Введение
Уроки внеклассного чтения должны носить праздничный характер, вызывать живой интерес к книге, развивать воображение, учить детей конкретно представлять себе героев произведений, стимулировать самостоятельное осмысление прочитанного и умение свободно выражать свои мысли.
Важно правильно выбрать жанр урока («Урок - практикум», «Урок – концерт», «Урок – конференция», «Урок – конкурс» и т. д.). В любом случае - это необычное решение урока.
Задание дается заранее. На подготовку уходит длительное время. В дальнейшем материал таких уроков может стать частью литературного праздника или внеклассного мероприятия.
Предложенные темы, задания, вопросы направляют самостоятельную работу всех учащихся класса. С одной стороны, происходит формирование умений и навыков. Каких именно? Самых различных, например, общегуманитарных (при этом вырабатывается потребность обращаться к словарям и справочникам, прием знакомства с новой книгой, повышается уровень внимания в работе); специальных (к ним относится выразительное чтение, умение правильно выписывать цитаты, пересказывать, писать сочинение на заданную тему); мыслительных (это умение наблюдать над текстом, отбирать материал, сравнивать, группировать, обобщать). С другой стороны, обращаясь к эмоциям, чувствам учащихся, мы не только воспитываем, но и развиваем их творческое начало.
Тема: Внеклассное чтение повести Д. Даррелла « Говорящий сверток».
Цели: познакомить учащихся с повестью писателя; стимулировать их творческий процесс и желание «читать».
Оформление доски:
- Слайды или фотографии Д. Даррелла (1925-1995).
- Высказывания из книги Джанни Родари («Грамматика фантазии.» - М.: « Прогресс», 1978. Перевод с итальянского Ю.А.Добровольской. 44 глава «Воображение, творчество, школа».).
-
«Творчество – синоним оригинального склада мышления, то есть способности постоянно ломать привычные рамки накопленного опыта. Творческий ум - это ум активный, пытливый…»
-
«…будем развивать творческое начало у всех, чтобы мир не оставался таким, как он есть, а преобразился».
- Записанный заранее на доске учениками цитатный план событий первой (или последней) главы повести;
(Задание. Составить цитатный план, передающий содержание первой главы. Он должен осветить последовательность событий и логическую связь между ними.)
Примерный план событий первой главы:
-
«…Саймон и Питер летели в гости к кузине Пенелопе на летние каникулы…»
-
«Спустим на воду шлюп…и поплывем навстречу приключениям».
-
« Вам когда – нибудь попадался пакет, который разговаривает?»
-
« Я – НЕобыкновенный попугай!»
-
«Дульчибелла, моя домоправительница, певчая паучиха»
- Контрольное задание классу (К концу урока заполнить несложную таблицу (не менее трех пунктов на положение). В каждом столбике в свободной форме записывается то, что особенно запомнилось.)
Таблица может выглядеть примерно так:
Мифландия |
Сказочные персонажи |
Реальные лица |
Выводы по уроку |
четыре заката; |
василиски; |
Саймон; |
(см. в конце) |
«вечные» растения; |
огневки; |
Питер; |
|
пробочные деревья… |
лунные тельцы… |
Пенелопа. |
|
Ход урока
I. Слово учителя
О писателе.
Д. Даррелл – зооспасатель и человек, опередивший время. В возрасте шести лет он предсказал свое будущее.
А начиналось все в далекой и во многом тогда еще сказочной Индии. Именно там, в городе Джамшедпуре, в семье инженера – строителя Сэмюэля Даррелла и Луизы Флоуренс 07.01.1925 г. родился четвертый ребенок – Джеральд Малкольм.
Жизнь их была не самой легкой, т.к. семья постоянно кочевала, переезжая со стройки на стройку. Уже в двухлетнем возрасте Джеральд «заболел» своего рода «зооманией» и при каждом удобном случае тащил свою няню к рядам зловонных клеток местных зверинцев. Его мать даже утверждала, что первым словом младшего сына было не «мама», а «zoo» («зоопарк» в переводе с английского).
Двухлетний ребенок набивал все коробки и свои карманы «разнокалиберной» живностью. В возрасте шести лет маленький Джеральд сообщил своей матери, что собирается обзавестись собственным зоопарком и что поселит ее на его территории в специальном коттедже. Так и получилось спустя несколько десятилетий.
Неутомимый путешественник, он объездил свет ради поисков и отлавливания самых редких живых существ. Даррелл поместил их в зоопарке, созданном на одном из островов Англии (о. Джерси). Этот человек реализовал попытку создания своеобразного Ноева ковчега для редких видов, чтобы и сохранить их на земле, и расселить, если это удастся, вновь.
II. Беседа
Учитель. О каких еще произведениях писателя вы слышали? Какие книги читали?
(«Моя семья и звери», «Зоопарк в моем багаже», «Поместье – зверинец», «Поймайте мне колобуса», «Сад богов»)
Учитель. Вспомните, каков сюжет повести Д. Даррелла «Говорящий сверток»? Что лежит в его основе?
(Попавшие из реального в фантастический мир школьники помогают освободить сказочную страну Мифландию от власти злых василисков. В этом путешествии ребята проявляют чудеса мужества, смекалки, находчивости.)
Учитель. Назовите героев, которые особенно вам запомнились?
(Саймон, Питер, Пенелопа, Попугай, василиски, волшебник, Ха-Ха…)
Учитель. Где происходит основное действие повести?
(В выдуманной, сказочной стране Мифландии. Ее сотворил волшебник Хенгист Хайрам (Ха-Ха), когда понял, что в мифических животных перестали верить. Эти создания могли прекратить свое существование.)
Учитель. Как можно попасть в эту страну?
(Вход в пещеру страны Мифландии знает «паровозиха» мадам Гортензия, которая живет около селения Диакофта. Если ее уговорить, то она туда отвезет.)
Книги. Значит, каждый желающий сможет увидеть волшебную страну?
(Нет, не каждый. А только тот, кто действительно поверит в ее существование, сможет отыскать вход. Только такому человеку откроются неведомые тайны воображения.)
Книги. Как по-другому можно было бы назвать Мифландию?
(Страна Фантазия, Страна Воображения, Страна Вымысла, Зазеркалье…)
Книги. Какой вы представляете себе волшебную страну?
Словесное рисование.
Ответ может быть таким:
«Мне страна Мифландия представляется необычайно красивой и завораживающей. Здесь и холмы, и долины, и кристальные пещеры, и Поющее море, и острова, и реки. Облака как будто специально рассажены. При свете дня они переливаются от светло-голубого до сиреневого оттенка. К концу дня облака меняют своё положение и форму.
Одновременно сияют четыре заката: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный. Лёгкий тёплый ветерок создаёт ощущение комфорта и безопасности. Счастье приходит из ниоткуда и как бы само по себе. Необыкновенные чувства переполняют грудь.
Страной правят добрые «Великие Книги» - Словари и волшебник. Всё созданное в этой стране находится в строгом соответствии и равновесии. Оно необходимо, полезно, удобно, разумно. Девиз жителей страны: «Живи и дай жить другим!»
Такой я вижу Мифландию.»
III. Представление и защита работ (по группам)
1 ряд. Задание. Реклама книги.
Важно так представить повесть, чтобы другим захотелось её прочитать.
(Под руководством учителя с отдельными учениками приготовлена инсценировка, отражающая эпизод книги.)
Отмечаются лучшие работы, авторы их дают, если потребуется, пояснения, остальные высказываются, насколько удался тот или иной рисунок.
- рекламный щит (рис. 1, 1.1);
Рекламный щит «Заинтересовался – прочти!» Пояснения.
Три великие Книги и волшебник Ха - Ха правят волшебной страной.
Попугай – главный хранитель человеческих слов.
Все обитатели страны Мифландии, каждый по – своему, необыкновенны и живут в мире и согласии. Школьники Саймон, Питер, Пенелопа уже стали частью этой страны.
- визитная карточка книги (рис. 2, 2.1);
Визитка «Д. Даррелл «Говорящий сверток». Мифландия.» Пояснения.
Волшебная Мифландия невидимо (шапка колдуна в самом верху и в центре) управляется Книгами и волшебником.
Страна настолько необычная, что в каждой части света заходит свое солнце: красное, желтое, зеленое и синее.
Каждому необыкновенному животному отводится свое место, и своим присутствием они так его изменяют, что в совокупности мир становится таким разнообразным и цветным.
В самом центре визитки написан девиз придуманной страны: «Живи и дай жить другим!» Тогда Мифландия будет существовать вечно.
- «рекламки» (рис. 3, 3.1); - обложка для диска (рис. 4, 4.1); - слайды (рис. 5, 6). - инсценировка.
(Нарисованные учениками газеты (замок с решётками на окнах, карта страны Мифландии).
2 ряд. Задание. Мир фантастических зверей страны Мифландии.
Ребята готовят рассказ о сказочном животном, которое сами выбрали.
Примерные вопросы:
-
Как выглядит фантастический зверь?
-
Есть ли легенда о его происхождении?
-
Встречается ли в реальном мире аналогичное ему животное?
Ученики читают выписанные в тетрадь характеристики, рассказывают о животных. «Книги» дополняют и оценивают работу выступающих карточками.
Пример такого сообщения.
«Василиск подобен гигантскому петуху, покрыт чешуёй, отливающей золотым, зелёным и красным цветами. Глаза грозные, зеленовато – золотистые, сверкают. Из ноздрей – дым, из клюва – пламя. При нападении выбрасывают огонь на три метра. Голос грубый, издаваемые звуки похожи на «карканье».
Нрав бесстрашный, коварный, агрессивный. Любит власть, отличается тщеславием, наглостью. Поддаётся влиянию сильнейшего. Над приказами не думает, а им повинуется.
Василиски несут яйца, высиживать их заставляют других (например, жаб). Не переносят запах лаванды. От неё чихают. Начинается что – то вроде аллергического насморка. Уничтожить василиска может только укус горностая, выпившего сок травы руты».
Дополнительный материал (для учителя).
Древние греки и римляне упоминали о страшном чудовище, имеющем вид змеи и одаренном сверхъестественной силой. Само рождение этого страшилища, по их мнению, происходило неестественным путем: петух клал уродливые яйца, а змеи и жабы их высиживали. Таким путем появлялся на свет василиск – крылатое безобразное чудовище: у него было четыре петушиных ноги, змеиный хвост, сверкающие глаза, один взгляд которых был смертельно ядовит для человека. Исходящий от этого страшилища яд заражал воздух вокруг и убивал все живущее. Даже растения погибали под влиянием этого яда, плоды опадали с деревьев и сгнивали, трава высыхала, птицы падали мертвыми, лишь только налетали на это место; даже всадник, если он приближался к такой зараженной атмосфере, вместе со своей лошадью моментально погибал.
Про василисков упоминается в литературе всех древних народов и даже в Библии, где этому загадочному животному приписываются также очень вредоносные свойства.
На самом же деле василиск – это совершенно безвредная американская ящерица, которая относится к семейству игуановых. Известно всего четыре вида этих животных. Живут они в Центральной Америке. Достигают 80-ти сантиметров, из которых 56 см. приходится на хвост. Голова и шея этого удивительного животного очень короткие, туловище худое и сплющенное по бокам. На спине и на хвосте у самцов имеется кожистый гребень, который поддерживается отростками позвонков. Зубов у василисков целых 100 штук. Живут на деревьях и всегда около реки. При каждом постороннем шуме это «чудовище» с грозным видом надувает горло и устремляет на вас свирепый взгляд, затем быстро прыгает с дерева, но не бойтесь, василиск – очень пугливое животное. Он быстро бросается в воду и уплывает.
(Сборник «Все обо всем». Популярная энциклопедия для детей. Филологическое общество, «Слово», Москва, 1994 г.)
Учитель. Назовите черты сходства и отличия сказочного василиска от реального?
Примерные задания для учащихся 2 группы.
1. Вы – сказочные жители страны Мифландии. Представьтесь!
(1 вариант - пересказ-подражание; 2 вариант - самохарактеристика)
Возьмите указку, покажите на карте страны Мифландии место вашего обитания.
Пример самохарактеристики.
Мы - лунные тельцы, похожи немного на коров, немного на улиток, производим горячее и холодное молоко и сливки. После себя оставляем желе, из которого можно « выдумать» что- нибудь полезное.
Мы - мандрагоры, но, несмотря на наш внешний безобидный вид, можем быть опасными. Наш ужасный, леденящий душу крик сводит с ума.
Я - Освальд, огромный морской змей, самое кроткое и безобидное существо; немного глуховат; люблю готовить.
2. Ученики 1 ,3 группы называют какое-либо мифологическое существо. Задание. Дать животному наиболее подходящее определение. (Отвечать выбирают любого из 2 группы.)
(Например, Этельред – находчивый, образованный; горностаи – трусливые, вялые, изнеженные, капризные; грифоны – трудолюбивые, надёжные, медленно соображающие; оборотни – опасные; единороги – величественные, живописные…)
Продолжите «цепочку» определений.
3. Задание. Прослушайте высказывания персонажей. Кто бы мог так сказать? Почему? («Узнай героя»)
А. «Мне крайне редко выпадает случай беседовать с людьми культурными и утончёнными». (русалка Деззи)
Б. «Я пойду с моими верными соратниками и поставлю на место этих диких василисков…» (герцог Горностайский Рокфор)
В. «Мы согласны есть. Мы присоединяйся к вам… Мы ожидайт ваши распоряжения». (Грифоны)
Г. «Ням – ням, наконец-то настоящая сдобная лепёшка». (Освальд)
4. Задание. Найдите в тексте и зачитайте ряд новых постановлений, которые придумали василиски и намереваются ввести в действие, когда будут управлять всей волшебной страной. Вы – жители Мифландии. Придумайте свои постановления, которые будут отражать интересы сказочной страны.
Примерные постановления.
1. «Придумывать» для страны могут все жители по мере необходимости и в ходе творческого прилива сил. Любая фантазия должна быть одобрена и реализована волшебником Ха – Ха.
2. Получение образования не привилегия, а право.
3. Основные принципы проживания в Мифландии: быть самим собой; жить и дать жить другим; делать всё, чтобы страна существовала вечно…
4. Просмотр видеоролика «Прочти эту книгу!» («Мифландия и её обитатели».)
3 ряд. «Саймон, Питер, Пенелопа – главные «защитники» Мифландии».
Задание. Расскажите самый интересный (на ваш взгляд) эпизод из жизни каждого персонажа. Такой момент, где характер подростка проявился особенно ярко.
(Пенелопа – спасение маленького единорога; Саймон – участие в воздушной атаке; Питер – командование кавалерией единорогов.)
Покажите на карте места посещения школьниками волшебной страны.
IV. Выводы
1. В качестве варианта можно предложить выполнить всем итоговый тест по произведению.
2. Учащиеся зачитывают положения таблицы, особенно уделяя внимание последней графе.
Выводы могут быть самыми неожиданными.
- Мифландия не имеет возрастных ограничений. - В стране соблюдается численное равновесие её обитателей. - Мечтать, творить, создавать – это здорово! Это полёт фантазии, действие, жизнь. - Не важно, где ты, в реальности или над ней, всегда необходимо оставаться «человеком». Быть добрым, отзывчивым, готовым прийти на помощь. - Чем глубже познаёшь мир выдуманной страны, тем лучше понимаешь реальный мир. - Могу «выдумать» что- нибудь полезное и предложить это на рассмотрение Великим Книгам и волшебнику. - Обязательно дочитаю до конца эту книгу о путешествии ребят.
«Книги» суммируют выданные именные карточки, заносят фамилии в книгу «Почётных гостей страны Мифландии», оценивают выступления учащихся.
V. Домашнее задание
1. Просмотреть схожие по тематике фильмы: «Бесконечная история» (худ. Фильм, США), «Алиса на каникулах» (мульт. Фильм, Россия), «Унесенные призраками» (мульт. Фильм, Япония) и «Воспоминания о будущем» (мульт. Фильм, Япония).
2. Письменно ответить на вопрос «Можно ли между термином «мифландия» и термином «иллюзия» поставить знак «равно»? Ответ обоснуйте.
Заключение
Если же урок внеклассного чтения всё- таки «вылился» в литературный праздник, то хорошим заключением ему будет «парад героев». На подиум по одному выходят «фантастические» персонажи. У каждого свой костюм. Они называют себя (или представляют). Победителей выбирают всеобщим голосованием. Грамоты и сувениры вручаются по разным номинациям: «Лучший костюм», «Самый необычный костюм», «Приз зрительских симпатий», «Лучший выдуманный образ», «Лучшее представление героя»… Фотографии, отражающие мероприятие, могут прекрасно украсить любой тематический стенд («Читайте и будьте ближе» (Пятые классы начальной школе.); «Увлекательный мир животных» (зоология); «Хеллоуин» (англ. яз.); «Толерантность как универсальная форма существования»; «Чудеса случаются» (к Новому году и Рождеству)…)
Таким образом, урокам внеклассного чтения необходимо уделять серьёзное внимание. Важно, чтобы у детей были полезные и интересные книги. Важно, чтобы ученики «захотели» сами их прочитать. И не менее важно и ответственно быть посредником при формировании у ребят этого «оригинального склада мышления». |