В общей системе литературного образования в школе
немаловажную роль, помимо основных уроков, играют уроки внеклассного
чтения. На них учащиеся знакомятся с произведениями, выходящими за рамки
школьного учебника, что способствует расширению кругозора школьников,
формированию интереса к чтению вне школы. Однако, даже эти уроки не
могут в полной мере удовлетворить разнообразные интересы школьников,
ответить их потребностям в самостоятельном общении с книгой. Обращает на
себя внимание тот факт, что наиболее любимыми, запоминающимися
произведениями детской литературы являются те, которые были прочитаны не
по программе, а по собственной инициативе. В то же время, в последнее
десятилетие все отчетливее проявляется другая тенденция – снижение
интереса к чтению, падение авторитета книги. Приоритет отдается
телевидению, видео, компьютерным играм. Как правило, на вопрос – читаете
ли вы в свободное время внепрограммные произведения – звучат ответы: от
случая к случаю, читаю только то, что задают, у меня нет желания читать
и т.п. В связи с этим возникает проблема формирования навыков
самостоятельного чтения учащихся.
Уроки внеклассного чтения по методике своего
проведения должны отличаться от обычных уроков литературы. Эти занятия
проводятся не каждый день, даже не каждую неделю, а несколько раз в
четверть, и поэтому должны быть по своей форме нестандартными, надолго
запоминающимися для учащихся. Очень важно привлечь внимание школьников к
самостоятельному чтению, научить видеть себя как читателя, оценивать
свои достоинства и недостатки, осознавать и объем, и качество чтения.
Приемов для осуществления этой задачи – множество, однако, в данной
статье мы решили обратить внимание лишь на те задания, применяемые на
уроках внеклассного чтения в 5-м классе, которые носят игровой и
конкурсный характер.
"Соревновательный” и творческий характер литературных
заданий позволяет учителю реализовать на уроках внеклассного чтения
различные цели: выявление уровня начитанности школьников и их
литературного развития, формирование способности учащихся к
эстетическому восприятию художественного произведения, определение
состояния владения теоретическими основами изучаемого предмета,
выработка практических навыков работы с текстом и многие другие.
Поскольку игровые и конкурсные задания наиболее
уместны на уроках по изучению сказок, приведем некоторые примеры
разработок по данным темам в 5-м классе.
Урок 3 (фрагмент).
Тема: "Сюрпризы от Пеппи”. Урок-конкурс по повести Астрид Линдгрен
"Пеппи Длинныйчулок”.
Цель: Познакомить с повестью А.
Линдгрен "Пеппи Длинныйчулок”, развивать способность ориентироваться в
тексте произведения, обогащать творческий потенциал учащихся.
Оборудование: Материалы для игры "Что?
Где? Когда?” – конверты с вопросами, рулетка, призы.
Предварительное задание: Прочитать
повесть А. Линдгрен "Пеппи Длинныйчулок”, выполнить иллюстрации к
понравившимся эпизодам, уметь их пересказывать.
Ход урока
(Приведем лишь
пример конкурса "Что? Где? Когда?”). Игра идет по принципу телевизионной
передачи, однако конверты необходимо доставать в строгой
последовательности, т.к. задания даны по степени усиления трудности.
Учитель: Ну что ж, пожалуй, начнем
нашу игру. У меня на столе конверты с вопросами от тех, кто имеет
отношение к повести "Пеппи Длинныйчулок”. Всего пять конвертов.
Конверт первый. Вопрос от друга Пеппи
мальчика Томми. "Наша подруга Пеппи – необыкновенная девчонка. Она очень
добрая, она большая фантазерка, выдумщица, с ней всегда интересно. Но
есть у Пеппи еще такое качество, которому позавидовал бы любой
мальчишка. Что же это за качество и когда она его применяет?” (Большая
физическая сила, применяет тогда, когда необходимо защитить слабых,
восстановить справедливость).
Конверт второй. Письмо от девочки
Анники: "Как известно, Пеппи – очень добрая девочка. Она очень любит
дарить детям подарки. Вот и нам с Томми она подарила немало изящных и
ценных вещиц. Но однажды и мы с Томми сделали Пеппи подарок: в день ее
рождения. "Пеппи схватила пакет и лихорадочно развернула его. Там
оказался большой музыкальный ящик. От счастья и радости Пеппи обняла
Томми, потом Аннику, потом музыкальный ящик, потом зеленую оберточную
бумагу. Затем она принялась крутить ручку – с позвякиванием и
присвистыванием полилась мелодия…” Какая же мелодия звучала из
музыкального ящика? Эта же мелодия звучит в одной из известных вам
сказок Андерсена. Назовите ее. ( "Ах, мой милый Августин, Августин…”
Сказка Андерсена "Свинопас”).
Конверт третий. Вопрос от Эфроима
Длинныйчулок, отца Пеппи: "Мой вопрос будет для тех, кто прочитал книгу о
моей дочери Пеппи до конца. Как вы помните, Пеппи со своими друзьями с
удовольствием гостила у меня на острове Веселии. Они ели самые вкусные
фрукты, они вдоволь купались в теплом море, они совершали увлекательные
экскурсии в местные пещеры, они подружились с юными веселянами. Но
почему же, в таком случае, мне необходимо было отправить их домой?
Назовите две главные причины, по которым я снарядил корабль и отправил в
обратный путь свою дочь и ее друзей. (Первая причина – приближался
сезон дождей, вторая причина – дети соскучились по своим родителям и
хотели во что бы то ни стало попасть домой к Рождеству).
Конверт четвертый. Вопрос от самой
Пеппи Длинныйчулок. Каждый ребенок думает о том, кем он будет, когда
вырастет. Задумывалась об этом не раз и я. Вначале у меня было два
желания – стать Благородной Дамой или морской разбойницей, но я выбрала
морскую разбойницу. Но вскоре я поняла, что лучше всего остаться в
детстве навсегда и никогда не становиться старой. Мы с Томми и Анникой
проглотили специальные пилюли и пропели заклинание: "Я пилюлю проглочу,
старой стать я не хочу”.
Как вы думаете, почему я решила навсегда остаться в
стране детства, почему не захотела стать взрослой? ("Взрослым никогда не
бывает по-настоящему весело. Они заняты скучной работой или модными
журналами, портят себе настроение разными глупостями, а главное – они не
умеют играть.”)
Конверт пятый. Вопрос от исследователя
творчества Астрид Линдгрен: "В 1958 году шведской писательнице Астрид
Линдгрен была присуждена Международная золотая медаль Г. Х. Андерсена за
гуманистический характер творчества. Ответьте, кого называют
гуманистами? В чем заключается гуманность творчества Астрид Линдгрен?”
(Гуманист – это тот, кто ценит и уважает человеческую личность. Астрид
Линдгрен – писатель-гуманист, т. к. она говорит о праве каждого ребенка
на счастливую и достойную жизнь).
За правильные ответы ребята награждаются
призами-сувенирами "от Пеппи”.
Подведение
итогов. Сегодня на уроке мы познакомились с произведением шведской
писательницы Астрид Линдгрен. Писательница была наделена редким даром – в
ее душе до самых преклонных лет жил ребенок, она сама была такой же,
какой была во времена своего детства – открытой, доброй, любознательной,
с богатым воображением. Мир детства – источник всего творчества
Линдгрен. Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери
писал: "Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об
этом помнит”. Линдгрен помнила. Помнит и ее любимая героиня – Пеппи,
помнят и Эмиль, и Расмус, и Карлсон, и многие, многие другие герои. И
очень бы хотелось, чтобы и вы помнили и любили свое детство, своих
друзей, своих родителей, чтобы никогда ваши души не становились старыми. |