1. Риторика относится к учебным дисциплинам, ставящим перед собой преимущественно практические цели. Для достижения наибольшего результата в обучении искусству речи существует особый подход к системе обучения риторике, получивший название коммуникативно-прагматический.
Коммуникативный подход позволяет представить аудитории язык как инструмент человеческого общения, функционирующий, усваиваемый и нормализующийся в процессе взаимодействия и контактов людей, обмена разного рода информацией для решения жизненно важных задач. Прагматический подход дает преподавателю возможность демонстрировать актуализацию потенциала разных индивидов, а также осуществление субъектом сознательного выбора языковых единиц для реализации своих целей в определенной коммуникативной ситуации.
Коммуникативно-прагматический подход предопределил и своеобразную форму и структуру занятия по риторике, а также отбор и организацию учебного материала. Урок риторики должен быть ярким запоминающимся событием. В связи с этим можно выделить несколько основных требований к организации подобных учебных занятий:
-
Максимальный учет индивидуально-психологических, возрастных особенностей личности обучающихся;
-
Деятельностный характер обучения;
-
Создание и поддержание у обучающихся потребности в совершенствовании собственной речи;
-
Коммуникативное поведение учителя на уроке.
Реализация данных требований предполагает активный поиск оптимальных методов и приемов обучения. Одним из таких средств является игра.
2. Дети должны жить в мире красоты, ИГРЫ, сказки, музыки рисунка, фантазии, творчества.
В.А. Сухомлинский
А игры не будет, что ж тогда останется?
Л.Н. Толстой. "Детство”
Удовольствие, забава, потеха, шутка, смех, - да, синонимический ряд слова "игра” можно продолжать и дальше. Весь этот ряд, указывает на восприятие термина: он соответствует понятиям о шутке и смехе, легкости и удовольствии, указывает на связь с положительными эмоциями.
"Игре все возрасты покорны”. Так можно перефразировать знаменитую фразу. И это воистину справедливо. По теории американского ученого Маслоу, все люди играют, попросту говоря, в сюжетно-ролевые игры. Так каждый индивид живет по правилам, диктуемым ему обществом. Что и говорить о детях, игра для них любимое занятие.
Можно выделить основные аспекты целесообразности применения игр при обучении искусству речи:
-
Происходит раскрепощение в поведении ребенка, а в связи с этим появляется большая потребность в творческой самоактуализации личности:
-
Возможно создание различных ситуаций (коммуникативных, проблемных, познавательных), через которые происходит развитие познавательных интересов учащихся;
-
Происходит развитие мышления (аналитического, синтезирующего, аналитико-синтезирующего, абстрактного), а также развитие как сенсорной, так и двигательной сферы детей.
3. Игры, применяемые в моей практике, классифицирую следующим образом:
-
По количеству участников игры:
-
Парные;
-
Групповые;
-
Общеклассные.
Условия рационального применения таких вариантов игр можно свести в следующую таблицу:
Формы игр |
Содержание игрового материала |
Особенности учащихся |
Возможности учителя |
Общеклассные |
Материал сложен и требует фронтальной работы |
Учащиеся еще не готовы к групповой и парной работе |
Учитель не располагает временем для парной и групповой работы |
Групповые
Парные |
Материал доступен для данных видов работы под руководством учителя. |
Учащиеся подготовлены к таким формам игр. |
Учитель располагает временем для организации такой работы. |
-
Ролевые игры (деловые) – неролевые : характеристика по наличию сюжета.
В ролевых играх можно выделить три фазы:
-
предигровая (подготовка к игре: выбор сюжета, распределение ролей, инструктаж участников игры, подготовка ролей);
-
игровая (собственно игра, проигрывание ситуаций);
-
постигровая (рефлексия).
Рефлексия может проходить и в ходе игры, в так называемые аналитические паузы.
Уровни рефлексии:
-
эмоциональный (комфортность, владение ситуацией и т.д.);
-
исполнительский (мастерство: самоанализ и анализ другими участниками игры);
-
качественно-прогнозирующий (Что получилось? Что нет? Почему? Варианты решения проблемы).
-
По влиянию на познавательные интересы (по доминирующему признаку):
Развивающие
-
Восприятие;
-
Мышление;
-
Познавательные интересы;
-
Внимание.
4. В качестве примера, иллюстрирующего данную квалификацию, расскажу о нескольких играх, применяемых в практике.
В водной части урока, когда необходимо создать хороший настрой, стимул к речевым действиям, можно использовать игры, создающие проблемную ситуацию |
"Вертушка” (Тема: Слушание как вид речевой деятельности) |
Цель: показать трудности слушания как вида речевой деятельности |
Игровой этап. Преподаватель просит пятерых участников (близко сидящих к двери) выйти на несколько минут из класса, а сам без всякой установки на слушание читает текст: " Молодой специалист Юра решил поменять место работы. Ему казалось, что способен выполнять более сложные задания, нежели те, что ему поручали. Окружающие говорили, что он там сможет получить квартиру и даже купить машину”.
По цепочке приглашаются ученики, вышедшие из класса, и учитель предлагает сначала кому-либо из присутствующих , а потом по очереди входящим передавать услышанную информацию, учитывая, что каждый новый входящий с этой информацией не знаком. |
Игра неролевая, групповая, но в то же время, кто не участвует в процессе игры, участвует в рефлексии. Игра направлена на развитие внимания и познавательных процессов. После такого наглядного примера несложно перейти к новой теме. |
Для овладения основ ораторского искусства можно предложить учащимся следующую игру:
"Компакт - опросы” |
Цель: совершенствовать уровень общительности (научиться ограничивать себя крайним экстравертам и раскрыться интровертам) |
Ход игры. Три ученика выбирают себе социальную роль (директор школы, домохозяйка, бомж и др..).
Остальные участники игры задают всем трем один и тот же вопрос. Каждый должен ответить на этот вопрос в соответствии со своей социальной ролью (через три секунды после конца вопроса). |
Эта коллективная, ролевая игра приносит максимальный результат, если каждый участник образовательного процесса (включая и учителя) побывает в роли опрашиваемого. Возможно побывать в роли до 6 человек. Причем 1 тройка готовит свои роли сама (дома), а 2, для большего эффекта дублирует. |
5. Как мы увидели, игры дают ребенку возможность проявить творческую активность, расширяют его кругозор, развивают находчивость, смекалку, пробуждает интерес к знаниям. Любое задание, уже немного надоевшее, можно, используя, игровой прием, превратить в увлекательное занятие. Например, простое задание отредактировать текст. Учитель преподносит задание с несколько иной точки зрения: "Представьте, что вы редактор детского журнала . вам принесли рукопись молодого автора, где допущено столько ошибок… В общем, только Вам под силу все привести в должный порядок!” В глазах у ребят появляется огонек, и они, посмотрев по-новому на самое обычное задание, приступают к работе.
6. Выводы:
-
Специфика предмета "Риторика” требует особых подходов к обучению искусству речи.
-
Формы учебной деятельности зависят от творческой индивидуальности учителя, его способностей в организации процесса обучения.
-
Игровые методы и приемы обучения являются эффективным средством обучения, оказывают помощь в самоактуализации каждого школьника. |