В
поэме "Соловьиный сад” (1915г.) А.Блок поднимает важнейшие нравственные и
философские проблемы долга и верности ему, любви и права на счастье, назначения
искусства и своего места в нём.
Многозначно
уже название поэмы "Соловьиный сад”. Оно обращает нас ко многим источникам.
Во-первых, к Библии: Эдемский сад, рай земной, откуда Бог изгнал Адама и Еву, и
с тех пор люди в тяжких трудах должны добывать хлеб свой насущный. Во-вторых,
образ сада как символа красоты, недостижимого счастья, искушения предстаёт в
русских народных и восточных сказках.
В
поэме Блока образ сада многозначен. Сад – это и образ недостижимого для
человека счастья, и образ манящей мечты, и эгоистичный жизненный путь, когда
человек живёт только своей любовью в своём маленьком личном мире, и образ
искусства для искусства, лишённого каких-либо гражданских интересов. Соловьиный
сад – это своеобразное испытание, искушение героя, которое встречается в жизни
каждого человека. Поэма показывает трагический разрыв между тягой человека к
счастью и красоте и чувством долга, сознанием невозможности забыть о "страшном
мире”. /Найдите в тексте конкретно-предметную характеристику образа сада и
раскройте его обобщённо-символический смысл/.
Символична
композиция поэмы: 7 частей и кольцевое построение произведения
(начинается
и заканчивается на берегу моря) /Какое значение это имеет для понимания идеи
произведения? Почему повествование ведётся от первого лица?/.
Повествование
ведётся от первого лица, что придаёт произведению характер и интонацию
исповеди, искреннего и чистосердечного повествования о пережитом..
Рассмотрим
главы поэмы внимательно, уделяя особое внимание её образам, символам и лексике.
Первую
часть можно назвать вступлением, в котором сообщаются некие факты жизни
лирического героя: каждый день лирический герой со своим ослом выполняет
тяжёлую работу /в чём смысл работы, которую он выполнял?/ и их путь
проходит мимо прекрасного сада. Повествование строится на контрасте: предельная
реалистичность (труд лирического героя и осла) сочетается со сказочностью,
таинственностью (описание сада); прозаически сниженная картина тяжёлого
безрадостного труда и красота и поэзия соловьиного сада. Эпитеты реального мира
контрастируют с эпитетами, рисующими сад:
слоистые скалы,
|
|
илистое
дно,
|
|
железная
дорога -
|
прохладный
и тенистый сад
|
осёл
-
|
кто-то(в
саду)
|
крик
осла -
|
песня
в саду и соловьиная песня
|
берег
скалистый и
|
|
знойный
-
|
прохладный
и тенистый сад
|
Осёл
присутствует во всех главах, кроме четвёртой. Он всегда "усталый” и "бедный”. С
одной стороны, осёл – символ реального мира, низкой действительности. С другой
стороны, это образ помощника, который помогает герою выполнять грязную, трудную
работу, а потом своими криками напоминает ему об оставленном трудовом пути, о
долге. В Библии осёл одним из первых среди животных признал Христа и в то же
время представляет собой повиновение Это не противоречит блоковскому образу:
каждый должен пройти свой путь, не уклоняясь, до конца, каким бы трудным он ни
был. И награда ждёт того, кто это делает. Валаам, посланный проклясть
израильтян, не увидел Божьего ангела, а его ослица увидела, помогла Валааму
увидеть и уверовать. Мне кажется, что и в поэме Блока осёл помогает герою
вернуться на правильный путь – путь труженика. Правда, когда герой
возвращается, он не находит своего осла, но это и является наказанием за
отступничество, за отказ от прежних идеалов, от предначертанного свыше пути. В
романе Апулея "Золотой осёл, или Метаморфозы” Лукий превращён служанкой
волшебницы в осла и, для того чтобы вернуть человеческий облик, съел розы. Я
думаю, что осёл Апулея имеет другое значение, чем у Блока. /Как думаете вы?/
Все
образы, символы и другие средства художественной изобразительности поэмы
подчинены основной идее. Так, звукописью создаётся образ прибоя (рокотание
моря), крик осла. Эти звуки контрастируют с "напевом соловьиным”, с песней,
звучащей в саду.
…Символично
не только пространство (берег моря, дорога), но и время: действие начинается
вечером, в конце рабочего дня ("в час отлива”, "опускается синяя мгла”), а
заканчивается новым утром.
…Таинственность
сада подчёркивается использованием неопределённых местоимений: "что-то”,
"кто-то”.
…Возникает мотив мглы, который
проходит через всю поэму(кроме главы 4) так же, как и образ осла.
Во
второй части герой находится в раздумье ("раздумался”); возникает возможность
другой жизни: "снится жизнь другая – моя, не моя…”. Возникает сознание
бесперспективности теперешнего существования:
И
чего в этой хижине тесной
Я, бедняк обездоленный, жду…
Контрастное
изображение жизни бедняка и "звенящего сада” продолжается:
знойный
день -
|
сумрак
ночи
|
бедный
осёл -
|
она…лёгкая
|
жизнь
-
|
"снится”
(сон)
|
хижина
тесная -
|
сад
|
синий
сумрак -
|
белое
платье
|
Традиционная
для Блока символика цвета здесь также имеет значение: белое платье – намёк на
возможность соприкосновения с идеалом, осуществления его, синий как бы
предсказывает крушение идеала, разочарование в нём.
Героя
мучают сомнения, он не сразу отзывается на "круженье и пенье”:
Каждый
вечер в закатном тумане
Прохожу мимо этих ворот…
Меняется
и пространство: сад обнесён стеной (замкнутое пространство). Если сравним его с
морем, символизирующим жизнь, стихию, но в то же время свободу, то увидим
отсутствие её в саду: "ограда высокая и длинная”, "стена”, "решётка…резная”.
Уже
почти ночь. Сад может дать отдых от житейской суеты.
…В
этой главе более чётко обрисован образ Прекрасной Дамы: "белое платье”, "она
лёгкая”, "манит”, "зовёт”, то есть этот образ дан в традиционной для Блока
манере.
Сад
назван "звенящим”: звучит соловьиная песня, поёт Она. Безмузыкальность для
Блока – знак бездуховности, мёртвенности мира.
Лирический
герой опьянён звуками, собирается уйти из мира реального в сказочный,
таинственный и прекрасный, куда его манит круженье, зовёт песня. "И в
призывном круженьи и пеньи я забытое что-то ловлю”- очевидно, здесь
воспоминание о грёзах юности, ожидание высокой любви, верой, что в ней смысл
жизни.
В
третьей части герой, ещё не побывав в саду, начинает любить соловьиный сад.
Ночью
"отдыхает осёл утомлённый”, "брошен лом на песке под скалой”, а герой,
влюблённый, блуждает вокруг сада. Под влиянием мечтаний о саде таинственными
кажутся даже привычная дорога, обыденный труд: "И знакомый, пустой, каменистый,
но сегодня – таинственный путь”.Для него, влюблённого, всё окружающее
преобразилось. Герой, блуждая в темноте, не замечая, как идёт время, всё время
возвращается " к ограде тенистой, Убегающей в синюю муть”.Не случайно здесь
снова синий цвет – символ крушения, предательства. Слово "синий” отнесено
к существительному "муть”, как бы усиливающему неопределённую
перспективу принятого решения. Но и перед последним шагом навстречу
неизвестному будущему героя мучают сомнения, что ждёт его в соловьином саду:
"Наказанье ли ждёт, иль награда, Если я уклонюсь от пути?”. Это вопрос
нравственного выбора: долг или личное счастье, в чём счастье, можно ли
безнаказанно "уклоняться” от выбранного пути, можно ли изменять своему
призванию? В поэме дорога, скалы, сад, тяжёлый, изнурительный труд, осёл не
только жизненные реалии, а имеют обобщённо-символический смысл. Это
соответственно дорога жизни, её тяготы, мечта, обыденная, неприглядная сторона
жизни. Рано или поздно перед каждым человеком встаёт вопрос о верности
выбранному пути, несмотря на все трудности, или о поисках более красивой и
лёгкой дороги.
То,
что в душе героя происходит борьба, подчёркивают повторы: "томленье”,
"утомлённый”, "томленье всё безысходней”. И герой отказывается от своего
прошлого, от пути труженика, он полностью во власти мечтаний о саде и
"уклоняется от пути”.
Центральной
частью в композиции поэмы является четвёртая, в которой герой попадает в сад.
…Сад
не разочаровывает лирического героя: "прохладная дорога” (после зноя), лилии
(цветок Прекрасной Дамы в ранней поэзии Блока, а в Библии атрибут Девы Марии,
символизирующий её чистоту) с двух сторон дороги, "запели ручьи”, "сладкая
песнь соловья”. Он испытывает "незнакомое счастье”; сад даже превзошёл мечту о
прекрасном
("нищая
мечта”). И герой забывает о своём прежнем пути: "Я забыл о пути каменистом, о
товарище бедном своём”.Осуждающе звучат эти слова. Но происходит это под
воздействием "вина золотистого”, под влиянием страсти ("золотым опаленный
огнём”), ведь объятия Её открыли "чуждый край незнакомого счастья”.
Но
в пятой главе мы видим, что герой испытывает сомнения в правильности принятого
решения, опять возникает мотив мглы. "Утонувшая в розах стена” и "соловьиная
песнь” не могут заглушить рокотание моря, шума настоящей жизни: тревога доносит
"рокот волн”, "отдалённого шума прилива уж не может не слышать душа”. Ушёл в
сад герой вечером, в час отлива, а в 5 главе слышен шум прилива. Лирического
героя начинают мучить угрызения совести. Любовь и стремление к счастью увели
его от жизни, но житейские бури и тревоги нашли его, долг напоминает о себе. .
"И вдруг – виденье: большая дорога и усталая поступь осла”. Человек рождён для
жизни, полной труда, борьбы, терпения; он не может долго жить в искусственном мире
Любви, Счастья, отгороженном "от дольнего горя”. Не случайно возлюбленная
находится "во мгле благовонной и знойной” и сад во мгле.
Шестая
глава рассказывает о пробуждении ("я проснулся на мглистом рассвете”, прерван
"очарованный сон”) и бегстве из сада, в то время пока возлюбленная ещё спит. /Почему
герой бежит из соловьиного сада?/ Причём на берегу на смену ночи приходит
утро, а в саду нет времени (как во сне или в чём-то совершенно нереальном,
сказочном; а может быть, только во сне можно быть счастливым?) Герой слышит
"далёкие и мерные удары” прилива, "рычанье прибоя”, "жалобный крик” осла,
долгий и протяжный, - всё это проявление настоящей, реальной жизни, наполненной
тяжёлой, грязной, изнурительной, но необходимой для людей работой. Выполнение
человеческого и гражданского Долга выше личного Счастья, отгороженного от
жизненных бурь стеною, увитой розами.
Герой
бежит из зачарованного сада через ограду, но розы стараются его удержать:
И,
спускаясь по камням ограды,
Я нарушил цветов забытьё.
Их шипы, точно руки из сада,
Уцепились за платье моё.
Розы
являются важнейшим символом мечты, счастья, без которого невозможно
существование соловьиного сада: "по ограде…лишних роз к нам свисают цветы”,
"и колючие розы сегодня опустились под тягой росы”, "утонувшая в розах стена”.
В Греко-римской мифологии роза – цветок Афродиты, символизирующий любовь. В
этом значении роза стала традиционным символом романтической поэзии. В райском
саду также цвели розы, но никаких шипов у них не было. В средневековой куртуазной
культуре рисовали деву, окружённую розовым садом: шипы растения оберегали
целомудрие невесты. /Какое значение приобретает роза в поэме?/ У Блока
роза получает иное значение: это символ пустых иллюзий, элемент красивости, а
не подлинной красоты. То же можно сказать и об образе соловья. В романтической
поэзии это символ настоящего искусства, в котором внешняя невзрачность
противопоставлена внутренней красоте и таланту. У Блока соловьи поют в
зачарованном саду: "не смолкает напев соловьиный”, "в соловьином звенящем
саду”, "сладкой песнью меня оглушили, взяли душу мою соловьи”. Но их песня
- часть манящей несбыточной мечты, искушение, соблазн. Она противопоставлена
крику осла и рокоту моря, которые символизируют жизнь с её тревогами, трудом,
заботами, и оказывается слабее их:
Заглушить
рокотание моря
Соловьиная песнь не вольна.
Не
случайно в поэме, начиная с четвёртой главы, речь идёт о душе: "взяли душу
мою соловьи”, "отдалённого шума прилива уж не может не слышать душа”, "крик
осла был протяжен и долог, проникал в мою душу, как стон”. Первоначально
герой проявляет слабость, поддаётся соблазну, и соловьи завладели его душой.
В
седьмой, заключительной, главе герой возвращается на прежний свой путь
("знакомый”, "недлинный”, "кремнист и тяжёл”), но он опоздал. Дни, проведённые
в саду, обернулись годами. "Берег пустынный”, нет дома. Когда-то "брошенный
лом, тяжкий, ржавый, под чёрною скалою затянувшийся мокрым песком”. И навстречу
ему по им протоптанной тропинке спускается "рабочий с киркою, погоняя чужого осла”.
Герой переживает смятение – это и есть расплата за временную измену Долгу. Его
место труженика занято другим – он потерял своё место в жизни. Это и наказание,
и возмездие. Бедняк нарушил завет, данный человеку свыше: в поте лица добывать
хлеб насущный, идти по каменистому пути жизни, на котором его ждут тревоги,
невзгоды, тяжёлый и изнурительный труд.
Кольцевая
композиция показывает, что жизнь продолжается. И герой в итоге бежит не от
жизни, а в жизнь. Грубая жизнь оказывается сильнее грёз. /А возможно ли для
героя возвращение в соловьиный сад?/
Как
уже отмечалось, поэма построена на контрасте, что подчёркивает борьбу между
реальной жизнью и миром идеальной красоты, вернее даже, красивости. С одной
стороны, это поэма о смысле жизни, о выборе своего жизненного пути, о
нравственных ценностях и ориентирах в этой жизни. С другой – в поэме много
автобиографичного, и её можно рассматривать как поэтическую исповедь о своём
творческом пути. Когда Блок воспевал Прекрасную Даму, он не слышал "рокота”
реальной жизни, его увлекала лишь идея о жреческом служении идеалу Вечной
Женственности. Но вскоре поэт отказался от этого, выбрал путь труженика. Не
случайно в те же годы, когда Блок работал над поэмой, он написал такие строчки:
Да.
Так диктует вдохновенье:
Моя свободная мечта
Всё льнёт туда, где униженье,
Где грязь, и мрак, и нищета.
А
6 мая 1914 года поэт писал Л.А.Дельмас: "Искусство там, где ущерб, потеря,
страданье, холод”.
Библиография
А.А.
Блок Избранное, М., изд. "Правда”, 1978.
И.Е.
Каплан "Анализ произведений русской классики”, М., изд. "Новая школа”, 1997г.,
стр. 28 – 34.
Б.С.
Локшина "Поэзия А.Блока и С.Есенина в школьном изучении”, Санкт-Петербург, изд.
Фирма "Глагол”, 2001, стр. 48-57.
Словарь
символов в искусстве, М., АСТ "Астрель”, 2003.
Уроки
литературы в 11 классе. Книга для учителя. Лирика А.А. Блока. |