается с умения слушать, способности выбирать, что говорит о вкусе (удивительно, но зачастую учащихся неосознанно привлекают именно те песни, в которых сейчас нуждается душа),- тогда начинается самая сложная работа. Приведу несколько примеров, хотя без музыкального сопровождения сложно передать полноту картины.
В.Матвеева. Будет ласковый дождь
Будет ласковый дождь, Эти дни, словно сны, И ветер поможет взлететь, Промчатся над нашей судьбой, И сбудется все, чего ждешь, И растопят горечи лед, И легкой будет печаль, И смоет памяти пыль Потому что над миром Этот ласковый дождь, Будет ласковый дождь. Что будет когда-то потом.
И опустится ночь, Все обиды стерплю, И звезды будут мерцать, И жалеть не стану, поверь, И весело будет лететь, Не устану ждать этих дней, И теплой будет земля, И буду вечно лететь Когда тело устанет В теплом ветре любви В бездонном небе парить. Под ласковым этим дождем.
Эту песню выбрала в свой репертуар К.- 14 лет, ученица 9 класса, единственный ребенок в семье интеллигентных родителей.
- Чем тебе понравилась эта песня? - Не знаю. Стихи хорошие. - О чем эти стихи? - О дожде. О ласковом дожде. - А почему он ласковый? - ….. - Как ты себе представляешь ласковый дождь? Опиши его. - Наверное, он летний, теплый, потому что, когда ты намокаешь, после долгой жары, тебе становится приятно, не хочется прятаться под зонтик, а, наоборот, захочется подставить ему ладошки, лицо…. - Ты когда-нибудь гуляла под ласковым дождем? - Летом на даче. Еще была радуга. - Опиши свои чувства. - Радуга яркая, высокая и, если с нее посмотреть на землю, то все кажется мелким, а мне весело. - «Сбудется все чего ждешь». Что ждешь ты, о чем мечтаешь? - Не знаю. Может быть, чтобы меня стали понимать одноклассники. - А разве тебя не понимают? - У нас в классе произошла ссора. Я знала, что моя подруга оговорила одну девочку, а та, собрала всех девчонок и сказала, что пока не выяснит, кто это сделал, никто не уйдет домой. Я, испугавшись за свою подругу, призналась в том, чего не совершала. После этого от меня все отвернулись, со мной никто не разговаривал, даже виновница произошедшего. Я неделю не ходила в школу, заболела, … никто не позвонил, не пришел. - А сейчас? - Что-то вернулось, но осталась стена, хотя я стараюсь не обижаться. - Что помогло тебе пережить эти дни? - Мама, музыка, ребята нашей студии (хотя они об этом и не знали), поездка на Селигер, на фестиваль авторской песни. - Попробуй спеть об этом первый и второй куплет……. А теперь давай представим, что прошло несколько лет, может быть пять. Как изменилась твоя жизнь? - Трудно сказать. Наверное, я буду учиться в институте, у меня будут новые друзья. Попробуй посмотреть на себя нынешнюю глазами будущего…. Что бы ты хотела себе сейчас сказать? - Все уладится, боль пройдет. Главное – научиться выбирать себе друзей. - А теперь, давай об этом споем третий и четвертый куплет. … Попробуй представить, что во время твоего выступления в зале сидит девочка, которую очень обидели. Ей сейчас тяжело. Спой ей о том, что все будет хорошо. Только, очень важно в это верить.
Б.Окуджава. Ночной разговор
- Мой конь притомился. Стоптались мои башмаки. Куда же мне ехать? Скажите мне, будьте добры. - Вдоль Красной реки, моя радость, вдоль Красной реки, До Синей горы, моя радость, до Синей горы.
-А как мне проехать туда? Притомился мой конь. Скажите, пожалуйста, как мне проехать туда? - На ясный огонь, моя радость, на ясный огонь, Езжай на огонь, моя радость, найдешь без труда.
- А где ж этот яркий огонь? Почему не горит! Сто лет подпираю я небо ночное плечом… - Фонарщик был должен зажечь, да, наверное, спит, Фонарщик-то спит, моя радость… А я ни при чем.
И снова он едет один без дороги во тьму. Куда же он едет, ведь ночь подступила к глазам?.. - Ты что потерял, моя радость? – кричу я ему. И он отвечает: «Ах, если б я знал это сам…»
На индивидуальном занятии наизусть песню исполнила А. – 16 лет, ученица 11 класса.
- О чем ты сейчас пела? - ….. Я не понимаю эту песню. - Давай думать. Ведь ты же ее выбрала, выучила наизусть, не один раз исполнила. - Наверное, какой-то человек заблудился в лесу, стал спрашивать, как ему выбраться, а встретившиеся люди неправильно подсказали дорогу. - Почему ты так решила? - Не знаю. - Спой, пожалуйста, еще раз, и постарайся прислушаться к себе, ты поешь о человеке, которому неправильно подсказали дорогу? (Поет еще раз) - Нет. Не понимаю, при чем здесь Красная река, Синяя гора. - Наверное, это какие-то символы. Какие ассоциации они вызывают у тебя? - Гора – это, наверное, какая-то цель в жизни. - А у тебя есть цель? - Мне сейчас важно хорошо закончить школу и поступить в институт. - Ты уже решила куда будешь поступать? - Пока нет. Есть несколько вариантов, и между ними очень трудно выбрать. - А кем ты хочешь стать после окончания института? - Я пока вообще не знаю. - Ты с кем–нибудь советуешься по этому вопросу? - Со своим парнем, с мамой, сестрой. - Хорошо, попробуй исполнить сейчас эту песню еще раз. (Поет) - Ой, мне кажется, что эта песня про человека, у которого кризис, и он устал от того, что не может найти выход. - Чем тебе близка эта мысль? - Но я сейчас тоже устала от постоянных мыслей, как не ошибиться в своем выборе?
Иногда мне кажется неправомерным такое относительно узкое толкование поэтического текста. Но в моем опыте есть масса примеров, когда выученное наизусть произведение остается за пределами личного отношения к нему исполнителя. Зазубренное и непонятое не способно вызвать эстетическое переживание, и тогда на помощь приходит попытка примерить прочитанное к себе. Главное противоречие такого подхода кроется в расхождении правды жизненной и правды художественной. Но, маленький жизненный опыт учащихся, их неустойчивое представление о своем внутреннем мире, дает мне право пользования таким приемом. Я стараюсь некоторые интерпретации оставлять без собственных комментариев. Исполнителю даю понять, что в данный момент мне не столько важно о чем думал поэт, когда писал это стихотворение, сколько важно о чем думаешь ты, когда исполняешь данное произведение. Тем более, что за строками может скрываться бесчисленное множество образов, которые способны с годами открываться новыми и новыми гранями. Это предположение подтверждают попытки через несколько лет возвращаться к ранее исполненным песням. Интересна точка зрения на этот вопрос Марины Цветаевой: «Иногда я думаю, что я вода… Можно зачерпнуть стаканом, но можно напоить и море. Все дело во вместимости сосуда и еще – в размерах жажды…»
Литература:
1. Бродский о Цветаевой: интервью, эссе. – М., «Независимая газета», 1997. 2. Волков Б.С. Психология ранней юности. – М., «Сфера», 2001. 3. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки. – М., «Смысл», 2001. 4. Мирзаян А. В начале была песня. – Статья в журнале «АПАРТ» №1 1996.
|