ЦЕЛЬ: познакомить уч-ся с лирикой
Древней Греции и творчеством известнейшей поэтессы Сапфо.
I.A К
Т У А Л И 3 А Ц И Я ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Сообщение
учеников о жизни и творчестве Публия Овидия Назона.
Беседа по поэме Овидия
"Метаморфозы":
1.3а что судьба обрушила на Дедала двойную кару?
2.Какими ремеслами владел Дедал? Кто его им обучил?
З.В чьей смерти обвинили
жители Афин Дедала?
4.Какую параллель можно провести между Дедалом и самим
Овидием?
5.Какой русский поэт восхищался жизнью и творчеством Овидия?
II.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Искусство
греков - высочайшее искусство, норма и первообраз всякого искусства.
В.Г.Белинский
I.Вступительное
слово-лекция учителя о греческой лирике.
Расцвет
лирики, как самостоятельного жанра, произошел на рубеже 7 и 6 веков до н.э.
Этому способствовала новая общественная обстановка в Греции, когда резко
обострилась классовая борьба.
В
центре лирических произведений находится человеческая личность, с ее мыслями,
настроениями и переживаниями. Греческая лирика развивалась на основе песенного
народного творчества. Сам же термин "лирика" возник в эпоху
эллинизма и связан с музыкальным инструментом - лирой, под аккомпанемент
которой исполнялись некоторые сольные и хоровые песни.
Значительная
часть текстов греческой лирики потеряна. За исключением немногочисленных
цельных произведений, большинство стихов греческих поэтов дошло до нас в виде отдельных
фрагментов и разрозненных строчек.
Поэт-лирик
смотрит в самого себя, он занят
самим собой, анализирует свой внутренний мир, свои чувства, свои мысли. Он
показывает свое кровоточащее сердце, иногда отгоняя отчаяние, призывает себя к
терпению и мужеству. Поэт-лирик заботится о красоте своего стиха, но главное,
что просит он у муз, - это взволнованности, эмоций, страсти, умения зажигать
сердца.
Пожалуй,
главная тема лирической поэзии была, есть, и, видимо, будет всегда любовь. Еще
в древности возникла легенда о неразделенной любви Сапфо к прекрасному юноше
Фаону. Отвергнутая им, она якобы бросилась со скалы и погибла.
Лирика
СапФо относится к мелической поэзии, связанной с музыкой.
2.Учитель зачитывает
стихотворения Сапфо.
3.Сообщение учителя о жизни и
творчестве Сапфо.
Сведений
о жизни Сапфо сохранилось очень мало. Родилась она в приморском городе Эресе,
но большую часть жизни она провела в главном городе острова Лесбос - Митилене.
Сапфо содержала на острове школу девушек, учила их пению, танцам, музыке,
наукам. Она руководила девичьим хором, в репертуар которого входили песни,
воспевающие любовь и дружбу.
"Жребий
мой - быть в солнечный свет и в красоту влюбленной", - пела Сапфо. Здесь
на первом плане не красота и солнце, а отношение к ним поэтессы. Она не
ограничивалась старыми поэтическими нормами, а вводила в поэтический обиход
новые размеры и ритмы. Основанная на традициях народной песни, лирика Сапфо
необычайно эмоциональна. Тема ее поэзии - любовь, красота, прекрасная природа.
Она воспевала женскую красоту, очарование женской стыдливости, нежности, оной
прелести девичьего облика. Помимо любовной лирики, Сапфо прославилась
свадебными песнями - эпиталамиями. По форме и стилю они схожи с народными
свадебными песнями и обрядами.
В
лирике Cапфo
используется
особый размер, близкий к строфе Алкея и называемый "сапфическая
строфа".
4.Чтение сохранившегося и
дошедшего до нас гимна Афродите раскрывающего все обаяние поэзии Сапфо.
III.СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И
ОБОБЩЕНИЕ
1.Что
вы узнали на уроке о греческой лирике? Откуда пошло это название - лирика?
2.Что нового вы узнали об одной из известнейших поэтесс Древней Греции - Сапфо?
3.Любите ли вы читать лирические стихотворения? Какие именно - любовные,
философские или о природе? Какие русские поэты восхищались стихами Сапфо?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Подготовить
выразительное чтение стихов Сапфо, Найти стихотворения русских поэтов,
посвященные Сапфо. |