Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Понедельник, 06.05.2024, 08:10:30
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [233]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [214]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Акцентное вычитывание произведения по стихотворению Н.А. Некрасова "Крестьянские дети"
08.02.2009, 14:40:24

Цель урока: проследить, как меняется настроение рассказчика на протяжении всего произведения

Задачи:

  1. обучать навыкам сравнительного анализа;
  2. развивать образное мышление и речь;
  3. воспитывать эстетически развитого читателя, способного понимать позицию автора и порождать собственное суждение.

Межпредметная связь: музыка, изобразительное искусство, история.

На доске: Н.А. Некрасов "Крестьянские дети”.

Эпиграф

Вижу дитя на руках у родимой,
Сердце волнуется думой любимой.

Учитель: Пожалуй, ни у кого из русских поэтов не найдешь столько стихов, посвященных детям, сколько у Некрасова. В числе этих стихотворений особое место занимают "Крестьянские дети”. И не случайно эпиграфом нашего урока послужили строки из стихотворения Некрасова "Свобода”.

А что такое эпиграф?

(Эпиграф - изречение, краткая цитата, которая характеризует основную мысль произведения).

Назовите ключевые слова эпиграфа?
(
Дитя и сердце волнуется).

 — А что значит "сердце волнуется”? (Переживает, беспокоится).

Учитель: Дети и чувства - вот основные понятия, вокруг которых пойдут наши рассуждения при анализе стихотворения Н.А. Некрасова "Крестьянские дети”: на прошлом уроке мы познакомились с творчеством Некрасова и начали анализировать стихотворение "Крестьянские дети”, прочли ее первую часть.

— Давайте вспомним, каким предстает перед нами рассказчик? Кто он? Каково его настроение?

(Рассказчик - герой, барин, охотник, поэт. Он любуется крестьянскими детьми. Любит милых плутов, с радостью вспоминает "грибные набеги”, ему нравится вольная жизнь крестьянских детей).

--А какой еще род искусства помогает нам передать настроение? (Изобразительное искусство, музыка.)

Прослушайте музыкальный фрагмент...

—Кто автор этого музыкального произведения?

—Какие чувства вызвала у вас эта музыка?

(В этой музыке мы уловили звуки, которые вызвали у нас хорошее настроение, мелодия несет радость, наслаждение).

Учитель: Мы убедились, что настроение можно передать не только словесно, но и с помощью музыки. В домашнем задании вы должны были выразить это настроение в иллюстрациях.

- Давайте посмотрим, как вам удалось уловить это настроение?

Учитель может предложить учащимся следующий подход при анализе иллюстраций.

1. Детей можно направить на то, что в I части используется автором литературный прием - сравнение. Поэтому некоторые рисунки могут выглядеть в виде полевых цветов; (рассказчик сравнивает глаза детей с цветами).

2. Другие в виде надутого гуся (в тексте дети сравниваютрассказчика с гусем, но с улыбающимся солнцем, где через солнышко передается любовь к детям).

3. Рисунки с использованием ярких красок, которые создают радостное настроение.

4. В виде венка с детскими глазами, уч-ся должны высказать свое настроение в иллюстрациях и показать, как его рисунок передает настроение рассказчика.

Учитель:Таким образом, мы увидели с вами, что настроение рассказчика можно передавать с помощью иллюстрирования. Обратимся к тексту и прочитаем вторую часть стихотворения и подумаем, какое настроение передает рассказчик в этой части. На прошлом уроке мы поделили стихотворение на смысловые части. Прочитаем следующий отрывок:

 -Довольно, Ванюша! Гулял ты немало...

- Каким сначала представляется Ванюше крестьянский труд?

(Труд перед Ванюшей предстает "нарядной своей стороной”).

- В каких строчках звучит поэзия крестьянского труда?

(Он видит, как поле отец удобряет, как в рыхлую землю бросает зерно, как поле потом зеленеть начинает, как колос растет, наливает зерно...).

  • Дома вы должны были выписать слова, лексическое значение которых вам непонятно.
  • Объясните значение следующих слов: жатва, серп, снопы, рига, цеп.

Жатва- уборка хлебных злаков путем срезания под корень.

Серп- ручное орудие в виде прогнутого полукругом мелко зазубренного ножа для срезания хлебных злаков с корня.

Сноп— связка сжатых стеблей с колосьями.

Рига— сарай для сушки снопов и молотьбы.

Цеп- ручное орудие для молотьбы.

- Употребляются ли эти слова в современном русском языке?

(Нет, они вышли из активной лексики).

- А как называются слова, которые вышли из активного употребления?

(Устаревшими или архаизмами).

Учитель:эти слова не случайно прозвучали в этом отрывке, потому что они созвучны поэзии крестьянского труда.

- Каким показывает Некрасов Ванюшу в этой части?

(Он в деревню въезжает царем).Какое интересное выражение...

  • А что означает это выражение "въезжает царем”?

(Ванюше не приходилось сталкиваться с тяжелым трудом крестьян, он только наблюдал за работой, и поэтому чувствует себя "царем”).

- Кто говорит: "Родной”, "Полезай постреленок”.

(Эти слова говорит отец, крестьяне).

— Дайте объяснение слову "постреленок”(озорник).

— Какое отношение выражает автор, этим словом, вкладывая его в уста отца?

(В этом слове автор выражает любовь не только отца, но и любование автором Ванюшей).

— Какая часть слова демонстрирует это отношение к Ванюше?

(В этом слове автор употребляет уменьшительно-ласкательный суффикс "енок”, который выражает любовь к этому ребенку).

— Прочитаем следующий отрывок стихотворения.

 — Сравните этот фрагмент с предыдущим, где рассказчик восхищается радостью труда.

 — Чем они отличаются?

Учитель: Это стихотворение написано в 1861 году.

—Какое событие произошло в это время в России? (В 1861 году было отменено крепостное право).

Учитель: 1861 год - год отмены крепостного права, год обретения долгожданной "воли”, год надежд на лучшее будущее.

Давайте обратимся к тексту, и следующий отрывок разыграем по ролям? Подумаем, о каком времени вспоминает рассказчик в данном отрывке?

Учитель: Понравилась вам игра актеров?

Какие чувства возникли у вас, когда вы наблюдали за игрой актеров?

(Актеры передали своей игрой чувство печали, как тяжело крестьянским детям достается хлеб).

— О каком времени вспоминает рассказчик в данном отрывке?

(Он вспоминает о времени, когда в России было крепостноеправо).

 —Почему мальчик назван "мужичком”?

(Мальчик одет не по своему росту, в больших сапогах, эти вещи еще больше уменьшают его в росте, и не случайно рассказчик называет его "мужичком с ноготок”).

(Работа с иллюстрацией на стр. 176).

Учитель:Посмотрите на иллюстрацию на стр. 176.

—Что вы видите на ней? Опишите словесно.

(На первом плане изображен мальчик, который ведет под уздцы лошадь. Походка у мальчика уверенная. Этой походкой художник подчеркивает гордость мальчика за порученный ему ответственный труд. Лошадь согнулась под тяжестью груза, поэтому мальчик ведет ее под уздцы, беря на себя часть тяжести.)

Учитель:Замечательно каждое слово, которым Некрасов изображает этого шестилетнего труженика. Другой бы сказал о мальчике, что тот шагает, или идет, или бредет.

— А как говорит Некрасов? (шествует).

— Найдите это слово в толковом словаре (шествовать - идти, двигаться важно).

— О ком говорят, когда произносят слово "шествует” (о царе, о важном человеке).

— Почему именно это слово использует рассказчик, говоря о походке "мужичка”?

(Мальчик не просто идет, а идет уверенно, важно. Это и видно на иллюстрации. Этой походкой рассказчик подчеркивает, как уважает "мужичок” себя за то, что ему поручили важное дело).

- Сравните отрывок о Ванюше и "мужичке”. Есть ли разница в оценках настроении. (В отрывке о мужичке показывается не радость труда, не его "нарядная сторона”, где ребенку дается посильная интересная работа и он может чувствовать себя "царем”, а тяжелый мужской труд - ребенок один в лесу, ведет лошадь по снегу).

  • Дети, заглядывающие в щели - "плуты”.
  • А какой характер у "мужичка”?

(Тяжелый труд делает его взрослым, поэтому по характеру он важный, и на вид строгий, горд тем, что работает наравне с взрослыми).

  • Какие строчки подтверждают обретение долгожданной воли надежду на лучшее будущее? (Играйте же, дети, растите на воле, на то вам и красное детство дано).

- Как называется художественно-изобразительное средство, используемое в словосочетании "красное детство”.

(эпитет)

- Объясните значение выражения "красное детство”

(На Руси под словом "красное” понималось как красивое, прекрасное, счастливое, поэтому "красное детство” понимается как прекрасное, счастливое детство после отмены крепостного права).

Учитель:Таким образом, воля - это не только долгожданное освобождение от крепостного права, но это еще и крестьянское детство, поэтому эти строки являются поэтическим образом вольного "красного детства” - прекрасной поры человеческой жизни. Дочитаем стихотворение до конца.

- Какие чувства вызывают заключительные строки стихотворения?

(Чувство радости и печали, грусти; это связано с тем, что поэту пришлось расстаться с детьми из-за грозы).

- Сравните с началом стихотворения. Есть ли различия?
(Начало и конец стихотворения составляют одну картину. "Теперь нам пора возвратиться к началу”, - говорит поэт в заключительной части, где между ним и детьми уже нет никаких преград. В этом-то и отличие, что много смеха и радости.)

Учитель:Но не только детским смехом и радостью навеян этот этюд, в нем говорится о наступлении хороших времен, чем свидетельствует гроза, которая несет в себе ожидании какой-то новизны. Гроза - символический, многозначимый образ, и в литературе встречается нередко. Мы встретимся с этим образом в 10 классе, когда будем изучать пьесу Островского "Гроза”, где гроза несет ту же нагрузку, что и здесь. Ожидание перемен к лучшему - этим настроением пронизано все стихотворение Некрасова "Крестьянские дети”, и мне бы хотелось еще раз обратиться к эпиграфу нашего урока:

Вижу дитя на руках у родимой,
Сердце волнуется думой любимой,

где выражена любовь к самому дорогому в жизни человека - любовь к ребенку. Без этой любви нельзя говорить о прекрасном детстве. И сердце волнуется не только об этом, но и о будущем этих детей.

Д/з. Напишите сочинение на тему "Мое настроение и чувства после прочтения стихотворения Н. А. Некрасова "Крестьянские дети”.

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: Конспект урока по русской литератур, в помощь учителю-словеснику, литература в школе, скачать бесплатно
Просмотров: 4442 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0