Цели: познакомить учащихся с
автором книги и со спецификой жанра романа; научить доказывать свою точку
зрения; выявить достоинства романа путем анализа произведения с точки зрения
географической, исторической, художественной; отработать навыки выразительного
чтения, чтения по ролям; продолжить работу над развитием творческих
способностей учащихся; прививать учащимся любовь к чтению, воспитывать в них
лучшие человеческие качества на примере героев романа; развивать эстетические
способности учащихся.
Оборудование: оформление доски (портрет
Жюля Верна, запись темы, эпиграфа, рисунки учащихся к роману), макет шхуны,
репродукция любой картины любого художника-мариниста, карта маршрута шхуны
«Пилигрим».
Подлинные
бессмертные произведения искусства остаются
доступными и доставляют наслаждение
всем временам и народам.
Г. Гегель
ХОД УРОКА
1. Учитель — руководитель
редакционного совета
— готовится начать заседание редакционного совета, однако в класс входит группа
учащихся, которые обращаются к редактору с просьбой вернуться к вопросу о
переиздании книги Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан».
Учитель. Хорошо, я согласна выслушать
ваши доводы. Садитесь, друзья. Итак, как вы уже слышали, целью нашего
сегодняшнего заседания будет обсуждение книги Жюля Верна «Пятнадцатилетний
капитан». Мы выслушаем аргументы историков, биографов, географов,
литературоведов, художников, группу независимых читателей, посмотрим
выступление артистов. Переиздавать ли вам этот роман, современен ли он,
интересен ли он сегодняшнему читателю. Мы начинаем заседание редакционного
совета. Слово предоставляется биографам.
2. Группа биографов
рассказывает о французском писателе Жюле Верне.
Ж.
Верн (1828—1905) — французский писатель рубежа ХIХ — ХХ веков, основоположник
жанра научно-фантастического романа, первый, кто соединил в литературе науку и
фантастику Ж. Верн поражал своих современников энциклопедическими знаниями из
разных областей науки и техники. Ж. Вери был очевидцем появления в Европе
первых паровозов, первых электрических станков. Он не просто отражал эти
новшества в своих романах, но часто и успешно занимался прогнозированием:
предугадывал появление самолетов, ракет, подводных лодок. Интерес к романам Ж.
Верна огромен, потому что писатель сумел создать в своих романах мир
увлекательных приключений.
Самыми
известными его романами являются «Дети капитана Гранта», «Двадцать тысяч лье
под водой», «Пять недель на воздушном шаре», «Пятнадцатилетний капитан». Ж.
Верна очень любят дети. Это один из самых популярных детских писателей.
У ч и т е л ь. А чем же так интересны и
увлекательны романы Ж. Верна? Слово предоставляется нашим литературоведам.
З.
Романы Ж. Верна — это удивительные приключения и путешествия, исследования,
фантастика. Сам писатель не смог совершить путешествий и сделать открытий. Но
он совершил не менее важное: он открыл нового героя. Положительные герои Верна
отважны в благородны. Они исполнены симпатии к обездоленным и угнетенным, они
не знают расовых или социальных предрассудков, смело встречают опасности и
умело преодолевают их. В его романах побеждают положительные герои, преступники
же всегда бывают наказаны.
И
неважно, что машины, придуманные Ж. Верном, устарели, не беда, что не все
сведения о природе в его произведениях точны, да и названия их иногда
вымышлены. Не умирает живая душа героев его книг. Увлекают, волнуют.
захватывают их дела и свершения. Этим в значительвой мере и объясняется
огромная популярность лучших романов Ж. Верна.
У ч и т е л ь. Довольно убедительно. А
послушаем теперь, что скажут географы по поводу этого романа? Слово
предоставляется географам.
4.
Роман интересен и с точки зрения географии. Во-первых, с географической
точностью восстановлена карта маршрута шхуны «Пилигрим».
Во
второй части романа автор рассказывает о приключениях в Африке знаменитых
путешественников Ливингстона и Камерона.
То
место, где шхуна «Пилигрим» потерпела крушение, было почти не исследовано.
Именно
это место было центром работорговли в Анголе. И поэтому герои, узнав о том,
куда они попали, пришли в ужас. Но Дик Сэнд смог сохранить хладнокровие и
рассудительность.
Ученый-энтомолог
кузен Бенедикт исследует мир насекомых. И без этого героя роман потерял бы одну
из своих ярких черт. Обнаружив муху цеце, он считал, что совершил уникальное
открытие, даже не подозревая, что он не в Америке, а в Африке, где и
встречается это насекомое.
У ч и т е л ь. А можно вопрос? Какие
животные, увиденные Диком, заставили его задуматься серьезно о месте их
нахождения? (Ответ может дать и группа независимых читателей: это гиппопотамы,
которые встречаются в Африке. Дик не сказал о страшном открытии никому, чтобы
не расстраивать своих друзей.)
Географы
продолжают:
Интересна
в романе еще история путешественника С. Вернона. По рассказу Бенедикта, он
отправился в путешествие от французского географического общества в Анголу. Он
исследовал русло Конго. Его проводник Негоро убил путешественника и ограбил
его. Ж. Верн показал читателю, насколько труден и опасен путь исследователей.
Читая
роман, мы попутно изучаем и географию. Знакомимся с природой Африки,
термитниками, с климатом континента. Мы расширяем свой кругозор.
У ч и т е л ь. Да, с точки зрения
географической это довольно интересно и убедительно. Но вот с точки зрения
истории, по-моему, роман явно устарел. Послушаем, что скажут нам историки.
5.
Историю намного интереснее узнавать из художественной литературы. В таких
произведениях она показана жизненно и наглядно. И в этом романе автор показал,
как отвратительно рабство.
Роман
написан в 1878 году, события, описанные в нем, относятся к 1873 году. К этому
времени рабство в Америке уже не существовало, а вот в Африке работорговля
процветала. Вторая часть романа открывается исторической справкой, сведениями
об отмене работорговли в колониях Англии, Франции. Автор объясняет, почему
работорговля еще процветала в Анголе.
Следы
рабов обнаруживают герои романа, продвигаясь по африканским дебрям (эпизод из
части 1, главы 18).
Исторически
верно автор показал племена туземцев, их образ жизни, верования, традиции.
Воспользовавшись этими знаниями, Геркулес спасает миссис Уэлдон и Джека. Так
что и с точки зрения исторической роман йнтересен современному читателю.
У ч и т е л ь. Предлагаю обратиться к
художникам.
б.
Художники рассказывают об иллюстрациях, выполненных ими к новому изданию
романа. Совместно с группой независимых читателей выбирается иллюстрация,
которая станет обложкой книги, приводится аргументация.
У ч и т е л ь. Судя по иллюстрациям,
главный герой Дик Сэнд целеустремлен, умен, благороден. По-моему, такие герои
устарели. Обратимся к группе независимых читателей.
7.
Беседа с группой независимых читателей:
—
Что бы вы могли возразить?..
—
Как автор знакомит читателя с Диком? (Чтение
наизусть отрывка из описания Д. Сэнда из части 1, главы 2.)
—
Как Д. Сэнд оказался на шхуне «Пилигрим»?
(С
8 лет Дик плавал на корабле. Он был очень способным и понравился капитану Гулю.
Он рассказал о мальчике судовладельду Уэлдону. Дика определили в школу.
Закончив школу, он попадает на китобойное судно своего благодетеля.)
—
Скажите, какое событие изменило судьбу Дика?
(Это
шторм, во время которого Дик не растерялся и справился с управлением шхуны.)
Дик
с детства бредил морем. Он чувствовал и понимал его. Как это показано в романе?
Найдите описания моря...
(Часть
1, глава 6, эпизод «Кит на горизонте» и глава 12, эпизод «Остров на горизонте»)
—
Какое из этих описаний помогает нам лучше понять характер Дика? (Описание
шторма.)
—
А как Дик стал капитаном на судне?
(Во
время охоты на кита погибли капитан и все матросы. Дик был единственным, кто
хоть немного разбирался в морском деле. Кроме того, миссис Уэлдон доверяла
ему.)
8.
Инсценировка эпизода «Судно, потерпевшее крушение» (часть 1, глава 3).
У ч и т е л ь. Почему именно этот эпизод мы
выбрали для инсценировки?
(Наверное,
именно после того, как герои «Пилигрима» взяли на борт негров и собаку, и
начинается самое интересное и захватывающее.)
—
Почему роман называется «Пятнадцатилетний капитан»? Может быть, надо было
назвать по-другому, например, «Приключения пассажиров "Пилигрима”»?
(Нет,
название данное ромаву Ж. Верном, более точное. Юноше 15 лет, он по возрасту
еще юнга, но уже действует в мыслит как взрослый человек.)
9.
Чтение рецензентами подготовленной заранее рецензии на роман.
10.
У ч и т е л ь. Обратиться к эпиграфу
нашего урока. Его содержание и станет лучшим аргументом того, что роман стоит
переиздавать. (Чтение эпиграфа.)
Действительно,
роман Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан» бессмертное произведение. Оно может
доставить истинное наслаждение и современному читателю.
Домашнее задание.
На
следующем уроке мы поговорим с вами подробнее о других героях романа,
проанализируем главы, где говорится о скитаниях героев в дебрях Африки.
Подберите необходимый материал для рассказа об этом. |